Самостоятельное изучение разделов дисциплины




№ модуля Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
  Канон в «Житии Алексия, человека божьего»  
  Идеал человека в переводных повестях 11-13 вв.  
  Житие Александра Невского  
  Куликовский цикл  
  Литература конца 16 – начала 17 века  
  Лирика русского сентиментализма  
2Жанрово Жанровое своеобразие лирики конца 18 века  
  Лирика Радищева  
  Лирика Крылова  
  Лирика Дмитриева  
  Проза русского сентиментализма  

4.2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1:ВВЕДЕНИЕ

Цель этого раздела – показать своеобразие русской литературы XI –ХVIII вв., ее типологическую и национальную специфику и – в то же время – то «вечное», что связывает ее с последующими периодами развития нашей культуры.

Тема 1. Хронологические, географические границы курса, принципы отбора памятников для курса.

Тема 2. Проблема периодизации литературы XI – ХVIII вв. Предшествующие периодизации, их недостаточность Современная периодизация, основанная на понятии «стиль эпохи» и «направление». Четыре основные стиля эпохи в древнерусской литературе: монументальный историзм, эмоционально – экспрессивный стиль, второй монументализм, барокко. Периоды, подчиненные стилю эпохи, и переходные периоды. Периодизация в XVIII вв.: центральное понятие – классицизм. З периода – в зависимости от степени «проявленности» классицизма.

РАЗДЕЛ 2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Цель этого раздела – показать историко-литературное развитие XI-XVII вв., его этапность, рассмотреть жанровую систему, становление и развитие жанров через призму понятия «стиль эпохи»; проанализировать тексты в связи с типологическими особенностями средневековой культуры в целом и спецификой определенного периода.

Тема 1. БЫТОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ ПАМЯТНИКОВ.

Рукописный характер, ано­нимность, отсутствие понятия авторства, редактирование памятников, понятие о варианте, редакции, изводе, внешнее оформление книги, начерки.

Древнерусская литература как литература средневековая, типологические и национальные черты..

Основные темы древнерусской литературы, ее патриотический
пафос.

Проблема метода древнерусских книжников. Понятие о литературном этикете. Принципы исследования древнерусских памятников: конъектуры, определение редакций, датировка.

Источниковедение древнерусской литературы.

Вопросы для контрольной работы по разделу «Введение»

1.Объем понятия «древнерусская литература».

2.Проблема периодизации древнерусской литературы.

3. Бытование древнерусских памятников.

4.Особенности изучения древнерусских текстов.

Тема 2. ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОГО ПЕРИОДА (Х1-НАЧАЛО Х111 ВЕКА). СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА

Основная проблема – становление жанровой системы стиля монументального историзма в соотнесении с византийской литературой как основой христианского этапа культурного развития России, сочетание в литературе заимствованного и национально-своеобразного.

Переводная литература как основа дляразвития древнерусской литературы.

Основные жанры переводной литературы. Христианская книж­ность (библейские книги и апокрифы, патристика, жития, житийный канон, содержащийся в них). Светская книжность (естественнонауч­ные сочинения, хроники, повести).

Понятие "стиль монументального историзма". Становление жан­ровой системы древнерусской литературы".

Летопись как жанр. Эта­пы формирования летописного жанра. Источники, используемые ле­тописцами. Работа летописца над текстом летописи. Основные темы"Повести временных лет". Изображение человека в памятнике. Фи­лософия истории летописца. Летопись и византийские хроники: ста­новление особой жанровой формы. Стиль монументального историзма в летописи.

Житийный жанр в древнерусской литературе. Становление жанра как движение к византийскому канону: от "Сказания о Борисе и Гле­бе" к каноническим житиям. Проповедническая литература. Своеоб­разие художественной манеры древнерусских проповедников (Иларион, Кирилл Туровской, Лука Жидята, Феодосий Печерский). Поэтика проповедей.

"Поучение Владимира Мономаха" как образец светской поучи­тельной литературы. Политические представления автора. Нравствен­ный его облик.

Жанр хождений как отражение политических, религиозных и нравственных представлений древнерусского человека ("Хождение игумена Даниила", "Книга паломник Добрыни Ядрейковича").

Стиль монументального историзма в житийной и проповедничес­кой литературе. Мир и человек в литературе стиля монументального историзма.

"Слово о полку Игореве" в связи с современной ему жанровой
системой и культурой в целом. Черты различных жанров в "Слове".
Поэтика "Слова". Образ автора.

Тексты для чтения :

Один из апокрифов (по выбору). Житие Алексия, человека божь­его. Отрывки из естественнонаучной и исторической литературы. Oдна из переводных повестей (по выбору): Александрия, Девгениево деяние или Повесть об Акире Премудром. Повесть временных лет. Слово о законе и благодати. Одна из проповедей Кирила Туровского. Сказа­ние о Борисе и Глебе. Житие Феодосия Печерского. Поучение Влади­мира Мономаха. Хождение игумена Даниила. Слово о полку Игореве.

Лабораторная работа по проповедям

Практические занятия по Повести временных лет и Слову о полку Игореве

Тема3.: ЛИТЕРАТУРА ПЕРВЫХ ЛЕТ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГОИГА (1237- КОНЕЦ ХШ в.) Переходный период

Разрушение стиля монументального историзма и возникновение новых представлений о мире и человеке. Пафос произведений, посвященных татаро-монгольскому нашествию (Слово о погибели русской
земли, Повесть о битве на реке Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем). Эпичность текстов и отражение в них новых исторических представлений.

Отражение исторических событий в житийной и проповеднической литературе (Житие Меркурия Смоленского, Житие Александра Невского, проповеди Серапиона Владимирского).

Моление Даниила Заточника. Представление о ценности человеческой личности. Образ автора в "Молении». Психологизм памятника.

Тексты для чтения

Слово о погибели Русской земли. Повесть о битве на реке Калке. Повесть о разорении Рязани Батыем. Житие Александра Невского. Моление Даниила Заточника.

Тема 4. ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ

(Х1У-СЕРЕДИНА XV ВЕКА). ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЙ СТИЛЬ

Представление о мире и человеке в памятниках, связанных с эмоцонально - экспрессивным стилем. Второе южнославянское влияние. Исихазм кaк философская основа эмоционально-экспрессивного сти­ля. Произведения этого стиля как отражение предвозрожденческих тенденций. Поэтика произведений Епифания Премудрого. Изменение жанра жития. Памятники Куликовского цикла (Задонщина, Ска­зание о Мамаевом побоище, летописные повести, Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича). Отражение в них роста национального самосознания.

Тексты для чтения

Одно из житий, написанных Епифанием Премудрым (по выбору). Задонщина и еще один памятник Куликовского цикла по выбору.

Задание для самостоятельной работы

Покажите, как в памятниках Куликовского цикла зарождаются новые представления о месте Московского княжества среди других русских земель.

Лабораторная работа по одному из житий, написанных Епифанием Премудрым

Тема 5: ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (СЕРЕДИНА ХУ – ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ ХУ1 ВЕКА)

Зарождение политической теории "Москва-третий Рим " и отра­жение ее в памятниках письменности (Повесть о взятии Царьграда и Повести о Вавилонском царстве, Сказание о князьях Владимирских, Повесть о новгородском белом клобуке).

Церковно-полемическая литература. Своеобразие позиций Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Философия Максима Грека. Переводные сочинения, посвященные проблеме царской власти.

Возрожденческие элементы в лите­ратуре (Повесть о Петре и Февронии, Хождение Афанасия Ники­тина затри моря).

Тексты для чтения

Повесть о взятии Царьграда или Повести о Вавилонском царстве (по выбору). Сказание о князьях Владимирских. Повесть о новгород­ском белом клобуке. Отрывки из сочинений Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и Максима Грека. Повесть о Дракуле. Повесть оПетре и Февронии. Хождение Афанасия Никитина за три моря.

Тема 6: ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА УКРЕПЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (XVI в.). ВТОРОЙ МОНУМЕНТАЛИЗМ

Публицистика XVI века как отражение разнообразных политичес­ких воззрений (Сказание о царе Константине и Магмет-салтане Ивана Пересветова, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, другие послания Грозного). Отражение личности авторов в этих со­чинениях. Связь публицистических сочинений со стилем второго монументализма.

Обобщающие литературные работы середины XVI века как отражение стиля второго монументализма (Никоновский летопис­ный свод, Домострой, Степенная книга, Великие Четьи-Минеи).

Тексты для чтения

Переписка Грозного с Курбским и другие послания Грозного.
Сказания Ивана Пересветова. Отрывки из обобщающих литературных
работ.

Лабораторная работа по публицистике 16 века.

Тема 7: ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА СМУТЫ(КОНЕЦ XVI-НАЧАЛО XVH ВЕКА). ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Формирование новых исторических и государственных представ­лений в литературе периода. Открытие "частного" человека и его роли в событиях.

Тема изучается самостоятельно.

Тексты для чтения

Отрывки из «Сказания Авраамия Палицына» и «Новой преславной повести о российском царстве».

Тема 8: ЛИТЕРАТУРА «БУНТАШНОГО ВЕКА". БАРОККО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Эволюция традиционных жанров жития и воинской повести в XVII веке.

Житие Юлиании Лазаревской: элементы жанра семейной хро­ники и биографии. Автобиографические элементы в Житии протопопа
Аввакума. Cтpyктypa жанра Жития протопопа Аввакума. Повесть
об азовском осадном сидении донских казаков. Казачья идеология в
повести. Новый герой. Отражение исторической действительности.
Проблема барокко в русской литературе. "Высокое" и «низовое" ба­рокко.

Жанры "высокого" барокко: вирши, комедии. Досиллабическое стихотворство, школы досиллабической поэзии. Тематика и поэтика виршей Симеона Полоцкого. Барочные1 и просветительские черты в его поэзии. Придворный театр, те­матика первых пьес. Осознание театральной условности. Возникновение школьного театра и особенности его репертуара.

Посадская литература как национальный вариант "низового" ба­рокко. Жанры посадской литературы: бытовая повесть, сатирическая повесть. Появление активного героя в бытовой повести. Разрушение традиционных представлений о человеке. Карнавальный смех и соци­альная сатира в сатирической повести.

Тексты для чтения

Житие Юлиании Лазаревской. Житие протопопа Аввакума. Повесть об азовском осадном сидении донских казаков. Повесть о Горе-Злосчастии. Повесть о Савве Грудцыне. Повесть о Фроле Скобееве. Повесть о Карпе Сутулове. Повесть о Шемякином суде. Повесть о Ерше Ершовиче. Повесть о бражнике. Калязинская челобитная. Азбука о голом и небогатом человеке. Вирши Симеона Полоцкого и его Комедия притчи о блудном сыне.

Практические занятия по Житию протопопа Аввакума и стихосложению 17 века

Тема 9. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПЕРЕХОД ОТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫК НОВОЙ

Беллетризация литературы. Усиление личностного начала. Расширение сектора свободы. Расширение социальной среды и мирового опыта. Снижение прямолинейной условности. Эволюция поэтических
средств.

В рамках данной темы рассматриваются процессы, свойственные всему пространству русской (вероятно, не только русской) литературы, но особенно ярко проявившиеся в восемнадцатом столетии

-Постепенное ускорение развития, объясняемое как общей тенденцией, так и позицией «догоняющего», характерной для русской культуры данного периода.

-Усиление личностного начала (в двух проявлениях – как интерес к личности героя и как отражение в тексте авторской личности).

-Расширение сектора свободы, проявляющееся в отказе от средневековых канонов.

-Расширение мирового опыта, реализующегося в общеевропейских контактах в петровскую и постпетровскую эпоху и в общемировых контактах сегодня.

-Расширение социальной среды, постепенное ведение в литературу представителей всех социальных слоев и групп, правда, пока еще без глубокой социально – психологической характеристики.

- Отказ от прямолинейной средневековой условности и дидактичности.

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫРАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ18 ВЕКА

Цель: Продемонстрировать амбивалентность идущих в литературе процессов: распространение барокко, «захват» практически всех жанров, достижение им высшей точки развития – и одновременно зарождение внутри барокко классицистических идей; показать, как рамка Вселенной, характерная для барокко, сменяется рамкой государства и мысль о судьбе человека на фоне вечности сменяется идеей служения государству; показать, как затем происходит поворот к частной жизни, к человеческой личности – то есть к сентиментализму и романтизму.

Тема 1. Панегирическая литература петровской эпохи: школьный театр, проповедь, панегирические вирши.

Жанры панегирические и «частные».

Панегирические жанры в связи с паратеатральными зрелищами (триумфальными шествиями и другими действами). Художественное время, организация пространства и система персонажей пьес школьного репертуара, их эволюция и типология.

Тематика панегирических виршей, обретение ими собственной поэтики.

Политическая направленность проповедей Феофана Прокоповича. Риторические приемы в проповедях.

Тема 2. «Частная» литература петровской эпохи.

Рукописные анонимные повести как отражение возросшего интереса к человеческой личности. Эволюция жанра по сравнению с бытовыми повестями 17 века. Проблема «герой и общество» в повестях. Новая историческая действительность в них. Тема любви и внутреннего совершенствования в «Повести о Василии Кариотском» и «Повести об Александре, российском дворянине».

Любовные вирши: любовь как сладостное и трагическое чувство. Поэтические средства, используемые для выражения внутреннего мира человека.

Авантюрный характер пьес публичного театра. Появление пьес европейского репертуара.

Барочные и предклассицистические черты в произведениях различных жанров.

Практическое занятие «Культура петровской эпохи – закономерный этап развития или результат чуждого влияния?»

Тексты для чтения по темам 1,2. Повесть о Василии Кариотском. Повесть об Александре. Несколько образцов панегирических и любовных виршей (по выбору студента). Одна из проповедей Феофана Прокоповича (по выбору). Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Владимир», Пьесы Федора Журовского «Слава российская» и «Слава печальная». Одна из пьес школьного репертуара на выбор (в добавление к указанным выше).

Тема 3. Становление жанровой системы классицизма в творчестве Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского.

Становление и эволюция жанра сатиры у Кантемира. Роль переводов и эпиграмм в этом процессе. Попытка писателя улучшить силлабическую систему стихосложения («Письмо Харитона Макентина»). Переработка в соответствии с новыми идеями первых сатир.

Творчество Тредиаковского как экспериментальное пространство в русской литературе. Разнообразие жанров. Переводы. Теоретические работы: реформа стихосложения, изменение представлений о литературном языке и поэтических средствах. Классицизм Тредиаковского.

Тема 4. Эволюция жанра торжественной оды в русском классицизме.

От первых опытов в жанре приветственных стихов в творчестве Тредиаковского к «регулярной» торжественной оде.

Тематика и поэтика торжественной оды Ломоносова. Композиция, точка зрения адресанта, отношения адресата и адресанта, фигуры и тропы. Метафора как главный троп в его одах.

Державин как разрушитель жанра оды. Изменение отношений адресата и адресанта. Принадлежность адресата всем сферам бытия, адресанта – только быту. Пейзаж, натюрморт, бытовые детали в торжественной оде Державина и их функции.

Торжественная ода в последней трети века.

Ода как главный жанр русского классицизма.

Тема 5. Философская ода в русской литературе.

Деизм Ломоносова и его отражение в философской оде. Бог как демиург, человек как песчинка и одновременно как познающее сознание. Гипербола и ее функция в этом жанре.

Новые отношения между человеком и творцом в философских одах Державина. Человеческая душа как частичка Творца. Новые ценности в «деревенских» стихах.

Развитие анакреонтической и нравоучительной оды в последней трети века.

Тема 6. Русская классицистическая трагедия.

Путь А.Сумарокова к жанру трагедии. Песни и притча как подготовительный материал. Драматизм внутреннего конфликта в песнях. Социальное противостояние в сумароковских притчах.

Эволюция трагедийного конфликта: от борьбы долга и страсти к противостоянию с тираном, в душе которого страсть подчинила себе долг. Два периода «трагедийного» творчества Сумарокова.

Последующая эволюция русской трагедии. Трагедия Я.Княжнина в ее отношении к сумароковской трагедии.

Самостоятельно изучается реформа стихосложения Ломоносова и его стилистическая теория.

Практическое занятие «Философские и эстетические основы характеристики русского классицизма»

Тексты для чтения к темам 3-6

Антиох Кантемир. Две сатиры (по выбору студента).

Василий Тредиаковский. Несколько произведений малых жанров.

Михаил Ломоносов. Две торжественные оды (по выбору студента). Ода, выбранная из Иова. Вечернее размышление о божьем величестве.

Утреннее размышление о божьем величестве. О пользе книг церковных в российском языке. Риторика.

Гавриил Державин. Две торжественные оды по выбору студента. Бог. Водопад. Евгению. Жизнь званская. Приглашение к обеду.

Александр Сумароков. Две трагедии разных периодов (по выбору студента). Наставление хотящим быть писателями.

Яков Княжнин. Вадим Новгородский.

Тема 7. Журнальная сатира 60 – 70-х гг.

Журнальная сатира как явление политическое и художественное. Причины ее появления. Разнообразие издаваемых журналов. Журналы Н.И.Новикова. Просветительский идеал и масонские идеи в них. Разнообразие малых сатирических жанров в изданиях Новикова. Полемика о сатире между «Трутнем» и «Всякой всячиной». Роль сатирических журналов в становлении гражданского общества.

Тема 8. Жанрово-композиционное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Радищева.

Мировоззрение Радищева и его отражение в произведениях различных жанров. Связи между малыми жанрами в творчестве писателя и его главным сочинением. «Путешествие…» как цельное произведение. Споры о творческом методе писатели и о жанре его главного произведения. Структура произведения. Роль вставных элементов. Система персонажей, их соотношение с образом путешественника – повествователя.

Тема 9. Комедия и комическая опера последней трети века. Серьезное и смешное в пьесах Д.Фонвизина и И.Крылова.

Комедии Сумарокова как первые образцы русской комедии.Причины распространения комических и легких жанров. Развитие жанра комедии к концу века. Понятие о комической опере. Герои комических опер.

Фольклорное элементы. Сосуществование в рамках произведений этого жанра нравоучительного и собственно комедийного начала. Социальная направленность «Несчастья от кареты» Княжнина и «Ябеды» Капниста.

«Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина как вершинные достижения русской драматургии 18 века. Проблематика этих произведений. Система персонажей. Характеры. Приемы создания комического. «Душеполезное» в комедиях Фонвизина.

«Подщипа» Крылова в ряду других его драматических сочинений. Сосуществование в ней обличительного и пародийного начал. Связь драматических сочинений Крылова с его лирикой, журналами и прозой. Журнал как особый жанр в его творчестве. «Почта духов»; проблематика, композиция. Раннее творчество Крылова как предтеча «басенного» периода.

Тема 10. Русский сентиментализм.

Споры о русском сентиментализме. Сентиментализм как творческий метод.

Н.Карамзин как основоположник русского сентиментализма. Соотношение лирического и эпического в его творчестве. «Бедная Лиза» как образец русского сентиментализма. Романтические элементы в других повестях писателя.

Басни, сказки и песни И.Дмитриева в связи с проблемой русского сентиментализма.

Самостоятельно изучается тема «Демократическая проза»: жанры, герои (М. Чулков, Ф. Эмин).

Практическое занятие «Поэзия последней трети века»
Тексты для чтения темам 7 - 10

Александр Сумароков. Две комедии разных периодов по выбору студента.

Материалы из журналов Николая Новикова.

Иван Богданович. Душенька.

Василий Майков. Елисей, или раздраженный Вакх.

Михаил Херасков. Россиада.

Василий Капнист. Ябеда.

Яков Княжнин. Несчастье от кареты.

Одну из комических опер на выбор – кроме перечисленных выше (лучше всего взять образцы Попова, Аблесимова или Матинского).

Денис Фонвизин. Послание к слугам моим. Лисица – казнодей. Бригадир.

Недоросль. Вопросы. Всеобщая придворная грамматика.

Образцы малых жанров поэтов последней трети века.

Николай Карамзин. Бедная Лиза. Одна из романтических повестей. Лирика.

Иван Дмитриев. Басни. Песни. Модная жена.

Александр Радищев. Житие Ушакова. Дневник одной недели. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность. Поздняя лирика.

Иван Крылов. Материалы из журнала «Почта духов». Каиб. Подщипа.

Философская лирика.

РАЗДЕЛ 5. Русская литература 18 века как трамплин. Значение литературы периода для дальнейшего развития русской литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: