День третий: Командообразование




Цель: создание эффективной команды
Расчасовка:
1. Знакомство с тренером (введение правил взаимодействия) – 20 минут
2. Разогрев (знакомство, разогревающие упражнения) – 1, 10 минут
3. Основная часть (упражнения на сплочение) – 3 часа 45 минут (вместе с перерывом на обед 30 минут и перерывом между упражнениями 10 минут)
4. Завершение – 25 минут

1. Знакомство с тренером
Добрый день! Я рада вас видеть на третьем дне нашего тренинга, напоминаю, что меня зовут Анна.
Введение правил взаимодействия в группе (20 минут)
Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на тренинге. Обсуждаются и принимаются основные правила групповой работы:
- правило активности
- правило контроля времени,
- правило организованной коммуникации
- правило чуткости к себе и окружающим
- правило закрытости информации и дисциплины.

2. Разогрев
1. Встреча (15 минут)
Встаньте в круг. Все по очереди представляются и делают при этом какое-либо движение, жест, принимают ту или иную позу, стараясь продемонстрировать свое отношение к собственному имени в данный момент. При этом тот, кто представляется, делает шаг впе­ред. После каждого представления вся группа пытается догадаться, какое чувство сейчас хотел выразить выступавший.
Каждый участник должен назвать свое имя не ме­нее трех раз, выражая свои чувства тремя различными способами со­ответственно.
2. Уйти, чтобы остаться (20 минут)

Садитесь или ложитесь поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глу­боких выдоха. Вспомните момент, когда вы ощущали состояние пол­ной удовлетворенности. Вспомните, как вы тогда ощущали себя. Как двигались? Как дышали? Есть ли какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и сделайте три глубоких вдоха и выдоха, представив свое дыхание как три огромных волны, на гребне которых вы находитесь и которые уносят вас глубоко в ваш внутрен­ний мир.
Теперь в ваших фантазиях идите в то место, где вы чувствуете себя лучше всего, где нет проблем, напряжения, а все окружающее радует глаз. Это может быть место, которое вы знаете, или место, существую­щее только в вашей фантазии. Когда вы окажетесь там, осмотритесь: какие цвета вокруг, какие формы имеют окружающие вас вещи, тепло здесь или холодно, как вы здесь дышите? Какие звуки вы слышите, что можете потрогать? Хочется ли вам походить, посидеть или полежать в этом месте? Вам понравилось бы что-то делать здесь или вы просто наслаждаетесь атмосферой этого места? Осваивайтесь здесь, испро­буйте все возможности, какие вам дает это место (1 минута).
Вдруг вы замечаете лежащий на видном месте подарок. Это подарок для вас. Подойдите ближе, потрогайте его, рассмотрите со всех сто­рон. Исследуйте его, подумайте, что вы сможете с ним сделать. По­тратьте часть времени на то, чтобы сжиться с ним, полюбить его (1 минута).
Если вы уже готовы вернуться, снова три раза сделайте глубокие вдох и выдох и попрощайтесь со своим местом, запомните его, чтобы вам всегда было легко сюда вернуться. Сохраните в себе впечатления от подарка. Потянитесь и откройте глаза. Вы снова окажетесь среди нас, но отдохнувшие и расслабившиеся.
Обсуждение: Расскажите о том, где вы побывали и как на­шли свой подарок.
3. Бутылочка (25 минут)
Материалы: Стеклянная пустая бутылка.
Вся группа садится в круг, в центр круга я кладу бутылку.
Один из участников (все равно кто) выходит в центр круга, где лежит бутылка и объявляет задание: «Тот, на кого сейчас укажет бутылка, должен будет нам рассказать о том, чем он особенно гордится». Затем он раскручивает бутылку и ждет, пока та остановится и покажет на кого-нибудь. Участник, на которого оказывается направлено горлыш­ко бутылки, должен выполнить задание. Затем он выходит в центр круга, дает свое задание, раскручивает бутылку и т. д.
Примеры заданий:
Тот, на кого укажет бутылка, должен:

· сказать, каким было его первое впечатление обо мне (имеется в виду тот, кто спрашивает);

· сказать, пришел ли он сюда по собственному желанию или его кто-то направил;

· сказать о том, мешает ли ему своим присутствием какой-либо член группы;

· сказать, готов ли он еще принимать участие в подобных мероприя­тиях;

· пройти через комнату, как прошел бы слепой;

· изобразить какого-нибудь человека, которого многие знают.

Обсуждение: Расскажите о степени комфорта при выполнении этого задания.
Перерыв 10 минут

3. Основная часть
1. «Необитаемый остров» (90 минут)
«Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда. Оказалось, что это необитаемый остров, представляющий собой высоко поднятое над морем плато, имеющий обрывистые скалистые берега и узкую полоску земли внизу, на побережье.
На плато есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.
Исследуя остров, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесённых слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы.
Каждый из вас может взять по 10 предметов. Советоваться с другими нельзя. Поделиться, обменяться предметами с другими участниками потом тоже будет нельзя.
Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время на составление списка – 7 – 8 минут».
После выполнения этой части задания задание будет следующее:
«У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры только 10 предметов. В течение 20 минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый, общегрупповой список.
Обсуждение: Удалось ли участникам группы договорится? Если нет, то почему?, Какие формы взаимодействия в группе способствовали достижению результата, а какие препятствовали?, Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?
В процессе осуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:
Продолжение:
«Хотите продолжить эту игру? Тогда я усложняю задачу – список предметов сокращается до пяти наименований, время принятия решения – 10 минут.
Обсуждение: Легко ли было принимать решение во второй раз, удалось ли договориться в группе?
Перерыв 10 минут
2. «Красная шапочка» (60 минут)
Материалы: карточки с названием стран для жеребьевки
Разделитесь на три подгруппы и послушайте инструкцию:
«На фестивале “Сказочный лес” различные киностудии представляют свои версии фильмов, снятых по мотивам сказки “Красная шапочка”.
В конкурсе участвовали три киностудии.
Первая – американская киностудия, поставившая фильм ужасов со всеми сопутствующими кошмарами.
Вторая – французская, она представляет мелодраму. Нежную романтическую историю с драматическими событиями, но со счастливым финалом.
И третья киностудия – из Италии – предлагает детективный вариант “Красной шапочки”. В этом фильме не обошлось без мафии, стрельбы и неутомимой журналистки в красном берете.
У вас есть 20 – 30 минут для подготовки и 3 – 5 минут для демонстрации своей киноленты. Вы должны поставить своё воображение на первый план для демонстрации новой киноленты “Красной шапочки” согласно темы постановки киностудии, которую вы вытяните при жеребьёвке».
Обсуждение: Эффективно ли было взаимодействие участников в ходе выполнения задания? Был ли кто-то, кто не полностью реализовался или вообще не был услышан?, Кто был лидером в каждой подгруппе?, Различными ли были типы лидерства в разных подгруппах? Какими они были?
Перерыв на обед 30 минут
3. Ассоциации (35 минут)
Садитесь в круг, один из участников загадывает кого-нибудь из группы, не сообщая остальным о своем выборе. Задача груп­пы — угадать, кого задумал игрок. Чтобы это сделать, совещающиеся начинают задавать ему вопросы-метафоры, например: «Если бы тот человек, которого ты загадал, был зданием, то к какому типу зданий он бы относился?» Сферы для ассоциаций выбираются совершенно произвольно, например: музыка, цвет, время года, модель автомобиля, местность, орудие труда, время суток и т. д.
Ведущий представляет себе того, кого он выбрал, ищет подходящие ассоциации и отвечает, например, следующим образом: «Если бы он был зданием, то был бы старой деревенской кузницей, в которой пы­лает огонь, стоит огромная наковальня, стены покрыты сажей и по­всюду лежат железные заготовки».
Мастерство спрашивающих заключается в том, чтобы находить новые сферы, описывающие искомого человека с разных сторон, так что по ходу расспросов становится все более понятно, кто это. Например: «Как бы ты мог описать выражение лица того, кого мы ищем?» Это воп­рос, который многое проясняет, потому что по ответу можно опреде­лить темперамент человека, которого ищут.
Я буду записывать все ответы. Этот список бу­дет своеобразным подарком тому, кого загадали.
После того как каждый член группы задал свой вопрос, все начинают высказывать предположения о том, кто это, объясняя при этом, поче­му им в голову пришла именно эта идея. Наконец ведущий рассказы­вает остальным, кого же он все-таки имел в виду. Так заканчивается первый круг, и очередь загадывать переходит к другому игроку.
Обсуждение: Понравились ли вам ассоциации участников группы, кем или чем вы бы хотели что бы вас видели окружающие?

4. Завершение
1. Упражнение бесплатные советы (10 минут)

Материалы: Листы бумаги формата А4, карандаши.
Садитесь в общий круг, сейчас я раздам вам листочки бумаги и карандаши. Каждый участник пишет на обратной стороне листка вверху свое имя, например «Иванов Михаил», после чего переворачивает лист и передает его участнику, сидящему справа.
Участник, сидящий справа, в течение одной минуты пишет рекомендации,которые он мог бы дать человеку, листочек с именем которого он получил.
После этого все листы по команде тренера передаются дальше направо. Следующий сосед добавляет свои рекомендации.
Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит назад свой собственный лист с написанными на нем рекомендациями от каждого члена группы.
2. Связующая нить(20 минут)
Материалы: моток прочных толстых нитей.
Встаньте в круг на расстоянии вытянутых рук и закройте глаза. Сейчас я рассажу вам историю:
Много лет назад на земле жил мудрец, который долгие годы провел сначала в путешествиях по всем удивительным городам и весям, а затем посвятил годы размышлениям о сущности человеческой. И сплел мудрец длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной тончайшей нитью.
Ведущий рассказывает историю и обходит участников, вкладывая каждому в руки нить. На последнем участнике ведущий отрезает нить и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.
Воистину, нить была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.
Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая её тайну из поколения в поколение. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно становился «узловатым». Но, главное, у каждого появилась способность протягивать нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.
Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется, и будет резать руки. Такие отношения называются натянутыми.
А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет это делать. Равновесие круга нарушится. Кто-то будет чувствовать более устойчиво. О таких ситуациях говорят: он тянет одеяло на себя.
Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Ощутили, как больно нить режет шею? В подобных ситуациях говорят: посадил себе на шею.
Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Многие люди даже посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на шею, или вообще отпустят.
Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех нас будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой своего тела.
Обсуждение: Каковы были ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца? Что было легко, что трудно в этой игре? Чему эта игра может научить команду?
Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения в команде, комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить: натянутом или свободном. Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Главное, не смотря ни на что, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

Завершение тренинга:
Ну что ж наш тренинг подошел к концу, сегодня была наша последняя встреча. Мне хочется поблагодарить каждого из вас за активное участие и желание взаимодействовать. Придя на тренинг каждый из вас был сам за себя, а теперь вы активная, дружная и сплоченная команда. Желаю вам успехов в вашей трудовой деятельности и никогда не забывать тех уникальных знаний, которые вы получили.
Благодарю за внимание!
До новых встреч!

Заключение
В ходе проведение тренинга, группа освоила много новых знаний, её поведение менялось от упражнения к упражнению. Люди открывали в себе новые умения, навыки, качества, способности и возможности. На всех этапах тренинга цели были достигнуты. В конце тренинга, группа проявляла себя как настоящая команда, принимая совместные решения и активно выполняя задания. Каждый участник был звеном, дружного и сплоченного коллектива, все помогали друг другу без исключения. Новая информация касающаяся личных качеств и ассоциаций, вызванных у других людей позволила участником взглянуть на себя и друг друга со стороны, оценить и понять сове поведение так же возможно что то изменить в нем.
Прогнозируемые результаты:
- повышение уровня коммуникаций;
- повышение эффективно труда;
- улучшение взаимодействия между сотрудниками;
- достижение взаимопонимания;
- увеличение скорости принятии командного решения;
- участие во всех спорных ситуациях и попытки разрешить их;

· - получение уникального опыта совместного успешного решения коллективных задач;

· - получение уникального опыта совместных ресурсных переживаний: чувства победы, триумфа, энтузиазма, уверенности и силы;

· - формирование позитивного взгляда на возможности команды;

· - высвобождение энергетического потенциала команды;

· - рост стремления к постановке сложных целей и желание действовать.

Список литературы

· Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. М. Изд-во «Ось-89», 2001.

· Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.

· Интернет сайты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: