Романюк Полина
Курс магистратура – АЖ
Средиземноморская модель медиа (Халлин, Манчини)
Первая типология мировых медиасистем была предложена в 1956 году Фредом С.Зибертом, Теодором Петерсоном и Уилбором Шраммом, она нашла отражение в книге «Четыре теории печати». Исследователи были убеждены, что система коммуникаций – это отражение структуры общества, в которой она действует, а связь между ними определяется философскими предположениями о человеческой природе, обществе, знании и истине. Таким образом, в середине XX века были разработаны четыре «концепции того, что нужно прессе и какой она должна быть»[1].
На протяжении многих лет четыре теории прессы подвергались критике, так как типология находилась в рамках эмпирического анализа, а его применимость к системам, отличающимся от США, Великобритании и СССР, была ограничена. В течение долгого времени исследователи медиа предпринимали попытки разработать альтернативную типологию. В условиях формирования новой информационной эры, разной степени вмешательства государства в жизнь СМИ и роли рыночных механизмов в коммерциализированных медиа была необходима новая модель, ориентированная на большинство стран. Немалую роль в появлении новой типологии сыграло окончание Холодной войны, распад социалистического лагеря и появления новых государств в Европе.
В 2004 году Халлин и Манчини выпустили книгу «Сравнение медийных систем. Три модели медиа и политики», которая стала главным источником исследований после теории о четырёх типах медиа-систем. Исследователи проанализировали восемнадцать либеральных демократий в Западной Европе и Северной Америке и увидели закономерность: в разных странах системы СМИ развивались по-разному. Они подтвердили зависимость медиа от идеологического воздействия политических систем, но при этом «фактически не анализировали эмпирические отношения между медийными и социальными системами».[2]Халлин и Манчини выявили, что политические, социальные и экономические условия, народонаселения и культурные черты, физико-географические характеристики оказывают значительное влияние на развитие средств массовой информации в конкретных странах[3]. Впервые была предложена новая Средиземноморская модель медиа.
|
Критики отметили, что модель медиа, предложенная Халлином и Манчини, не универсальна и не может быть применена к новым демократиям в посткоммунистической Европе. Однако ряд исследований опровергают данное предположение. Ярким примером являются медиа Хорватии, которые развивались в условиях самоуправляющегося социализма и следуют за историческим развитием модели медиаризованного плюрализма средиземноморской медиа-системы. Коммунистический период в Хорватии создал благоприятный климат для развития уже существующей системы СМИ, а посткоммунистический переход после 1990 года и последующий демократический этап поддерживают исторически сложившиеся тесные отношения между государством и средствами массовой информации.[4]
Авторы новой типологии определили в Средиземноморскую модель медиа такие стран, как Испания, Италия, Франция, Греция, Португалия, Турция, Мальта, Кипр и Хорватия. Согласно исследованию Халлина и Манчини, медиа-системы стран южной Европы отличаются тем, что их формирование связано с политическими конфликтами, оставившими след в социальном и культурном развитии данного региона, тесной связью с политическими силами, которые рассматривают СМИ как средство идеологического рупора и политической мобилизации.[5]
|
Позднее, неравномерное и конфликтное развитие либеральных институтов в Южной Европе стало основополагающим в понимании развития средств массовой информации в этом регионе[6]. Развитие рынков коммерческих СМИ этих государств долгое время оставалось слабым. Средства массовой информации часто зависели от государства, политических партий, церкви или богатых частных покровителей, что, в свою очередь, препятствовало профессионализации и развитию средств массовой информации как автономных учреждений, и «сделало государство автономным и доминирующим фактором».[7]
Государство – цензор, который перенёс остатки старой диктатуры в демократический период. Такая тесная взаимосвязь между ним и средствами массовой информации связана с отсутствием сильного гражданского общества в данных странах. Как отмечают Халлин и Манчини: «захват государства часто превышает его доступность: способность эффективного государственного вмешательства ограничена нехваткой ресурсов, отсутствием политического консенсуса и клиентолистского отношения, что уменьшает способность государства действовать единообразно»[8]. Некоторые исследователи уверены, что чрезмерная роль государства связана со слабым развитием капитализма, а это мешает само регуляции системы южно-европейских стран. Свободному развитию медиа-рынка в странах также препятствует государство, которое является владельцем медиа-предприятий и главным источником финансирования СМИ.
|
В странах этой модели печатные медиа нацелены на хорошо образованные группы, представляющие элиту. Изначально печать в Средиземноморье не была сильно распространена, поэтому подлинным СМИ здесь считается телевидение, которое в настоящий момент пытается уйти от политики. Газеты даже с маленьким тиражом по-прежнему в меньшей степени интересуются развлекательным контентом, это связано, в первую очередь с тем, что в традиционной журналистике этих стран никогда не было культуры массовой газеты.[9]
Как уже было сказано, типология, предложенная Халлином и Манчини, на протяжении десятилетия оставалась наиболее значимой в исследовании медиа. Концепция Средиземноморской модели оставалась актуальной и не подвергалась сомнению. Однако сегодня тенденции типологии связаны с глобализацией и коммерциализации, которые должны привести к модернизации модели.
Традиционно не направленные на коммерциализацию меди стран «Средиземноморья стали больше ориентироваться на рынок, начали проводить агрессивную политику по увеличению тиражей»[10]. Появилась новая тенденция: меньше внимания уделяется политике, больше – развлечениям, что близко североатлантической или либеральной модели.
Однако исследование, проведенное в конце 2016 года в Испании[11], говорит о том, что СМИ до сих пор подвергаются влиянию политического давления, и это мешает развитию плюрализма и независимости СМИ. Также свободному выражению мнений мешают принимаемые законы и проводимые государствами реформы. Серьезной угрозой для независимости журналистов остается незащищенность рабочих мест и низкая заработная плата. Интересен тот факт, что во многих странах Средиземноморья существующая правовая основа гендерного равенства еще не полностью реализована: женщины получают меньшую заработную плату за аналогичную работу и они не могут занимать высокие должности как в частных, так и в государственных СМИ.
Вышеперечисленные факторы свидетельствуют о том, что концепция средиземноморской модели СМИ остается актуальной даже в период глобализации. Дело в том, что медиа система этих стран открыта для перемен и не стоит на месте, что обуславливает ее жизнеспособность. Паоло Манчини уверен, что синтез новой либеральной коммерческой модели и старой политической неизбежен, и это, в свою очередь, приведет к росту развлекательного контента в СМИ, потому что медиа продукт, главная функция которого – развлекательная, продается лучше и привлекает большую аудиторию. В наши дни границы между всеми моделями ослабли, но не стерлись окончательно. Основные характеристики типологии остаются без изменений.
Данная концепция показалась мне интересной, так как ее основные идеи близки российским реалиям. Несмотря на то, что исследователи определяют модель российской медиа-системы как особую, самобытную, в ней наблюдаются те черты, которые характерны только для стран Средиземноморской модели.
Нельзя отрицать тот факт, что на развитие современной российской медиа-модели значительное влияние оказывает государство. Реальность, к сожалению, такова, что в нашей стране после распада СССР и появления нового государства СМИ остались зависимыми от государственных дотаций, и мы можем наблюдать интересное явление, когда государственные и муниципальные СМИ зарабатывают на коммерческих проектах. Без финансовой поддержки государства многие традиционные средства массовой информации буквально борются за свое выживание, особенно остро эта проблема наблюдается в малых и средних городах России, где газеты и телевидение – рупор власти, а журналисты вынуждены вопреки профессиональным этическим нормам отказываться от объективности. Это мешает полноценному развитию профессии журналиста в нашей стране. А как было сказано выше, подобная картина характерна для стран Средиземноморья.
Данная научная модель медиа актуальна в нашей стране, потому что в нашей стране СМИ не воспринимаются как бизнес, СМИ – это посредник между государством и обществом, который рисует образ заботливых и добрых правителей. Однако Паоло Манчини считает, что Россия может прийти к коммерциализации рынка СМИ, хотя «политические группировки … продолжают играть важную роль в медиасистеме»[12].
В ходе данного исследования было показано, что тоже самое происходит в странах Южной Европы. По моему мнению, Средиземноморская модель Халлина и Манчини останется частью истории открытия концепций медиа в тот момент, когда журналисты откажутся от государственной финансовой поддержки в пользу коммерческого развития медиа. По прогнозам Паоло Манчини, журналистика во всех странах движется к либеральной модели медиа и в ближайшем будущем нас ждет единая модель, которая не будет зависима от традиций и политического влияния.
Список литературы:
1. Daniel C. Hallin. - Typology of Media Systems. - Subject: Political Communication, Political Institutions Online Publication Date: Aug 2016
2. Дедюхина А. Д. - Развитие и функционирование структуры медиасистемы и ее влияние на содержание печатных СМИ: на примере Великобритании, Германии и Италии: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Дедюхина Анастасия Дмитриевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики]. - Москва, 2009. - 208 с.: ил.
3. Zrinjka Peruško - COMPARING SOCIALIST AND POST-SOCIALIST TELEVISION CULTUREFIFTY YEARS OF TELEVISION IN CROATIA. - Сentre for Media and Communication Research, Faculty of Political Science, University of Zagreb
4. Zrinjka Perusko. - Rediscovering the Mediterranean Characteristics of the Croatian Media System - Сentre for Media and Communication Research, Faculty of Political Science, University of Zagreb
5. Когда нейтралитет не продается // Эксперт. - 2006. - 10 апреля (№14 (508)).
6. Papathanassopoulos S (2007) The Mediterranean or Polarized Pluralist Model Countries. In: Terzis G (ed) European Media Governance: National and Regional Dimensions. Bristol: Intellect Book
7. Hallin Daniel C. and Manchini Paolo - Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics. Cambridge, 2004
8. Паоло Манчини: «В России нет традиции журналистского профессионализма» //«Журналистика и медиарынок». – 2005. URL: https://www.media-online.ru/index.php3?id=8626
9. Pere Masip, Carlos Ruiz, Jaume Suau, Ángel García Castillejo - Media Pluralism Monitor 2016 – Spain. - December 2016. URL: https://cmpf.eui.eu/media-pluralism-monitor/mpm-2016-results/spain/
10. RACHAEL CRAUFURD SMITH. - Findings From the Mediadem Project:Supporting Free and Independent Media in Europe - International Journal of Communication 11(2017)
11. Дмитриева А. «Развитие и функционирование структуры медиасистемы и ее влияние на содержание печатных СМИ (на примере Великобритании, Германии и Италии)»// Дисс. Канд. Фил. Наук – М., 2009.
12. Ершов Ю. М. Автономия журналиста как критерий профессионализма и показатель развития // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. - 2013. - № 4 (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtonomiya-zhurnalista-kak-kriteriy-professionalizma-i-pokazatel-razvitiya (дата обращения: 11.12.2017)
13. Hallin, Daniel C. -The "Uncensored war": The Media a. Vietnam / Daniel C. Hallin. - Berkeley etc.: Univ. of California press, 1989
14. Землянова Л.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫСРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА МЕДИЙНЫХ СИСТЕМ В ТРУДАХ ДАНИЕЛА ХАЛЛИНА И ПАОЛО МАНЧИНИ, ИХ АДЕПТОВ И ОППОНЕНТОВ // Медиаскоп. - 2013. - № 3. - С. 2.
15. Ишменев Е.В. - Политический медиадискурс: теория и национальные модели / Евгений Ишменев. - Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2012. - 127 с. - (Дискурсология Вып. 8). - Библиогр.: с. 114-127
[1]Daniel C. Hallin. - Typology of Media Systems. -Subject: Political Communication, Political Institutions Online Publication Date: Aug 2016
[2]Дедюхина А. Д. - Развитие и функционирование структуры медиасистемы и ее влияние на содержание печатных СМИ: на примере Великобритании, Германии и Италии: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.10 / Дедюхина Анастасия Дмитриевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики]. - Москва, 2009
[3] Papathanassopoulos S (2007) The Mediterranean or Polarized Pluralist Model Countries. In: Terzis G (ed) European Media Governance: National and Regional Dimensions. Bristol: Intellect Book
[4]Zrinjka Peruško - COMPARING SOCIALIST AND POST-SOCIALIST TELEVISION CULTURE
FIFTY YEARS OF TELEVISION IN CROATIA. - entre for Media and Communication Research, Faculty of Political Science, University of Zagreb
[5] Papathanassopoulos S (2007) The Mediterranean or Polarized Pluralist Model Countries. In: Terzis G (ed) European Media Governance: National and Regional Dimensions. Bristol: Intellect Book
[6]Тамже
[7]Papathanassopoulos S (2007) The Mediterranean or Polarized Pluralist Model Countries. In: Terzis G (ed) European Media Governance: National and Regional Dimensions. Bristol: Intellect Book
[8]Hallin Daniel C. (Professor of Communication and Adjunct, Professor of Political Science at the University of California, San Diego) and Manchini Paolo (Professor at the Dipartimento Instituzioni e Societá, Facoltá di Scienze Politiche, Universita di Perudgia). Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics. Cambridge, 2004
[9]Когда нейтралитет не продается // Эксперт. - 2006. - 10 апреля (№14 (508))
[10]Когда нейтралитет не продается // Эксперт. - 2006. - 10 апреля (№14 (508))
[11]Pere Masip, Carlos Ruiz, Jaume Suau, Ángel García Castillejo - Media Pluralism Monitor 2016 – Spain. - December 2016. URL: https://cmpf.eui.eu/media-pluralism-monitor/mpm-2016-results/spain/
[12]Паоло Манчини: «В России нет традиции журналистского профессионализма» //«Журналистика и медиарынок». – 2005. URL: https://www.media-online.ru/index.php3?id=8626