Конспект урока по литературному чтению,
Проведенного 19.12.18 в классе 4а школы №4
студенткой группы 3Ш Мингалеевой Ангелиной
Тема урока: «Н.А. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы».
Цель урока: Познакомить с произведением Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить ознакомление с творчеством Н.А.Некрасова.
- Расширять представления детей о душевной щедрости человека на примере поступка главного героя
Развивающие:
- Развивать умения самостоятельно применять полученные знания
- Развивать словарный запас, мышление, речь, внимание, коммуникативные качества
- Формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
Воспитательные:
-Способствовать развитию умения замечать красоту природы
- Воспитывать любовь к животным, чувство товарищества и взаимовыручки; сопереживания, милосердия; интерес к чтению
- Воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.
- Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Планируемые результаты:
Предметные:
- Формировать умение правильно, осознанно, выразительно читать
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
-понимание причины успеха в учебной деятельности.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
|
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Ι. Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Харисовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте все ли у вас на партах приготовлено к уроку -Сели, сложили перед собой руки, выпрямили спины, поставили правильно ноги, а теперь давайте улыбнемся друг другу. Хорошо, когда день начинается с улыбки. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. | Воспринимают информацию на слух. Проверяют готовность к уроку. Реагируют на слова учителя. Выполняют зарядку Мальчик юра поймал снегиря, а другие дети объяснили ему, что их нельзя ловить и сажать в клетки, их нельзя мучать, они должны жить на свободе, а мы можем им помочь, смастерив кормушки Автор призывает нас беречь и любить природу, все, что нас окружает Николай Алексеевич Некрасов,стихотворение «Не ветер бушует над бором…» «Мороз, Красный нос» “Дедушка Мазай и зайцы” Познакомиться с произведением, определить главную мысль произведения, понять чему оно учит Да -Про старика, который спасал зайцев от потопа -Весна Читают по цепочке В первой части автор рассказывает нам о то, кто такой Дед Мазай, о его деревни и жизни в ней. Рассказывается о том, что Мазай занимается охотой на дичь “Знакомство с дедушкой Мазаем”, “Жизнь Дедушки Мазая” -Говориться о том, как весной во время половодья зайцы тонули, но дед Мазай их не бросил в беде, он спасал зайцев, а после спасения отпустил их на волю -Потому что мужики ставят ловушки на зайцев, охотятся на них в большом количестве С интонацией недовольства, осуждения Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, природой в целом Он чувствовал ответственность Когда они увидели лодку, переполненную зайцами они стали смеяться Их отношение к природе не на столько бережное, они не проявляют сочувствия по отношению к природе 1) Зайцы на островке 2) Спасение 3) Зайчонок на пне, зайчиха в кустах 4) Зайчишки на бревне 5) Мимо деревни 6) На берегу Он любит свой край, животных этой местности и без надобности их не убивает, а наоборот может спасти в сложной для них ситуации Надо любить и беречь свой край, быть патриотом своей Родины Автор его уважает, он ему интересен, приятно с ним общаться “Случай весной” “Дедушка Мазай – добрый охотник” | |
ΙΙ. Целеполагание и планирование изучения темы, раздела. Актуализация знаний. | -Наш сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения, послушайте его внимательно: Юрка с нашего двора Снегиря поймал вчера. Всем хвалиться начал: – Вот! В клетке он теперь живет. Но ребята зашумели: – Что ты, Юрка, В самом деле, Запер в клетку снегиря? Отпусти! Не мучай зря! Снегири ведь не игрушки – Наши гости снегири! – Ты бы лучше не ловушку А кормушку смастерил! -Ребята, как вы понимаете данное стихотворение? -К чему нас призывает автор данного стихотворения? -Ребята, вы правы -Напомните, с каким произведением вы знакомились на прошлом уроке? -Из какой поэмы взят этот отрывок? -Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчество Н.А. Некрасова, кто догадался, над каким произведением мы будем работать сегодня? -Давайте поставим перед собой цели на сегодняшний урок | ||
III. “Открытие” новых знаний | -На прошлом уроке вы не только читали стихотворение Николая Алексеевича Некрасова, но и познакомились с его биографией. -Ребята, а хотели ли вы бы продолжить знакомство с творчеством Николая Алексеевича Некрасова? -Уже с раннего детства Некрасов был сильным, смелым, умел грести, плавать, метко стрелял из ружья. Став взрослым, в свободное время любил скитаться по лесам и полям, любил охотиться. Охота была для него не одной забавой, но и средством знакомиться с народом. Особенно дружил Некрасов с такими крестьянами, которые и сами любили охотиться. Много интересных историй рассказал поэту старый Мазай, с которым он нередко ходил на охоту. Жил Мазай в деревне Малые Вежи, среди дремучих костромских лесов, в болотистой, низменной местности, где водилось очень много всякой дичи. -Одну из историй Н. А. Некрасов описывает в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы». -Рассмотрите иллюстрацию. Можете ещё до чтения стихотворения сказать о чем текст? -Внимательно посмотрите на картину и скажите, в какое время года происходят события? -С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это называется половодьем. -Откройте учебники на странице 116, Прежде чем мы начнем читать первую главу, давайте познакомимся со словами, которые нам даны в сносках. Прочитайте слово из первой сноски. Посмотрите на изображение этой птицы на доске. -Теперь давайте посмотрим на вторую сноску -Давайте приступим к чтению. Читать будем цепочкой, по двустишию. Внимательно следите. Старайтесь понять текст. После прочтения мы будем озаглавливать главы. -Переворачиваем страницу, давайте познакомимся со словами из сносок на этих страницах. (Кураж, Пуделять). -Ребята, о чем говорится в первой части произведения? -Ребята, какое бы название вы могли дать 1 части произведения? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Давайте приступим к чтению второй части -Снова обратимся к сноскам, на страницах учебника 180, 181 (Сажень, Зипун) Посмотрите на доску, так выглядит зипун. -Продолжаем читать по цепочке, я буду вас останавливать и чтение будет продолжать следующий ученик, поэтому следим за текстом внимательно -Ребята, о чем говорится во второй части произведения? - Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай? - В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? С какой интонацией нужно читать эти слова? - Что имел ввиду автор? О какой совести он говорит? - Какие чувства переполняли Мазая, когда он видел зайчат, жизнь которых зависела от него? - Как отнеслись односельчане к находке Мазая? -Как прочитать эти слова? Прочитайте. - Почему они с насмешкой смотрели на то, как Мазай спасал зайцев? - Как Вы думаете, стали бы они на месте Мазая спасать зайчат? -Как себя повели зайцы, когда увидели берег? -Почему? - Им хотелось на свободу или вдруг почувствовали страх перед Мазаем? -Давайте составим план ко второй части произведения - Каким нам автор показал дедушку Мазая в стихотворении? - Какова главная мысль стихотворения? -Как автор относиться к своему герою? Почему? - А как вы относитесь? -Давайте озаглавим вторую часть произведения | ||
V. Итог, рефлексия. | -Какое произведение мы читали сегодня на уроке? -Кто автор этого стихотворения? - С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня? -Давайте вспомним цель, которую мы поставили с вами на урок -Достигли мы с вами поставленной цели? Сегодняшний урок я хотела бы закончить четверостишьем Е.Евтушенко Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверят внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. - Как вы понимаете эти строки? - О каких зверях внутри нас говорит автор? - К чему призывает автор? Рефлексия -Всем спасибо, урок окончен | Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» Н.А.Некрасов Дедушкой Мазаем Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень и т.п. Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает. |
Подпись учителя_________________________ Подпись методиста_____________________________
|
|