Утопические социалисты XIX века




Историческое место утопического социализма

Первые утопии

Утопический социализм - это мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил.

Мечты о новом строе жизни, в котором не будет угнетателей, возникли на заре классового общества. От поколения к поколению переходили они, вдохновляя людей труда на борьбу против эксплуататоров. Зародившись в рабовладельческом обществе, представления о лучшей жизни носили вначале весьма наивные формы, содержавших зародышевые элементы социалистических идей, выражало реакцию трудящихся масс на появление частной собственности, классового неравенства и эксплуатации, их освободительные устремления и вместе с тем идейную и политическую слабость. В придании смутным чаяниям эксплуатируемых классов более сознательные формы важнейшая роль принадлежала интеллигенции, передовые представители которой в течение многих столетий обосновывали идеалы справедливого общества без классового гнёта и эксплуатации, однако исходили из идеалистических, моралистических, волюнтаристских, религиозных воззрений.

Зародышевой формой идей утопического социализма у всех народов была легенда о прошлом «золотом веке», рисовавшая в идеализированном виде общинный строй и господствовавшее в нём социальное равенство людей. Подобные фантастические изображения встречаются в фольклоре и в общественной мысли народов Древнего Египта, Передней Азии, Индии, Китая и Юго-Восточной Азии. В античной Греции легенда о «золотом веке» развивалась в дискуссиях мыслителей об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, об уравнительном строе Спарты, социальных реформах Солона в Афинах, в платоновской утопии кастового «коммунизма», а также в сказочных повествованиях о странах «золотого века», найденных путешественниками на островах в Индийском океане.

Большое значение для становления утопического социализма имело социальное учение раннего христианства (одна из так называемых мировых религий – наряду с буддизмом и исламом), проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту. Раннее христианство выражало протест (в религиозной форме) рабов, угнетённых слоёв против существовавших порядков, против рабовладельческого государства. Успеху христианства способствовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Христианство провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха. Затем (во 2-м веке) возобладало течение, призывающее трудящихся безропотно «нести свой крест», уповая на сверхъестественное избавление, на «божью волю». Всё более проникаясь проповедью примирения с земным злом и обещанием компенсации социальной несправедливости в потустороннем мире, христианство направило мысль в русло религиозной утопии, затормозив тем самым развитие социалистических идей. Религиозные идеи в конце концов стали отодвигаться на задний план, уступая место революционным требованиям ликвидации социального гнёта.

Первых крупных социалистов-утопистов, которые попытались выразить в систематизированном виде народные чаяния, история выдвигает в XVI-XVII веках. На тогдашнюю духовную атмосферу оказали сильное воздействие крупнейшие открытия естествознания. Идеи Коперника и Галилея (Земля, считавшаяся ранее центром мира, низводилась на положение одной из планет), разработка гелиоцентрической системы мироздания, быстрый прогресс астрономии и географии, успехи анатомии и физиологии подрывали устои и закладывали основы нового мировоззрения.

В духовной жизни общества отражались коренные социальные сдвиги того времени: началось шествие капитализма. Эта эпоха породила свою плеяду мыслителей-гуманистов. Идеи гуманизма были направлены против презрения к человеку, о котором церковники говорили, что он лишь раб, ничтожный червь по сравнению с могущественными сверхъестественными силами и их представителями на земле, т. е. духовенством и знатью. Многие гуманисты считали, что разрушение феодальных, крепостнических порядков полностью освободит человека. Мыслители более дальновидные и близкие к народу не могли не замечать, что и новый, капиталистический строй не несёт человеку счастья и освобождения. «Новое» общество означало лишь новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся.

Идея справедливого общества была выражена в утопических произведениях. Такая форма позволяла ярче изложить эту идею, донести её до читателя наиболее доступным в тех условиях путём. Эту форму избрал и Томас Мор в книге «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове «Утопии. 1516). Мысли автора изложены в виде бесед морехода, который якобы побывал на затерянном в морских просторах острове Утопия и рассказал о порядках, существующих там. Основная мысль Мора сводилась к тому, что счастье человека невозможно, пока богатство в руках немногих, а остальные обречены на нищету. Он разоблачал ужасы первоначального капиталистического накопления, гневно критиковал жёсткие законы, направленные против бедняков, клеймил позором эгоизм, стяжательство, безнравственность богачей. Свою главную идею Мор выразил в словах:

«… я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности».

На всей «Утопии» Мора лежит печать исторической ограниченности. На острове имеются рабы – это военнопленные и преступники, которые выполняют черную работу. Во главе общества стоит князь. Он избирается, но имеет неограниченную власть. Избирательным правом пользуются только отцы семейств.

Страстным пропагандистом идей гуманизма и социальной справедливости был Томмазо Кампанелла. Основное его произведение «Город Солнца» (1602), написанное им в тюрьме. В книге содержится рассказ путешественника, якобы нашедшего в далёкой стране новый общественный строй. Люди там строили свою жизнь примерно на основе тех же принципов, над которыми задумывался и Мор. В коммунистических утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы утопический социализм сделал важнейший шаг вперёд от идеи общности потребления к идее общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой патриархальной общины к идеалу крупного политического образования в виде города или федерации городов, к признанию важнейшей роли государственной власти в утверждении основ разумного общественного строя.

По мере вызревания буржуазных революций в Европе в движение включались крестьянство и плебейские элементы городов, что придавало размах и силу этим революциям. Уже участники одной из левых группировок английской революции XVII века – диггеры – не только мечтали о введении общественной собственности на землю, но и боролись за неё. Настроения народных масс не могли не влиять на передовые умы того времени. Английский утопист Д. Уинстэнли считал, что в будущей республике восторжествует общественная собственность, не будет бездельников, все граждане станут трудиться во имя общего блага. Его основное произведение «Закон свободы» (1652) проникнуто идеями уравнительного коммунизма. Он намеревался преобразовать общество с помощью буржуазного правительства Кромвеля. Мыслитель полагал, что силой законодательных актов правительство заставит общество от феодально-абсолютистских порядков сразу перейти к осуществлению коммунистических идеалов.

 

Утописты XVIII века

В идейной подготовке французской буржуазной революции 1789-1794 годов наряду с просветителями (Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Э. Кондильяк, Ж. Руссо) и философами-материалистами (Ж. Ламеттри, Д. Дидро, П. Гольбах и др.) видную роль сыграли социалисты-утописты. В предреволюционной Франции XVIII века родились коммунистические идеи основоположника революционного направления во французском утопическом социализме Жана Мелье. Мелье дал страстную, резкую критику феодально-абсолютистских порядков и религии. В своём «Завещании» он призывал крестьян к революционному ниспровержению феодализма, королевской власти, дворян и церковников и к переустройству общества.

 

В середине XVIII в. французский утопист Морелли выступил с рационалистическими проектами коммунистического общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей, права на труд и обязательности труда для всех членов общества. Важно отметить, что общественная мысль вплотную подошла к формулировке одного из важнейших принципов нового общества – трудиться по способностям, во имя общего блага.

Ж.Ж. Руссо обосновывает право народа на восстание: современное государство держится силой и только сила может его низвергнуть. А в его трактате «Об общественном договоре» условием свободы выдвигается равенство, и не только политическое, но и имущественное; его обязано охранять государство, не допуская поляризации общества и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Руссо считал незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода. Руссо отстаивает идею народного суверенитета, народовластия и выступает за принцип прямой демократии, где законы непосредственно принимаются собранием всех граждан. Его идея равенства мелкой крестьянской и ремесленной собственности, была утопична, противоречила объективным тенденциям исторического развития, но эта мечта о равенстве выражала социальные чаяния народных масс (прежде всего крестьянства) и вдохновляла якобинцев в период Великой французской революции. В целом, революция принесла с собой революционизирование идей утопического социализма, смыкавшихся с борьбой трудовых низов города и деревни. Идеологи массовых движений переходили к требованию всеобщего уравнительного передела земли и подходили также к программе уравнительного ограничения торговой и промышленной собственности, всеобщего ограничения собственнических прав и подчинения их интересам и строгому контролю общества.

Решающий перелом в развитии коммунистических идей осуществил Г. Бабёф, выработавший программу «Заговора во имя равенства» (1796) с практической задачей свершения коммунистической революции и впервые обосновывавший необходимость революционной диктатуры. Представляя идеологию главным образом доиндустриального пролетариата, он строил идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, с мелким производством на основе ручного труда и проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к умственному труду и его представителям. Таким образом, в ходе французской буржуазной революции уже возник смутный образ другой революции, которая обязательно грянет, и которая сможет установить социальную справедливость на земле.

 

Утопические социалисты XIX века

В XIX в классовая борьба поднялась на более высокий уровень. Битва между трудом и капиталом стала основным содержанием истории, пролетариат занял ведущее место в борьбе против эксплуатации и угнетения. Эти процессы не могли не найти отражения в утопических произведениях мыслителей. Великие социалисты-утописты Анри Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн создали новое направление критико-утопического социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнических интересов интересам общества, преобладание паразитических элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господствующих классов и растлевающее воздействие капитализма на личность. Критико-утопический социализм в своих произвольных, фантастических исторических конструкциях утверждал вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм производства в поступательном развитии человечества; он видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и уравнительности при социалистическом строе, критико-утопический социализм выдвинул социалистический принцип распределения «по способностям» и изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.

Высказав ряд гениальных догадок и зародышевых концепций материалистического историзма, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их ученики всё же не сходили с почвы идеалистического мировоззрения. Они считали конечной движущей пружиной общественно-исторического развития смену религиозных и нравственных идей общества, не понимали важнейшей исторической роли классовой борьбы народных масс и видели в пролетариате лишь страдающий класс. Для укрепления сотрудничества пролетариата и буржуазии критико-утопический социализм возрождал религиозные идеи. Утопизм Фурье особенно явствен, когда он говорит о способах перехода к идеальному обществу, что его проекты быстро и без борьбы претворятся в жизнь, как только станут широко известны. Он полагал, что сможет осуществить свои цели пропагандой социалистических идей, в том числе и среди господствующего класса, капиталистов. Больше того, представителям крупного капитала он отводил главную роль в создании фаланг (ассоциативных хозяйств). Оуэн не выходил за пределы идеалистических и утопических схем, наивно думая, что общественный строй, в котором не будет частной собственности, победит без классовой борьбы. Он пытался убедить в реальности и полезности своих проектов то английский парламент, то королеву Викторию, то других монархов. В.И. Ленин писал:

«В чем состоит фантастичность планов старых кооператоров, начиная с Роберта Оуэна? В том, что они мечтали о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров. И поэтому мы правы, находя в этом «кооперативном» социализме сплошь фантастику, нечто романтичное, даже пошлое в мечтаниях о том, как простым кооперированием населения можно превратить классовых врагов в классовых сотрудников и классовую войну в классовый мир (так называемый гражданский мир)».

Оуэн был первым из великих утопистов, который связал свою деятельность с судьбой рабочего класса, активно участвовал в рабочем движении.

Идеи критико-утопического социализма были восприняты последующими течениями утопического социализма, внутри которого усилилась дифференциация буржуазного и пролетарского направлений. Во Франции в 30–40-х гг. XIX в. наряду с сенсимонизмом и фурьеризмом сформировались многочисленные родственные течения буржуазного и мелкобуржуазного социализма. Эти школы реакционного и консервативного утопического социализма подвергали критике капитализм и выдвигали утопические проекты восстанов-ления докапиталистических форм хозяйства либо объединения мелких хозяев против крупного капитала. Защищая с мелкобуржуазных позиций рабочий класс и пропагандируя как средство постепенного мирного переустройства создание производительных ассоциаций, либо ассоциаций «справедливого» эквивалентного товарообмена (Ж. Прудон), они получили отклик в мелкобуржуазных прослойках рабочего класса. Напротив, передовые элементы рабочего движения находили выражение своих революционных устремлений в утопическом коммунизме, провозглашавшем необходимость немедленного коренного переустройства всего общества на началах «общности имуществ». В недрах революционных тайных организаций 30–40-х гг. 19 в. кристаллизовались идеи «глобального» коммунистического переустройства общества посредством революционного переворота и революционной диктатуры. Большую популярность в рабочей среде приобрела также пропаганда Э. Кабе мирного коммунистического переустройства общества. Теоретики утопического коммунизма 30–40-х гг. сформулировали важнейший принцип коммунистического распределения: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Однако утопический коммунизм, как и утопический социализм этого периода, в целом не смог преодолеть религиозное наследие общественной мысли, нередко ссылался на традиции евангельского коммунизма (Кабе, Вейтлинг, Эскирос) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: