АУДИТОРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ




РИСУНОК

Автор: Горелов Р. Г., старший преподаватель Московского государственного заочного педагогического института.

 

Й СЕМЕСТР

 

РАБОЧИЙ ПЛАН

 

Аудиторные практические занятия

 

Задание 1. Зарисовки черепа в разных поворотах (в про­филь, фас и трехчетвертном повороте)' – 4 ч. [1]

Задание 2. Рисунок гипсового слепка с головы античной скульптуры на сером фоне — 3 ч.

Задание 3. Кратковременный рисунок гипсовой головы с за­дачей на построение (проверочная работа) — 1ч.

 

Контрольная работа № 3

Задание 1. Рисунок гипсового слепка с головы античной скульптуры в разных поворотах (в профиль, фас и трехчет­вертном повороте) на однотонном сером фоне. При отсутствии гипсов — рисунок головы натурщика или автопортрет с зада­чей на построение — 12 ч.

Задание 2. Рисунок гипсового слепка с головы античной скульптуры в небольшом наклоне — 12 ч.

Задание 3. Рисунок отдельных зданий и зарисовки их фраг­ментов — 8 ч.

Задание 4. Зарисовки строительства и строительной тех­ники — 2 ч.

Задание 5. Рисунки интерьера и зарисовки отдельных его частей — 10 ч.

Задание 6. Зарисовки одетой фигуры человека — 2 ч.

Задание 7. Зарисовки головы человека в разных поворотах и наклонах (в профиль, фас и трехчетвертном повороте) — 3 ч.

 

ПОСТРОЕНИЕ И АНАТОМИЧЕСКИЙ РАЗБОР РИСУНКА ГОЛОВЫЧЕЛОВЕКА

 

На II курсе наибольшее количество часов отводится на изучение рисунка головы человека. На аудиторных занятиях студенты продолжают выполнять рисунки с гипсовых моделей, знакомятся с пластикой черепа и анатомическим строением го­ловы, а в конце учебного года рисуют мужской портрет.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Форму головы определяет в основном ее внутренняя кост­ная основа — череп. Он делится на две части: мозговую и ли­цевую. Мозговая часть черепа, напоминающая опрокинутую ча­шу, состоит из лобной кости, двух теменных и двух височных, замыкающихся затылочной костью, и двух внутренних костей: клиновидной и решетчатой. Все перечисленные внешние кости соединяются между собой посредством швов с мелкими, при­чудливой формы зубчиками.

Лобная кость имеет большое пластическое значение: она определяет рельеф формы лба, его высоту и ширину. Нижняя граница ее образует дугообразный верхнеглазничный край, пе­реходящий с двух сторон в скуловой отросток. В середине между двумя верхнеглазничными краями находится выступ, на­зываемый отростком носа. Вместе с косточками носа он опре­деляет форму переносья (узкое, широкое, в большей или мень­шей степени вогнутое). Верхняя часть лобной кости зубчатым краем соединяется с двумя парными теменными костями, обра­зуя так называемый венечный шов.

От каждого скулового отростка лобной кости дугообразно вверх располагается височная линия, направление которой яв­ляется как бы границей лба и верхней части глаз. Во время работы студент должен обратить внимание на величину, место­нахождение и форму двух лобных бугров и надбровных дуг. Следует наметить грани двух симметричных височных костей, направленных в глубину от височной линии лобной кости. По форме они более плоские, чем остальные кости черепа. Каж­дая из них состоит из двух сросшихся костей. Передняя часть образует пластину, создающую височную впадину, вторая часть (сосцевидная) расположена позади круглого отверстия наруж­ного слухового прохода. Очень важно понимание формы ску­лового отростка, выступающего перед слуховым отверстием и переходящего в скуловую дугу. Височные впадины и скуловые дуги полезно, сидя перед зеркалом, прощупать пальцами и про­наблюдать на самом себе. В верхней части височные кости соединяются с двумя теменными костями шарообразной формы. Рисующему череп необходимо проанализировать разнообразие, рельефов в теменных буграх, особенно ясно читаемых при срав­нении различных форм черепов.

Соединяясь в верхней части, две теменные кости образуют так называемый стреловидный шов. Сзади они соприкасаются с затылочной костью. Она имеет круглое затылочное отверстие, по обеим сторонам которого помещаются два суставных бугорка, служащих для сочленения с первым шейным позвонком, что обеспечивает движение головы вперед-назад и наклоны на­право-налево.

Ознакомившись с костями мозговой части черепа, студенты переходят к изучению костей лицевой его части, имеющих чрез­вычайно сложную форму. Лицевой отдел состоит из очень выразительных в пластическом отношении костей: парных верхне­челюстных, скуловых, косточек носа и одной нижнечелюстной кости (нижней челюсти), а также менее значительных парных слезных и нёбных косточек, нижних раковин и одного сошника.

Верхняя челюсть (состоящая из двух парных костей) обра­зует одну из границ глазничного края, средней вогнутой своей поверхностью она углубляется в щечную ямку; Верхняя ее часть начинается от глазничного края и переходит в своеобразную пластину, соединяющуюся с косточками носа; нижняя переходит в массивную пластину зубного выступа, служащего основанием для корней зубов. Скуловая кость своим нижним краем соеди­няется с верхней челюстью, а верхней частью — с лобной ко­стью и формирует край глазничной впадины; в слиянии с ви­сочной костью она образует скуловую дугу.

Большое значение в пластике лица имеют две небольшие носовые косточки. Они образуют угол с лобной костью и соз­дают стенку скелета носа. Различная длина, направление и ширина этих косточек делают людей длинноносыми или кур­носыми.

В отличие от всех перечисленных костей черепа, соединен­ных между собой неподвижно, нижняя челюсть подвижно при­креплена посредством сустава к височной кости. Форма нижне­челюстной кости очень выразительна. Нижний, видимый ее край напоминает половину эллипса. Каждая из сторон нижнечелюст­ной кости задней своей частью образует угол, переходящий В пластину, вверху оканчивающуюся двумя отростками (перед­ний называется клювовидным, задний — суставным). Пласти­ческое значение нижнечелюстной кости велико, средняя ее часть — подбородок весьма разнообразен по форме: у одних людей он резко выступает вперед, у других имеет скошенную форму. Также различны по величине, форме и направлению зубы. Студентам полезно сравнить характеристику черепов беззубого старика, ребенка и взрослого человека с выступающими и западающими зубами.

По степени развития мозгового отдела черепа и его соот­ношению с лицевым отделом люди делятся на круглоголовых и длинноголовых. В рисунках с самого начала надо подчеркнуть характерность данной модели, ясно представляя себе объем­ность всего черепа. Необходимо развивать пространственное представление, умение видеть голову с самых различных точек зрения, так как в дальнейшем рисовать человека придется в разных положениях. Чрезвычайно полезно научиться делать ри­сунки черепа по памяти и впечатлению, что для студента-заоч­ника, выполняющего домашние работы самостоятельно, может служить самопроверкой, показывающей, насколько глубоко ус­воен изучаемый материал. Закончив такой рисунок, студент дол­жен проверить правильность изображения. Для этого надо по­ставить череп в том же положении, в каком он изображен на рисунке, и сделать правку другим по цвету карандашом, добиваясь понимания допущенных в построении неточностей.

Первые рисунки черепа легче выполнять с гипсового слепка, так как темный цвет черепа, его оттенки мешают восприятию основной формы. Модель освещают с таким расчетом, чтобы как можно выразительнее просматривалась ее форма. Перво­начальный рисунок следует выполнять с черепа в наиболее наглядном положении, в анфас, обеспечивающем ясное ощущение лицевой линии, при трехчетвертном повороте принимающей раз­личные формы.

Изображаемый объект помещают так, чтобы его средняя часть приходилась на линию горизонта. Вначале рекомендуется избегать перспективных сокращений, чтобы характерный контур модели был виден яснее. Необходимо иметь три отлива с раз­личных черепов: ребенка, взрослого с развитыми зубами и без­зубого старика. При сопоставлении их студент убедится, какое различие наблюдается в пропорциях частей и насколько инди­видуальны все формы.

В рисунке следует правильно композиционно разместить изо­бражение объекта на листе бумаги. Нельзя механически пере­рисовывать силуэт, надо учиться осознанно строить объемные формы. Прежде всего определяют соотношение мозгового и ли­цевого отделов черепа. В области мозгового отдела находят внутренние пропорции между лбом, теменем, затылком и боко­выми височными областями. В лицевой части важно правиль­но определить соотношение верхней и нижней челюстей, про­следив формы и масштабы глазничной впадины. Студент должен стремиться передать характерные особенности данного черепа. Для понимания главных объемов необходимо видеть в силу­эте не внешнюю линию, а соприкосновение основных «срезов» форм, как бы выступающих из пространства.

Намечая профиль черепа, полезно определить лицевой угол, который образуется пересечением двух линий: идущей от на­ружного слухового отверстия до нижней грани носа и линией, восстановленной от основания грушевидного отверстия на сред­нюю линию лба. Изображая череп, надо опустить линию от основания грушевидного отверстия на наиболее выступающую часть подбородка (как бы построив вниз второй лицевой угол). При выступающем вперед подбородке в таком случае образует­ся тупой угол, при скошенном — более острый угол. Опреде­ление разнообразных лицевых углов служит выявлению харак­терности модели (рис. 1).

 

При изображении черепа в профиль ближе всего к рисую­щему находится выступ височной кости, образующий со ску­ловой дугой своеобразную площадку. Следующая общая пло­щадка спускается от линии скуловой дуги до угла нижней че­люсти. Под выступами лобной кости расположено углубление глазничной впадины, переходящей в гребень носовых косточек, видно ребро грушевидного отверстия, силуэты верхней и ниж­ней челюсти с находящимися и них зубами.

Практика показывает, что студенты слабо воспринимают II вменение форм, вызванное новым уровнем горизонта, поэ­тому для второго рисунка реко­мендуется поместить изобра­жаемый в профиль череп выше линии горизонта (на высокий постамент). В этом новом по­ложении надо проследить, как уменьшится пропорция мозговой части черепа по отношению к лицевой, как сильно будет изогнут вверх угол скуловой дуги, приподнявшись вверх от основания грушевидного отвер­гни, насколько выше подни­мется угол нижней челюсти при ясном прочтении всей формы нижнечелюстной кости и какие формы приобретут линии надбровий.

Выполнив рисунок с натуры, следует сделать быстрый набросок этого же положения черепа по впечатлению, сверив его с ранее осуществленным рисунком и с натурой.

Для третьего рисунка модель помещают также в профиль значительно ниже линии горизонта. Тогда увеличатся масштабы лобной части черепа и соответственно уменьшится его лицевая часть. Угол скуловой дуги и ее направление будут ниже, чем основание грушевидного отверстия. Надбровные дуги приобретут как бы обратную форму изогнутости по сравнению с рисунком черепа при высоком горизонте. Изменятся направление и форма нижней челюсти.

Выполнение рисунков поможет студенту понять, как изменя­ются формы черепа в зависимости от изменения линии горизонта и степени наклона головы.

После нахождения точных конструкций черепа следует ак­центировать внимание на освещении модели: как освещаются ос­новные конструктивные формы, какие из них находятся под пря­мыми лучами источника света (и потому они более яркие) и ка­кие под скользящими (а значит, менее яркие); впадины, куда не проникают лучи света, будут наиболее темными. Необходимо помнить, что рефлексы никогда не могут быть такими же свет­лыми, как освещенные поверхности.

Вслед за выполнением рисунков черепа в профиль модель рисуют анфас. Изображение помещают в середине листа. Вначале, слегка касаясь карандашом бумаги, намечают размер и пропорции (высоту и ширину) черепа. Примерный размер изображения — около 20—23 см в высоту. Следует сразу установить в рисунке ха­рактерные пропорции, присущие данному черепу (является ли он круглоголовым, длинноголовым или чем-то средним между ними). Первый рисунок выполняют с модели анфас в положении, при ко­тором линия горизонта как бы делит череп на две равные части. В этом положении основание грушевидного отверстия находится на уровне ушных отверстий.

После установления общих пропорций важно как можно точ­нее определить, где проходит линия нижней части надбровных дуг, разделяющая мозговую и лицевую части черепа. Затем необ­ходимо проанализировать, какие формы находятся ближе всего, и последовательно по планам разобрать их удаление в глубину. Видимо, ближе всего к рисующему будет расположена площадка подбородочного выступа (при выступающем подбородке), затем площадка передних зубов, далее основание грушевидного отверс­тия, передние края скуловых дуг, нижние края надбровных дуг, выступающие лобные бугры, плоскости уходящих граней, лепящих височные впадины, площадки нижней челюсти, границы уходящей лобной кости, сливающиеся с теменными костями. Необходимо яс­но представлять себе весь объем черепа, как бы чувствуя и не­видимые формы затылочной кости. Только мысленно осознавая объемность всей формы, можно убедительно передать ее трехмер­ность на листе бумаги.

После выполнения рисунка со средним горизонтом следует высоко поднять череп анфас над линией горизонта и рисовать голову как бы- в запрокинутом положении. В этом случае, так же как и в первом задании, пропорции мозговой части значитель­но сокращаются, а лицевая часть увеличивается. Ясно читаются выразительно изогнутые дуги надбровий, основание грушевидно­го отверстия становится значительно выше линии, как бы соеди­няющей ушные отверстия; четко виден своеобразный полуэллипс всей нижней челюстной кости.

Вслед за этим рисунком студенты выполняют построение черепа анфас при очень высоком горизонте (череп ставят на пол или низкую подставку). При этом положении мозговая часть значительно больше лицевой, а линия грушевидного отверстия намного ниже линии визирования, соединяющей оба ушных от­верстия, надбровья, нижние края глазничных впадин.

После выполнения рисунков черепа в профиль и анфас ри­суют череп в трехчетвертном повороте. Изображение компонуют с таким расчетом, чтобы расстояние на листе бумаги в сторону поворота черепа было большим, чем со стороны затылка.

Сначала череп помещают на линии горизонта (рис. 2).

В этом случае линии парных лобных бугров, надбровных дуг, а также линии основания грушевидного отверстия и подбородка приближаются к горизонтальным. В найденной композиции необходимо проследить характерность силуэта общей формы. Очень важно точ­но найти местоположение вертикального направле­ния лицевой линии. Харак­тер ее рельефа будет ва­рьироваться в зависимости ОТ местоположения. Если лицевая линия занимает среднее положение между чисто профильной линией и вертикальной прямой, наблюдаемой в анфасном положении черепа, зна­чит, по отношению к ри­сующему он повернут точ­но наполовину прямого угла, т. е. на 45°. В том случае, когда поворот че­репа ближе к профилю, лицевая линия, смещаясь от среднего положения, приближается к силуэту профильной линии. Когда модель поворачивают от трехчетверт­ного положения к анфасному, лицевая линия все более приближа­ется к вертикальной прямой.

Точно найденное местоположение лицевой линии при трех­четвертном повороте поможет созданию крепкой конструкции че­репа. Для этого намеченную лицевую линию следует считать осью симметрии, находящейся в перспективном сокращении. Ясно видя выступы лобной кости, надбровья, скулы и угол подборо­дочного выступа на силуэте черепа, намечают парные им формы, находящиеся ближе к рисующему. Получив таким образом точки поворота форм, от лобного бугра проводят линию на выступ скуловой дуги и оттуда на ближайшую грань подбородка. В ито­ге этого построения возникает схематичная форма излома общей конструкции черепа в направлении височной впадины и нижнече­люстного угла. Этим как бы срезается общая грань, строящая боковую часть черепа. В зависимости от направления источника света одна из сторон всегда будет освещена в большей степени, чем другая. Выполняя построение рисунка, следует общий план формы, находящийся в тени, слегка покрыть общим тоном. Затем на двух больших срезах формы намечают детали.

После изображения черепа в трехчетвертном повороте на линии горизонта следует поместить его на высокую подставку (или запрокинуть) и нарисовать с низкого горизонта. В треть­ем положении череп ставят значительно ниже горизонта или наклоняют черепной короб­кой в сторону рисующего. При этом проверяют, как законы перспективных сокращений отразятся на масштабности всех изо­бражаемых форм, какие формы приобретут напра­вления лобных бугров, надбровий, краев глаз­ничных впадин, скуловых дуг, щели рта, линии под­бородка и нижней че­люсти.

Полезно выполнять бы­стрые рисунки построения черепа в различных пово­ротах по впечатлению с последующей проверкой точности изображения на самом черепе.

После усвоения основ­ных конструктивных эле­ментов, строящих череп, переходят к изучению ана­томии и пластики лицевых мышц. Эти знания будут необходимы для выполнения в дальнейшем рисунка анатомиче­ской модели головы (рис. 3).

 

Для художника важно знать анатомию и пластику наружных мускулов головы, которые делятся на мимические и жевательные. Мимические мускулы расположены около отверстий глаз, носа, рта и чаще всего соединяются одним концом с костями черепа, а другим — с кожей. Они открывают и закрывают отверстия глаз, рта и в какой-то степени носа. Студенту необходимо знать на­правление движения этих мускулов; для этого можно использо­вать своеобразную подсказку, данную самой природой. Так, нап­равление всех морщин и складок на лице перпендикулярно дви­жению той или иной мышцы, так как они являются результатом ее сокращения. Вглядитесь в направление складок на лбу — они расположены над двумя лобными мышцами, соединяющимися с надчерепным апоневрозом, который, в свою очередь, будто шапоч­ка для пловцов, охватывает всю черепную коробку. К нему парно прикрепляются две затылочные мышцы и две, поднимающие ухо. Каждая из двух парных лобных мышц верхним краем прикреп­ляется к надчерепному апоневрозу, а нижним — к коже над бровями и в межбровном промежутке.

Студенту необходимо изучить работу этих мышц, для чего следует, смотря на себя в зеркало, принять вопрошающее или испуганное выражение. При этом линия бровей будет поднимать­ся за счет сокращения двух лобных мышц, что вызовет появление горизонтальных складок на лбу. Но стоит принять выражение сосредоточенности или жестокости, как возникнет обратное по­ложение бровей: они опустятся вниз и как бы соединятся между собой, образуя вертикальные складки на переносице. Эти склад­ки вызваны сокращением одной мышцы (пирамидальной), опускающей и соединяющей брови. Пирамидальная мышца небольшая ПО размерам, но весьма важная по своей роли в передаче нюансов душевного состояния человека.

Во время улыбки и смеха, когда прищуриваются глаза, во­круг них возникают морщинки в виде своеобразных лучиков, устремляющихся к глазному яблоку. Они появляются в резуль­тате сокращения круговых мышц глаза. Их две: круговая мышца иск и круговая мышца орбиты. Работа их способствует соединению век.

От крыла носа к наружному краю рта с каждой стороны опус­каются парные, ясно видимые носогубные складки. При улыб­ке каждая из них, принимая большую кривизну, высоко подни­мается вверх, образуя припухлость щек. Создается это изменение формы сокращением большой, и малой скуловых мышц, которые начинаются на скуловой кости и прикрепляются к коже угла рта. \\ момент улыбки или смеха сокращаются также и парные мышцы, поднимающие верхнюю губу и крылья носа. Эти мышцы, симмет­рично расположенные, берут свое начало на верхней челюстной ко­сти с двух сторон переносья; нижним краем каждая из них со­единяется с крылом носа и верхней губой. Поднимает угол рта и мышца, начинающаяся на щечной ямке и оканчивающаяся на ко­же угла рта, но она находится внутри и служит в какой-то степени подстилкой для вышележащих.

У края отверстия носа проходит миртовидная мышца, сжи­мающая нос. Она начинается в зубном отростке верхней челюсти, проходит по краю отверстия и на спинке носа срастается со сво­ей парной мышцей. Противоположное движение производит мыш­ца, расширяющая ноздри. Одним концом она прикрепляется к нижнему краю угла носа, другим — к коже бороздки между щекой и крылом носа.

Круговая мышца рта окружает ротовое отверстие. Она обра­зует губы, которые представляют собой одну из наиболее выра­зительных частей лица. По характеру деятельности эта мышца делится на две части — наружную и внутреннюю. При сокращении наружной части губы выдаются вперед (например, при насвисты­вании); при сокращении внутренней части волокон они тесно сжи­маются и придавливаются к зубам, что характерно для выра­жения чувств сосредоточенности и жестокости.

Студентам рекомендуется пронаблюдать в зеркале мимиче­ские изменения лица в состояниях неудовлетворенности, печали, горечи. Эти состояния вызывают опускание углов рта, которое осуществляет мышца, имеющая форму треугольной пластины. Начинается она на краю челюсти и прикрепляется к углу рта. Под этой мышцей находится квадратный мускул нижней губы, прик­репляющийся к нижней челюсти; соединяясь с губой, он при сокра­щении опускает ее и выпячивает наружу.

Механическая работа по пережевыванию пищи осуществляет­ся с помощью восьми сильных мышц. Четыре из них — две крыло­видные наружные и две крыловидные внутренние — не видны, а две височные и две собственно жевательные расположены на по­верхности. Каждая из парных височных мышц имеет веерообраз­ную форму, нижняя ее часть переходит в широкое сухожилие. При­крепляются они на венечном отростке нижней челюсти.

Парная жевательная мышца начинается от скуловой дуги и, спускаясь вниз, охватывает широкой каймой угол нижней челюс­ти. Степень развития формы этих четырех сильных мышц (двух височных и двух жевательных) сказывается на пластике головы. Если студент, глядя в зеркало, попробует крепко сжать челюс­ти, ему будут ясно видны возникшие бугры височного выступа над височной впадиной, и можно будет легко выявить пластику жевательной мышцы до границы ее соединения с углом нижней челюсти. Рисующий голову, естественно, изображает и шею, поэтому студенты должны одновременно изучить и мышцы этой области. На затылочной кости по обе стороны затылочного отверстия имеются два суставных бугорка, которыми вся масса черепа опи­рается на первый шейный позвонок (атлант). Движения его вмес­те со вторым шейным позвонком (эпистрофеем) очень разнообраз­ны и обеспечивают не только наклоны головы назад-вперед, направо-налево, но и в какой-то степени вращательное дви­жение, совмещаемое с наклонами головы.

В своей основе форма шеи может рассматриваться как свое­образный цилиндр. Щитовидный хрящ вместе с перстневидным об­разует выступ, ясно видимый у худых людей. Во время поворота головы у людей с хорошо развитой мускулатурой четко проступа­ет грудино-ключично-сосковая мышца. Начинаясь одним пучком от верхней части грудной кости и вторым — от ключицы, она верх­ней своей частью крепится на сосцевидном отростке. В зависи­мости от изменения центра тяжести черепа ее сокращения могут отбрасывать голову назад или наклонять вперед, а при сокраще­нии одной из парных мышц она будет поворачивать голову в сторону. С задней стороны шеи спускаются верхние пучки трапе­циевидной мышцы; беря начало на затылочной кости, они с двух сторон огибают шею и прикрепляются к лопаточной половине ключицы и верхнему отростку лопатки.

Знание анатомического строения головы необходимо для гра­мотного построения характерных форм модели. В зависимости от индивидуальных особенностей натуры на конструктивно по­строенных формах выделяют выразительные детали: форму бровей жировые мешочки под глазами и складки кожи, спускающиеся у стариков на нижнюю челюсть, и т. п. Нередко студенты на первых занятиях стремятся передать лишь внешние стороны модели, что абсолютно недопустимо. Только последовательное вдумчивое изображение, начатое от больших форм с постепенным переходом к деталям, может обеспечить грамотный, профессиональный рисунок. Этот метод в какой-то степени напоминает путь создания скульптуры. Вначале ваятель видит только главный скульптурный блок, постепенно строит следующие, все уменьшающиеся конструктивные площади, объемы и лишь в последней стадии переходит к лепке мелких характерных деталей. Сочетание рисунка и скульптуры в процессе обучения изображению головы дает хоро­шие результаты. Полезно одновременно лепить и рисовать череп, затем анатомическую голову, гипсовую голову, живую модель. Советуем провести и следующую работу: на слегка намеченный рисунок головы нанести слабой линией ту характерную фор­му черепа, которая служит основой данной модели, после чего показать, помня об анатомии, и мышечные покровы. Осуществив поэтапно эту схематичную зарисовку черепа и мышц, студент будет осмысленней выполнять и основной рисунок головы, сохра­няя необходимые «ориентиры» и обогащая их наблюдаемыми в натуре деталями.

 

РИСУНОК ГОЛОВЫ(ЖИВАЯ НАТУРА)

 

Выполнение рисунка черепа и анатомической головы (экорше) является подготовительным этапом к новой ответственной теме — рисунку головы живого человека.

Создавая скульптурные портреты, художники всегда творчески обобщают форму, отбирают характерные особенности, подчи­няя детали общей пластике. Поэтому, выполняя рисунки с гипсо­вых слепков классических образцов, студент получает готовую характеристику натуры. Приступая же к рисунку с живой модели, студент должен сам проделать всю работу по обобщению формы, выделению главного и реалистически воплотить образ в произведе­нии. Эта весьма сложная задача требует внимания, сосредоточен­ности и последовательности в процессе работы над рисунком. Гип­совый слепок статичен, а каждый натурщик почти всегда слегка меняет позу, усиливая или ослабляя наклоны, немного поворачи­вая, наклоняя или запрокидывая голову. Если студент в рисунках с гипса не научился конструктивно строить основные оси головы, изменяющиеся в зависимости от местоположения горизонта и на­клонов скульптуры, и все еще срисовывает контуры отдельных, не связанных между собой деталей, то, конечно, он растеряется при первом же легком движении натурщика, изменившего позу. Овладев навыком конструктивного построения рисунка головы, студент сможет использовать накопленный опыт при изображе­нии головы натурщика.

Для начала рекомендует­ся выбрать модель с наибо­лее выявленными формами и подчеркнуть их соответст­вующим освещением (луч­ше искусственным), располо­жив источник света несколь­ко выше головы, так чтобы, лучи света падали на лицо примерно под углом 35°. Предпочтительнее свет, сколь­зящий по обеим скуловым дугам, при котором четко видны различные по осве­щению грани носа и можно наметить собственные и па-, дающие тени. В таком случае легко будет читаться вся обрубовочная большая фор­ма головы, выражаемая све­тотеневым тоном.

Определив позу натур­щика и найдя наилучшее освещение модели, можно приступать к выполнению рисунка, соблюдая ту же последовательность работы, что и при изображении гипсовых постановок. Строить голову следует, идя от большой формы к деталям, завершая построение вновь обобщением всего объема головы.

В первую очередь решают задачу композиционного разме­щения силуэта на листе бумаги. Затем намечают главные объемные формы, устанавливая отношение мозгового отдела головы к лице­вому с последующим переходом к меньшим формам головы и шеи, строя их перспективные плоскости, обобщенно передающие обрубовочную форму. Эти плоскости намечают прямыми отрывистыми линиями без округления углов. Изображая конструктивную повер­хность лобной кости, нужно мысленно представлять и неви­димый объем затылочной кости. В лицевой части головы опреде­ляют точку пересечения двух основных осевых линий, а затем пе­реходят к рисунку обобщенной характерной конструкции. Наметив длину носа (направления передней, двух боковых и нижней поверхности), уточняют местоположение разреза рта, взяв его размер в масштабе к основной форме головы и ширине носа. Завершают этот этап изображением подбородочного выступа. Учитывая местонахождение горизонта и используя построен­ную ось симметрии (лицевую линию), намечают положение парных форм глазничных впадин, выступов скуловых дуг, направление надбровий, лобных бугров. Сразу конструктивно определяют в рисунке грань, которая идет от скуловых дуг на подбородочный выступ и создает излом передней поверхности лица к боковым его частям, а в нижней своей части переходит в форму нижней челюсти. Построив общие плоскости глазничных впадин, в них как бы вставляют полушария глазных яблок, прикрываемые верх­ними и нижними веками. Для проверки точности изображения по­лезно, как и в рисунке с гипсовой головы, наметить оси глаз и уже на них поместить углы глазных щелей, проверяя их место­положение по вертикалям крыльев носа.

Если в предыдущих заданиях студенты рисовали с однотон­ного гипса, то теперь, изображая голову живой модели, они столкнутся с более сложной задачей. У человека цвет и тон кожных покровов весьма неодинаковы. Даже самый бледный цвет тела темнее белой ткани. Рисуя на белой бумаге голову, надо наряду с линейным построением намечать и общий тон в том или ином освещении. Более светлой, вероятно, будет шея, несколько темнее — кожа лица. Здесь необходимо проследить различные от­тенки: так, лоб может быть светлее, чем загоревший нос, розо­вато-красные щеки темнее височных впадин, губы темнее щек. У мужчин места сбритых волос темнее остальной кожи. Различен у людей цвет глаз и волос. Все многообразие цветовых и тональ­ных особенностей, наблюдаемое при изображении живой модели, усложняет ведение рисунка. Но эта сложность в какой-то сте­пени кажущаяся. Студенту надо смело создавать на найденной конструктивной форме своеобразные тоновые прокладки. Прежде всего прокладывают общий тон головы в освещенной ее части, затем определяют самые темные пятна. Учитывая силу тона са­мых темных мест, в пропорциях к ним намечают и общий тон те­ней тела и волос. Сделав общие тоновые подготовки в несколько более светлом ключе, надо уже на них строить форму точными отношениями средствами светотени. Так, вначале намечают весь тон глазниц, затем в них дают внутренние градации тона, пе­редающие шарообразные объемы глаз, карнизы век, обволакиваю­щие их, слезники и наконец роговицы глаз.

Во время рисования необходимо следить, чтобы излишняя детализация не мешала общему видению модели. Ошибка многих студентов заключается в том, что они часто на первом же этапе работы увлекаются срисовыванием мелких деталей. Не строя площадки лба, они перечисляют морщины, вместо глазного ябло­ка изображают отдельные ресницы, скрупулезно передают каждый волосок, случайные бородавки и пятна на коже. Такое натурали­стическое изображение только мешает передаче образа человека. Важно художественно воспринимать целое, выражать в рисунке главное. Необходимо иногда смотреть на натуру и на свой рису­нок прищуренными глазами, чтобы не видеть незначительных де­талей. Если мелкие детали (например, морщинки) на рисунке видны, значит, сила их изображения идет в ущерб главному, мешает выразительности рисунка. В этом случае мелкие детали можно опустить или передать наиболее характерные. Рисунок головы и портретные задачи чрезвычайно сложны и интересны. Каждому студенту полезно иметь альбом, в котором надо ежедневно делать зарисовки людей с натуры и по памяти.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ№ 3

 

Задание 1. Рисунок гипсового слепка с головы античной скульптуры в разных поворотах (в профиль, анфас и трехчетверт­ном повороте) на однотонном сером фоне. При отсутствии гип­сов — рисунок головы натурщика или автопортрет с задачей на построение. Карандаш. 576X407 мм.

 

Приступая к изображению гипсовой головы, необходимо пред­ставить себе объемный образ модели. Не уделяя внимания вто­ростепенным деталям, надо зрительно как бы охватить трех­мерный объем формы головы, учитывая ее наклон и местоположе­ние по отношению к линии горизонта. Например, голова имеет слегка удлиненную форму, находится выше линии горизонта- в легком наклоне налево и слегка запрокинута. Учитывая пропор­ции листа бумаги, студент должен решить задачу на композици­онное размещение изображения в данном формате. Принято голо­ву анфас располагать в середине листа бумаги с таким расчетом, чтобы расстояние сверху было несколько большим, чем снизу, даже в том случае, когда модель изображается с плечевым поя­сом. В рисунке головы в профиль расстояние от выступа кончи­ка носа до границы листа бумаги должно быть несколько боль­шим, чем от затылка до противоположного края листа. Намечая рисунок, надо стремиться сразу же передавать и характерные особенности модели. На этом этапе работы следует рисовать, легко нажимая карандашом на бумагу, как можно меньше пользу­ясь резинкой, так как излишнее ее применение нарушает поверх­ностный слой бумаги, делая рисунок грязным.

При изображении головы студенту необходимо развить в се­бе понимание конструктивного построения общей формы модели. Основная линия, которая применяется при конструировании го­ловы,— так называемая профильная линия, служащая своеобраз­ной осью симметрии. Наиболее четко она видна в профиль, о чем свидетельствует само название.

Первым рисунком будет изображение гипсовой головы в про­фильном положении. Установив ее характерные особенности, при­ступают к выполнению рисунка. Необходимо увидеть в самой на­туре и затем перенести на бумагу основные масштабы мозговой и лицевой частей черепа. Рисуя лобную часть, важно определить, покатый это лоб или с сильно выступающими лобными буграми. Намечают форму теменной и затылочной костей, следуя за их ха­рактерным силуэтом. Переходя к рисунку лицевой части головы, определяют длину носа (от переносицы до основания грушевидного отверстия) и расстояние от грушевидного отверстия до ниж­ней грани подбородочного выступа. Затем намечают местоположе­ние линии рта. Чаще всего расстояние от основания носа до ли­нии рта будет меньше, чем от линии рта до нижней линии под­бородка. Продолжая конструктивное построение головы в про­фильном положении, надо представлять весь объем головы цели­ком (включая и сторону, невидимую глазом). Профильная линия образуется гранями площадок, передающих форму в пространст­ве. Студент должен выявить в рисунке общие формы переднего плана, созданного лобной и височной костями, скуловой дугой и нижней челюстью. На этом большом рельефе на первом плане вы­ступает ухо.

При рисовании профиля нередко допускают следующие ошиб­ки: слезник глаза помещают излишне близко к переносице; форму самого глаза изображают более анфасно, чем он видится в нату­ре; расстояние от границы глазничной впадины до уха делают слишком коротким или, наоборот, длинным. Кроме того, студен­ты часто не учитывают осевую линию, определяющую местополо­жение уха по отношению к основанию носа и линии бровей. Ухо должно быть построено в зависимости от общего наклона головы и формы угла нижней челюсти. В какой-то степени оно является продолжением линии нижнечелюстного угла.

Нар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: