Анализ показателей рентабельности





Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности (убыточности) рассчитывается как отношение прибыли (убытка) к активам, ресурсам или потокам, ее формирующим. Может отражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несет в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

В условиях рыночной экономики большое значение приобретают показатели рентабельности, которые являются относительными характеристиками финансовых результатов деятельности экономического субъекта.

Если результатами деятельности организации является прибыль, то целесообразно рассчитывать показатели рентабельности, если убыток, то показатели убыточности.

Выделяют следующие показатели рентабельности (убыточности):

- Рентабельность издержек;

- Рентабельность производственной деятельности;

- Рентабельность всего капитала (имущества);

- Рентабельность продаж;

- Рентабельность собственного капитала;

- Рентабельность заемного капитала;

- Рентабельность перманентного капитала;

- Рентабельность производственного капитала.

Рассмотрим подробнее показатели рентабельности:

1) Рентабельность издержек (Reизд.) определяется отношением валовой прибыли (Вп) к себестоимости (с/c) продукции:

Reизд .= *100% ,(2.13)

2) Рентабельность производственной деятельности (Reп.д.) показывает, сколько прибыли от продаж (Ппрод.) приходится на 1 рубль затрат на производство и реализацию продукции:c/c

Reп.д. = *100%,(2.14)

При анализе рентабельности производственной деятельности необходимо производить факторный анализ, для определения влияния каждого фактора на результативный показатель:

2.1) Влияние на рентабельность производственной деятельности прибыли от продаж:

Reп.д. = *100%,(2.15)

2.2) Влияние на рентабельность производственной деятельности изменения себестоимости:

Reп.д. =[ - *100 % , (2.16)

2.3) Влияние на рентабельность производственной деятельности изменения коммерческих расходов:

Reп.д. =[ - *100 %, (2.17)

2.4) Влияние на рентабельность производственной деятельности изменения управленческих расходов:

Reп.д. =[ - *100 %, (2.18)

3) Рентабельность всего капитала (имущества) – показывает, сколько чистой прибыли (ЧП) организации имеется на 1 рубль активов (ВБ):

Reк = = = Reпрод*Обор.кап., (2.19)

Где:

Reпрод – рентабельность чистой прибыли;

Обор.кап – оборачиваемость капитала.

При анализе рентабельности всего капитала целесообразно проводить факторный анализ способом абсолютных разниц.

3.1) Влияние на рентабельность всего капитала изменения рентабельности чистой прибыли:

Reк = ∆Reпрод*Обор.кап.пред, (2.20)

3.2) Влияние на рентабельность всего капитала изменения оборачиваемости:

Reк = Reпрод.отч.* ∆Обор.кап, (2.21)

4) Рентабельность продаж – показывает, сколько прибыли от продаж (Ппрод) приходится на 1 рубль выручки (Qвыр):

Reп = *100 %= *100% , (2.22)

Также целесообразно в данном случае производить факторный анализ:

4.1) Влияние на показатель рентабельности изменения выручки:

Reп = *100%, (2.23)

4.2) Влияние на показатель рентабельности изменения себестоимости:

Reп = *100%, (2.24)

4.3) Влияние на показатель рентабельности изменения коммерческих расходов:

Reп = *100%, (2.25)

4.4) Влияние на показатель рентабельности изменения управленческих расходов:

Reп = *100%, (2.26)

5) Рентабельность собственного капитала (ReСК) – показывает, сколько чистой прибыли приходится на 1 рубль собственного капитала (СК):

ReСК = *100 %, (2.27)

Где:

Доб – общая сумма доходов;

Роб – сумма расходов;

ЗК - заемный капитал;

СК - собственный капитал.

Для удобства вычислений заменим дроби на переменные а1,а2,а3,а4,а5 соответственно, т.е.

ReСК = а1*а2*а3*а4*а5.

Далее необходимо проанализировать влияние каждого фактора на показатель рентабельности, т.е. произвести факторный анализ рентабельности способом абсолютных разниц.

5.1) ReСК(а1) =∆а1*а2пр*а3пр*а4пр*а5пр, (2.28)

5.2) ReСК(а2) =а1отч*∆а2*а3пр*а4пр*а5пр, (2.29)

5.3) ReСК(а3) =а1отч*а2отч*∆а3*а4пр*а5пр, (2.30)

5.4) ReСК(а4) =а1отч*а2отч*а3отч*∆а4*а5пр, (2.31)

5.5) ReСК(а5) =а1отч*а2отч*а3отч*а4отч*∆а5, (2.32)

6) Рентабельность заемного капитала (ReЗК) – показывает, какое количество чистой прибыли приходится на рубль заемного капитала:

ReЗК = *100%, (2.33)

7) Рентабельность перманентного капитала (ReПК) – показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок, и определяется отношением прибыли до налогообложения (Пд.н.о) к сумме собственного капитала и долгосрочных обязательств (ДО):

Re(ПК) = *100 %, (2.34)

8) Рентабельность производственного капитала (ReПРК), которая показывает отношение прибыли от продаж к стоимости основных средств (Фос) и материальных оборотных фондов (Фоб):

ReПРК= *100 %, (2.35)

Рентабельным называют такое предприятие, которое имеет прибыль, а значит, имеет положительные показатели рентабельности. Если предприятие убыточно, то его называют нерентабельным. Продукцию называют рентабельной, если она приносит прибыль.

Показатели рентабельности предприятия очень важны при комплексном анализе его деятельности. На основании анализа рентабельности предприятия проводится инвестиционная политика, а на основании анализа рентабельности продукции - политика ценообразования.

Рентабельность дает понятие об отношении между полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются все формы финансовой отчетности.

Анализ показателей рентабельности ОАО представлены в следующих таблицах.

Таблица 2.4 - Анализ рентабельности организации

Наименование показателя на 31.12.13 на 31.12.14 Отклонение (+;-) Темп Роста, %
1. Валовая прибыль        
2. Выручка        
3. Себестоимость        
4. Коммерческие расходы        
5. Управленческие расходы        
6. Прибыль о продаж        
7. Прибыль до налогообложения        
8. Чистая прибыль        
9. Собственный капитал        
10. Заемный капитал        
11. Стоимость основных средств        
12. Остатки материальных оборотных средств        
13.Величина долгосрочных обязательств        
14. Валюта баланса        
15.Рентабельность издержек        
16. Рентабельность производственной деятельности        
17. Рентабельность всего капитала        
18. Рентабельность продаж        
19. Рентабельность собственного капитала        
20. Рентабельность заемного капитала        
21. Рентабельность перманентного капитала        
22. Рентабельность производственного капитала        

Вывод к таблице 2.4

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие аналитические выводы:

Положительным моментом для организации явилось увеличение следующих показателей рентабельности:

- увеличение рентабельности издержек на _____ или на 12,15 %, что свидетельствует о том, что темп роста издержек меньше темпов роста валовой прибыли;

- увеличение рентабельности производственной деятельности на ____ или на 13,55 %;

- увеличение рентабельности всего капитала на ______ или на 19,75 %, что свидетельствует о том, что темп роста чистой прибыли выше темпа роста валюты баланса;

- увеличение рентабельности продаж на _____ или на 12,78 %;

- увеличение рентабельности заемного капитала на ___ или на 40,68 %, что свидетельствует о том, что темпы роста чистой прибыли выше темпов роста заемного капитала;

Отрицательным моментом деятельности организации явилось уменьшение следующих показателей рентабельности:

- уменьшение рентабельности собственного капитала на _____ или на 54,78 %, что свидетельствует о том, что темпы роста собственного капитала были выше темпов роста чистой прибыли;

- уменьшение рентабельности перманентного капитала на ____ или на 49,11 %;

- уменьшение рентабельности производственного капитала на ____ или на 8,78 %.

Таблица 2.5 - Факторный анализ рентабельности продаж

Наименование показателя на 31.12.10 на 31.12.11 Отклонение (+;-) Темп Роста, %
1. Выручка        
2. Себестоимость        
3. Коммерческие расходы        
4. Управленческие расходы        
5. Рентабельность продаж        

 

Факторный анализ:

1) Влияние изменения выручки:

Re(Qвыр)=( - )*100% = -12,6695 %;

2) Влияние изменения себестоимости:

Re(Qвыр)=( - )*100% = +7,5537%;

3) Влияние изменения коммерческих расходов:

Re(Qвыр)=( - )*100% = +5,9511 %;

4) Влияние изменения управленческих расходов:

Re(Qвыр)=( - )*100% = -0,1884 %

Проверка:

-12,6695+7,5537+5,9511-0,1884=0,65;

0,6469=0,65;

Разница связана с округлениями.

Вывод к таблице 2.5

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие аналитические выводы:

Положительным моментом является увеличение в 2014 году по сравнению с 2013 годом рентабельности прибыли от продаж на 0,65 или 12,78 %;

- положительно на изменение рентабельности прибыли от продаж оказали влияния следующие изменения:

- снижение себестоимости на _____ тыс. рублей или на 18,06 %, привело к увеличению рентабельности прибыли от продаж на 7,5537 %;

- снижение коммерческих расходов на _____ тыс. рублей или на 9,47 %, привело к увеличению рентабельности прибыли от продаж на 5,9511 %;

- отрицательно на изменение рентабельности прибыли от продаж оказали влияния следующие изменения:

- уменьшение выручки на _____ тыс. рублей или на 11,77 %, что привело к уменьшению рентабельности прибыли от продаж на 12,6695 % (самое существенное влияние);

- увеличение управленческих расходов на _____ тыс. рублей или на 6,35 %, привело к уменьшению рентабельности прибыли от продаж на 0,1884% (самое незначительное влияние).

 

 

Таблица 2.6- Факторный анализ рентабельности производственной деятельности

Наименование показателя на 31.12.13 на 31.12.14 Отклонение (+;-) Темп Роста, %
1. Прибыль от продаж        
2. Себестоимость продаж        
3. Коммерческие расходы        
4. Управленческие расходы        
5. Рентабельность производственной деятельности        

 

Факторный анализ:

1) Влияние изменения прибыли от продаж:

Reп.д. = *100 %= - 0,02681 %;

2) Влияние изменения себестоимости:

Reп.д. = ( - )*100 % = 0,40057 %;

3) Влияние изменения коммерческих расходов:

Reп.д. = ( - ) *100 % = 0,36088 %;

4) Влияние изменения управленческих расходов

Reп.д. = ( - ) *100 % = - 0,01213 %.

Проверка:

-0,02681+0,40057+0,36088-0,01213 = 0,72;

0,722 = 0,72;

Разница связана с округлениями.

Вывод к таблице 2.6

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие аналитические выводы:

Положительным моментов 2014 году по сравнению с 2013 явилось увеличение рентабельности производственной деятельности на _____ или на 13,55 %;

- положительно на изменение рентабельности производственной деятельности оказали влияния следующие изменения:

- уменьшение себестоимости на _____ тыс. рублей или на 18,06 %, привело к увеличению рентабельности производственной деятельности на 0,40057 %;

- уменьшение коммерческих расходов на ______ тыс. рублей или на 9,47 %, привело к увеличению рентабельности производственной деятельности на 0,36088 %;

- отрицательно на изменение рентабельности производственной деятельности оказали влияния следующие изменения:

- уменьшение прибыли от продаж на _____ тыс. рублей или на 0,5 %, привело к уменьшению рентабельности производственной деятельности на 0,02681 %;

- увеличение управленческих расходов на _____ тыс. рублей или на 6,35 %, привело к уменьшению рентабельности производственной деятельности на 0,01213 %.





Читайте также:
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.026 с.