Титул I. О правосудии и праве (De iustitia et iure)




Постановление афинского Народа о возвращении к «строю отцов» и пересмотре существующего законодательства (403 г. до н. э.)

 

Народ постановил.

По предложению Тисамена: Афинянам иметь государственный строй согласно установлениям отцов; законами пользоваться Солоновыми и его же мерами и весами; пользоваться также установлениями Драконта, теми имен- но, какими мы пользовались в прежнее время. Что же касается законов, которые понадобятся дополнительно, то пусть законодатели, только что выбранные Советом, запишут их на досках и выставят перед эпонимами, чтобы каждый желающий мог видеть, и пусть передадут властям в этом же месяце. Переданные законы пусть будут подвергнуты сначала проверке Советом и Пятьюстами законодателями, которых избрали граждане по демам после принесения клятвы. Разрешить также любому частному лицу являться в Совет и советовать все, что он сможет хорошего, относительно законов. После того как законы будут составлены, пусть Совет Ареопага заботится о законах, чтобы власти соблюдали установленные законы. Утвержденные законы записать на стене, там именно, где они были записаны прежде, чтобы каждый желающий мог их видеть.

 

Постановление афинских Совета и Народа о вступлении в силу новых законов (403/402 гг. до н.э.)

 

Неписаным законом властям не пользоваться ни в коем случае. Ни одному постановлению ни Совета, ни Народа не иметь большей силы, чем закон. А также закон относительно отдельного лица не разрешать принимать, если он не относится ко всем афинянам, кроме того случая, когда он будет принят шестью тысячами граждан при тайном голосовании… Всем судебным решениям по гражданским процессам и решениям третейских судов, принятым в городе при демократическом режиме, быть в силе. Законами же пользоваться, начиная с архонта Эвклида.

 

Почетное постановление афинских Совета и Народа о Фрасибуле (410 г. до н. э.)

 

По предложению Диокла: Все прочее на усмотрение Совета. Пусть Фрасибул будет афинянином и пусть запишет себя в ту фратрию и филу, в какую пожела ет. Пусть все, что постановлено до сих пор Народом, будет для Фрасибула законом. Пусть он добивается от афинян и прочего, что сочтет добрым вознаграждением за благодеяния, которыми он одарил народ афинян. Пусть грамматей запишет (на стеле) это постановление. Совету тотчас избрать пять человек, которые определят для Фрасибула следуемую часть (общественного имущества). Остальных, которые тогда поступили во благо народу афинян… и Агората, и Комона, и… и Сима, и Филина, и… благодетелей, грамматею Совета записать в городе на каменной стеле. Пусть будет у них такое же как у афинян право владения недвижимостью и земельный участок, и дома (в деревне), и дом в Афинах. Пусть Совет и председатели во всякий свой состав заботятся о них (благодетелях), чтобы в отношении них не чинилось никакой несправедливости. Стелу (с этим постановлением) пусть полеты сдадут в аренду, эллинотамии же пусть дадут денег. Если ему (Фрасибулу) будет угодно, пусть добивается другого. Пусть Совет вынесет (по этому делу) предварительное решение, а затем доложит Народу.

 

Римское право и Кодекс Юстиниана

Титул I. О правосудии и праве (De iustitia et iure)

1. Ульпиан в 1-й книге «Институций». Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от (слова) «справедливость», ибо согласно превосходному определению Цельса право есть искусство доброго и справедливого.

1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.

2. Изучение права распадается на два положения: публичное и частное (право). Публичное право, которое (относится) к положению Римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя священнодействия, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных.

3. Естественное право -это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права.

4. Право народов - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое -лишь для людей (в их отношениях) между собой.

2. Помпоний в книге «Пособия». Подобно почитанию Бога2, мы должны повиноваться родителям и родине.

3. Флорентин в 1-й книге «Институций». Мы должны отражать насилие и противоправность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство, следовательно, является преступлением3, когда один человек строит козни другому.

4. Ульпиан в 1-й книге «Институций». Освобождение от рабства относится к праву народов. Manumissio происходит от manu missio (отпущение из-под власти), то есть дарование свободы4; ибо, доколе кто-либо находится в рабстве, он подчинен власти (manu et potestate), отпущенный же на волю освобождается из-под власти. Это дело ведет свое происхождение из права народов; так как по естественному праву все рождаются свободными, не было освобождения, когда было, неизвестно рабство; но после того как по праву народов возникло -рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим единое наименование «люди», но, согласно праву народов, возникло три категории: свободные и, в противоположность им, рабы и третья категория - отпущенные на волю, то есть те, кто перестали быть рабами.

5. Гермогениан в 1-й книге «Краткого изложения права». Этим правом народов введены война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства, за исключением тех, которые введены в силу цивильного права.

6. Ульпиан в 1-й книге «Институций». Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, т.е. цивильное право; Это наше право состоит или из писаного (права), или из неписаного], как и у греков сказано: «из законов одни являются писаными, другие неписаными».

7. Папиниан во 2-й книге «Определений». Цивильное право - это то, которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов

8. Марциан в 1-й книге «Институций». Ибо и само преторское право является живым голосом цивильного права6.

9. Гай в 1-й книге «Институций». Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства и называется цивильным правом, как бы собственным правом самого государства; то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы.

10. Ульпиан в 1-й книге «Правил». Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право.

1. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит.

2. Юриспруденция есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.

11. Павел в 14-й книге «Комментариев к Сабину». Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым, - каково естественное право. В другом смысле «право» - это то, что полезно всем или многим в каждом государстве, - каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве правом называется iushonorarium. Говорится, что претор высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо; это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле «право» означает то место, в котором выносится решение7; здесь название переносится с того, что делается, на то, где это делается. Это место мы можем определить следующим образом: везде, где претор нерушимым величием своей власти и нерушимым обычаем предков устанавливает судоговорение, то место и называется по справедливости словом «право».

 

Русская Правда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: