Глава 2. Анализ финансовых результатов организации
Задачи, основные направления анализа финансовых результатов деятельности организации и его информационное обеспечение
В условиях рыночной экономики, важное значение приобретают показатели прибыли и рентабельности, которые являются экономическими результатами деятельности хозяйствующих субъектов.
Прибыль составляет основу экономического развития организации, т.к. рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширяемого воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива, технического переоснащения организации. Поэтому в условиях рынка ориентация организаций на получение прибыли является непременным условием предпринимательской деятельности. Прибыль характеризует абсолютную эффективность деятельности организации, является важнейшим показателем оценки его производственной и коммерческой деятельности, деловой активности и финансового благосостояния.
Рентабельность – относительный показатель. Рентабельность более полно, чем прибыль, отражает окончательные результаты хозяйствования, т.к. рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Основными задачами анализа финансовых результатов являются:
- оценка выполнения заданий бизнес-плана по экономическим результатам;
- анализ динамики состава и структуры прибыли организации;
- определение влияния отдельных факторов на прибыль от продаж;
- рассмотрение состава и динамики операционных и прочих доходов и расходов, и их влияние на чистую прибыль;
- анализ влияния уплаченных налогов на прибыль;
|
- анализ общей суммы доходов и расходов;
- расчет показателей рентабельности и определение влияния отдельных факторов на показатели рентабельности;
- анализ рентабельности прибыли;
- выявление результатов дальнейшего увеличения прибыли, повышение рентабельности.
Источниками информации при анализе финансовых результатов являются «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах».
Анализ финансовых результатов деятельности организации осуществляются в целях:
- систематического контроля за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
- выявления факторов, оказывающих влияние на объем реализации и финансовые результаты;
- выявления резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
- разработки мероприятий по использованию выявленных резервов.
Общая оценка динамики и структуры прибыли
Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности организации, характеризующий абсолютную эффективность его работы.
Общая оценка динамики и структуры прибыли (убытка) дается на основании горизонтального и вертикального анализа по данным «отчета о финансовых результатах»
При общей оценки прибыли, необходимо рассчитывать абсолютное отклонение, темпы роста прибыли и удельные веса разных видов прибыли в выручке организации.
Механизм формирования прибыли:
1) Валовая прибыль – это разница между выручкой (Qвыр.) и себестоимостью (С/C), т. е.
Пвал =Qвыр. - С/C, (2.1)
2) Прибыль от продаж – это разница валовой прибыли (Пвал) и коммерческих (КР) и управленческих (УР) расходов, т. е.
|
Прод= Пвал - КР-УР, (2.2)
3) Прибыль до налогообложения – это прибыль от продаж за вычетом процентов к уплате (ПУ) и прочих расходов (ПР) и прибавления процентов к получения (ПП) и прочих доходов (ПД), т. е.
Пд.н.о.= Прод + ПП – ПУ + ПД – ПР, (2.3)
4) Чистая прибыль – это сумма прибыли до налогообложения (Пд.н.о) и отложенных налоговых активов (ОНА) за вычетом текущего налога на прибыль (ТНП) и отложенных налоговых обязательств (ОНО), т. е.
Пчист= Пд.н.о + ОНА – ТНП –ОНО, (2.4)
Таблица 2.1- Анализ динамики и структуры прибыли
Наименование показателя | Сумма, тыс. руб. | Темп роста % | Удельный вес | ||||
на 31.12.13 | на 31.12.14 | Отклонение (+;-) | на 31.12.13 | на 31.12.14 | отклонение | ||
1. Выручка | - | - | - | ||||
2. Себестоимость продаж | |||||||
3. Валовая прибыль | |||||||
4. Коммерческие расходы | |||||||
5.Управленченские расходы | |||||||
6. Прибыль от продаж | |||||||
7. Проценты к получению | |||||||
8. Проценты к уплате | |||||||
9. Прочие доходы | |||||||
10. Прочие расходы | |||||||
11. Прибыль до налогообложения | |||||||
12. Текущий налог на прибыль | |||||||
13. Изменение отложенных налоговых обязательств | |||||||
14. Изменение отложенных налоговых активов | |||||||
15. Прочее | |||||||
16. Чистая прибыль |
Вывод к таблице 2.1
|
Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие аналитические выводы:
-выручка в 2014 году по сравнению с 2013 уменьшилась на _______ тыс. рублей или на ______%, что является негативным моментом;
-валовая прибыль уменьшилась на _______ тыс. рублей или на _____%, что является негативным моментом;
-прибыль от продаж уменьшилась на ______ тыс. рублей или на ____%, что является негативным моментом; организации можно порекомендовать снизить коммерческие расходы;
-прибыль до налогообложения уменьшилась на _______ тыс. рублей или на ______%, что также является негативным моментом; организации необходимо тщательнее отслеживать прочие доходы и расходы;
-чистая прибыль уменьшилась на _______ тыс. рублей или на _____;
-стоить заметить, что все виды прибыли организации в отчетном году, по сравнению с предыдущим, уменьшились; организации необходимо обратить внимание на увеличение выручки и сокращении себестоимости и всех видов расходов;
-разные темпы роста выручки и себестоимости вызвали изменения в структуре прибыли:
- удельный вес валовой прибыли увеличился на ____%;
- удельный вес прибыли от продаж увеличился на ____%;
- удельный вес прибыли до налогообложения увеличилась на _____%;
- удельный вес чистой прибыли увеличился на _____%.
Перераспределение произошло в пользу валовой прибыли, что свидетельствует о том, что темпы роста себестоимости исследуемой организации меньше темпов роста выручки.
Анализ прибыли от продаж
Прибыль от продаж, как правило, составляет наибольшую часть прибыли до налогообложения. Поэтому важно определить влияние отдельных факторов на нее.
При анализе прибыли (убытка) от продаж по данным «Отчета о финансовых результатах» можно определить влияние следующих факторов:
- изменение выручки;
- изменение цен на продукцию;
- изменение коммерческих расходов;
- изменение управленческих расходов;
- изменение себестоимости продукции.
Рассмотрим влияние каждого показателя.
1) Влияние изменения цен на прибыль от продаж.
Для определения влияния изменения цен на продукция на прибыль от продаж, целесообразно применять следующие расчеты:
- определим индекс цен (Y):
, (2.5)
где - инфляция отчетного года;
- найдем выручку от продаж продукции (Q’) в сопоставимых ценах, которая определяется как отношение выручки отчетного периода к индексу цен (Y):
, (2.6)
- влияние изменения цен на выручку (∆Qвыр.цен) определяется путем разницы величины выручки в отчетном периоде и выручки от продажи продукции в сопоставимых ценах:
∆Qвыр.цен=Qвыр.отч.-Q’выр., (2.7)
- теперь можно определить изменение прибыли от продаж под влиянием изменения цен на продукцию (∆Пцен):
, (2.8)
где - это рентабельность продаж, определяемая путем деления прибыли от продаж на выручку;
2) Влияние изменения выручки на прибыль от продаж:
Влияние изменения объема выручки от продаж продукции определяется путем умножения дополнительной выручки от продаж, получаемой в связи с улучшением хозяйственной деятельности организации, на рентабельность продаж в предыдущем году, т.е.
, (2.9)
где Qвыр.отч. – выручка в отчетном периоде, Qвыр.пр. – выручка в предыдущем периоде, Re –рентабельность продаж, определяемая путем деления прибыли от продаж на суммы выручки в предыдущих периодах.
3) Влияние изменения себестоимости на прибыль от продаж определяется по формуле:
, (2.10)
где - себестоимость отчетного периода;
- себестоимость предыдущего периода;
- выручка отчетного периода;
- выручка предыдущего периода;
4) Влияние изменения коммерческих расходов на прибыль от продаж определяется по формуле:
, (2.11)
где - коммерческие расходы отчетного периода;
- коммерческие расходы предыдущего периода.
5) Влияние изменения управленческих расходов на прибыль от продаж определяется по формуле:
, (2.12)
где - управленческие расходы отчетного периода;
- управленческие расходы предыдущего периода [9].
По данным формулам проведем факторный анализ прибыли от продаж ОАО. Результаты представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2- Анализ прибыли от продаж
Наименование показателя | на 31.12.13 | на 31.12.14 | Отклонение (+;-) | Темп роста, % |
1. Выручка | ||||
2. Себестоимость продаж | ||||
3. Коммерческие расходы | ||||
4. Управленческие расходы | ||||
5. Прибыль (убыток) от продаж | ||||
6. Процент изменения цен на продукцию |
Расчеты:
1) Изменение прибыли от продаж вод влиянием изменения индекса цен:
1.1) =1,061;
1.2) = =9918657,87 тыс. рублей;
1.3) ∆Qвыр.цен= 10523696 – 9918657,87= 605038,13 тыс. рублей;
1.4) Rпрод.пр. = *100=5,0627%;
1.5) = 30631,265 тыс. рублей;
2) Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения выручки:
= (-101732,735) тыс. рублей;
3) Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения себестоимости продаж:
( - )*10523696 = (-276630,71) тыс. рублей;
4) Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения коммерческих расходов:
( - )*10523696 = 151981,37 тыс. рублей;
5) Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения управленческих расходов:
( - )*10523696= 56583,234 тыс. рублей.
Проверка:
При проверке знаки целесообразно изменять в соответствии с экономическим смыслом.
-3036= 30631,265-101732,735+276630,71-151981,37-56583,234;
-3036=-3035,37
Разница связана с округлениями.
Вывод к таблице 2.3
Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие аналитические выводы:
- прибыль от продаж всего уменьшилась на 3036 тыс. рублей или на 0,5%, что является негативным моментом;
- положительным образом на формирование прибыли повлияли следующие факторы:
- повышение цен на 6,1% привело к увеличению прибыли от продаж на 30631,265 тыс. рублей;
- снижение себестоимости на 794931 тыс. рублей привело к увеличению прибыли от продаж на 276630,71 тыс. рублей;
- отрицательным образом на формирование прибыли повлияли следующие факторы:
- снижение выручки на 1404418 тыс. рублей, привело к уменьшению прибыли от продаж на 101732,735 тыс. рублей;
- в связи с тем, что темпы снижения коммерческих расходов оказались меньше темпов снижения выручки, то сокращение коммерческих расходов на 626284 тыс. рублей привели к снижению прибыли от продаж на 151981,37 тыс. рублей;
- увеличение управленческих расходов на 19833 тыс. рублей привело к снижению прибыли от продаж на 56583,234 тыс. рублей.