В рисунке художник отражает свое понимание окружающей действительности. Студент и зрелый мастер одинаково стремятся воплотить отраженные в их сознании явления действительности. Но у них различны как профессиональное мастерство, так и качество художественного восприятия. Каждый студент должен не только развивать навыки рисования, но и последовательно обучаться профессиональному умению зрительно воспринимать окружающие предметы, воспитывать в себе художественное видение. Чем отличается это видение от обычного, вопрос сложный, и ниже будут рассмотрены лишь отдельные его стороны.
Каждый человек обращает внимание прежде всего на те явления действительности, которые ему ближе, понятней и необходимей. Так, портной, глядя на одетого человека, может заинтересоваться качеством материала костюма и его фасоном. Врач старается по внешнему виду определить состояние здоровья человека. Художник обратит внимание на другие особенности: он отметит общий силуэт и характерные большие формы, бледность лица в сравнении с тоном черного костюма, выразительный темный силуэт всей фигуры, который контрастирует с ровно окрашенной белой стеной. Таким образом, художник отбирает характерные зрительные особенности и создает обобщенный образ.
Приступая к выполнению работы, студент должен сразу же определить, что именно привлекло его внимание, что удивило и, может быть, даже взволновало. Это обостренно воспринятое впечатление следует как можно точнее воплотить в рисунке. Без творческого подхода к прочтению окружающей действительности трудно осуществить целостное воплощение образа даже в учебной работе. Студент должен стремиться развить в себе своеобразное чувство удивления перед каждым изображаемым объектом. Любое явление природы волнует художника, вызывает у него положительные или отрицательные эмоции. Это волнение чувствует и зритель, видя в произведении мастера его личное отношение к изображаемому.
Один из приемов развития художественного видения — рисование по памяти, в котором проявляется умение производить отбор и выделять главное из того, что видит рисующий.
Следующая ступень развития необходимых для художника качеств — выполнение рисунков по впечатлению. Автор на основании зрительных ассоциаций и накопленных впечатлений дает собственные решения той или иной творческой задачи.
Студент, который запомнил только особенности модного костюма наблюдаемого человека, естественно, не сможет по памяти сделать рисунок данной модели. Но если он будет знать, что ему предстоит выполнить зарисовки по памяти, он не будет запоминать детали одежды, а постарается запечатлеть образ человека. А это дается только благодаря целостному восприятию модели. Целостность видения — это основа метода воплощения явлений природы в произведениях искусства. На помощь художнику в осуществлении этой задачи приходит сама природа. Глаза человека четко воспринимают только весьма небольшой сектор наблюдаемого явления, не превышающий 35°. Общее представление о том или ином видимом предмете обеспечивается постоянным движением глаз. При этом наиболее интересный объект привлекает большее внимание, и по отношению к нему все остальные атрибуты как бы растворяются и становятся менее заметными. Возникает возможность своеобразного композиционного видения: наиболее четко и ясно смотрится композиционный центр, а окружающие, менее важные объекты воспринимаются менее четко. Так сам процесс видения несет в своей основе композиционный отбор, который может быть использован в рисунках.
Целостности видения во многом способствует свет. В изобразительном искусстве есть термин «светотеневой тон». Само название говорит о взаимосвязи света и тени. Свет является своеобразным режиссером, выхватывая из окружающей среды одни предметы и оставляя другие в тени. Часто в самой природе возникают «композиционные центры». Чем ближе к источнику света находится изображаемый предмет, тем светлее его локальная окраска; чем под более прямым углом к направлению лучей света находится его поверхность, тем светлее она будет выглядеть в самой природе и, следовательно, должна быть изображена в рисунке более светлыми тонами, й наоборот, чем удаленней предмет от источника света, тем темнее его локальная окраска, чем меньшее количество лучей падает на предмет и чем под более острым углом к поверхности, тем темнее он будет выглядеть в природе и чернее будет изображен в рисунке.
Приступая к учебному рисунку, студент должен прежде всего проанализировать, где располагается источник света, каковы его характеристика (искусственный или естественный) и сила, на какие формы направлены его лучи, какова окраска этих форм и характер их поверхностей (матовые или глянцевые). Это облегчает воспроизведение тональных отношений, способствует созданию тонального единства и целостности произведения.
Чтобы избежать излишней пестроты в рисунке, для общего видения основных тоновых отношений можно применить уже известный студентам простой способ: смотреть на натуру и рисунок прищуренными глазами. Этот прием дает очень хорошие результаты, позволяет добиться целостности и выразительности произведения.
Далее рассмотрим чисто профессиональную сторону выполнения рисунка с использованием светотеневого тона.
Рисовальщику необходимо развивать профессиональное умение изображать формы направлением штриховых линий. Знание конструктивных особенностей модели должно подкрепляться умением с помощью штриха подчеркивать объемность и фактуру материала. Студенту чрезвычайно полезно изучать технические приемы в рисунках выдающихся художников, например А. А. Иванова, в которых светотеневой тон передан мастерски выполненным штрихом, лепящим форму человеческого лица и фигуры. Специфика черно-белого рисунка состоит в том, что цвет передается черно-белым тоном. В распоряжении рисовальщика только два средства — линия и светотеневой тон.
Первоначальное композиционное расположение и конструктивное построение форм должно быть выполнено линейно. Но следует учитывать, что линейный рисунок несет в себе внутренние погрешности, вызываемые чисто оптическими особенностями видения. Так, все светлые плоскости кажутся большими, чем те же по величине плоскости темного или черного тона. Поэтому в рисунке наряду с линейным построением сразу же необходимо прокладывать и основные градации светотеневого тона, с тем чтобы в процессе работы проверять и уточнять намечаемые линейные и тоновые масштабы. Подтверждением этого положения может служить следующий пример. С помощью одной только ровной линии, передающей контур, нельзя нарисовать шар: изображенный силуэт геометрической фигуры будет восприниматься только как круг. Не применяя метода передачи формы тоном, невозможно показать объемность этого простейшего тела.
Свет дает возможность видеть различные градации светотеневого тона, лепящего форму. Аппарат зрения устроен так, что малейшее освещение позволяет различать тончайшие градации светотеневого тона, передающие формы предметов. Более того, глаза обладают способностью приспособления (адаптации) к изменяющимся условиям освещения. В темном помещении при слабом свете одной свечи видны не только находящиеся вблизи от источника света предметы, но даже и удаленные стены помещения. В рисунке можно довольно убедительно передать наблюдаемую картину. Пламя свечи делают самым ярким, используя всю силу белой бумаги.
Продолжая рисунок, надо, учитывая окраску наблюдаемых предметов, расстояние от них до источника света, сразу же представить самые темные тона, находящиеся в тени, и наметить тональный масштаб. На первой стадии рисования для самых темных мест не следует использовать всю силу тона, необходимо немного «недобирать» силу нажатия карандаша, чтобы можно было без применения резинки уточнять гамму светотеневого тона в последующих стадиях, заботясь о тональном единстве всего рисунка.
Допустим, что вслед за интерьером, освещаемым одной свечой, студенту надо нарисовать городской пейзаж в солнечную погоду. И в этом рисунке, изображая источник света — солнце, студент оставит чистую бумагу, хотя сила света солнца неизмеримо больше одной свечи. В связи с этим нужно подчеркнуть, что сила градаций светотеневого тона не является чем-то абсолютно неизменным, так как метод нашего видения связан с особенностями приспосабливания глаз к различной силе освещения. Отсюда и в рисунках важно соблюдать лишь внутренние светотеневые градации, присущие данному состоянию природы, иногда с использованием всей силы светотеневой шкалы.
Окружающая нас природа полна бесчисленного разнообразия форм, каждая из которых имеет свою окраску. Допустим, студенту необходимо выполнить рисунок городского пейзажа, в котором изображаются три здания белого, серого и черного цвета. Если дома освещены ровным светом серого дня, студент ясно видит их разнообразную окраску и чувствует разницу в тоне. Теперь предположим, что густая туча закрыла небо и ее тень покрыла белый дом, а серый и черный дома озарились яркими лучами солнца. Будет ли изменена теневая градация, существовавшая при сером дне? Конечно. При этом новом состоянии природы освещенное солнцем серое здание будет смотреться самым светлым, дом темной окраски станет серым и, может быть, даже светлее белого здания в тени. Студент должен самым светлым изобразить серое освещенное здание, несколько более темным — находящееся тоже в свету черное здание и самым темным в тоне — белое здание в тени.
Часто определение, что белое светлее серого, мешает студенту понять, что иногда белое, погруженное в тень, может быть значительно темнее серого и даже черного, находящегося на свету. С этим нередко бывают связаны ошибки в рисунках головы. Так, студент знает термин «белок глаза», и это название как бы гипнотизирует его. Он никак не может допустить, что, например, при освещении головы сверху и сбоку белок глаза, утопая в тени глазничной впадины, будет темнее освещенных лба и верхней площадки носа.
Как же использовать светотеневой тон при рисовании головы живой модели? Изображая те или иные формы тоном, прежде всего следует учитывать степень их локальной окраски. Например, рисуя смуглого человека в белой рубашке, надо сразу, оставляя тональную силу белой бумаги для изображения светлой рубашки в свету, освещенное тело сделать темнее. Вначале устанавливают главные градации тона: белой рубашки, смуглого тела и черных волос. И сразу определяется степень полюсов светлого и самого темного. Изображая участки формы, находящиеся в тени, намечают в первую очередь силу тона черных волос, а затем смуглой кожи и белой рубашки. В этом случае может возникнуть положение, при котором тон белой рубашки в тени будет темнее освещенной поверхности смуглой кожи.
Сравнение является основой тонального решения каждого рисунка. Поиски точности линий, светотеневых отношений и общего тона лежат в основе реалистической передачи формы в пространстве. Путь создания произведений идет от изображения вначале основных больших форм с последующим переходом к меньшим градациям. Работу ведут по принципу «от общего к частному», а проработав детали, в конечной стадии проводят обобщение. Локальный тон цвета лица, например, в дальнейшем должен обогатиться более тонкими, подмеченными в натуре отношениями, которые необходимо связать с общим тоном всего рисунка. Понимание и анализ наблюдаемого в природе тонового разнообразия и в то же время цельности дадут возможность осознанно передавать полученные зрительные впечатления.
Восприятие градаций светотеневого тона значительно труднее, чем определение масштабов углов, линий и цвета, поэтому очень важно развивать не только чисто чувственное восприятие тона, но и навыки умозрительного анализа. Необходимо на протяжении всего процесса работы применять методы самоконтроля.
На I курсе студенты изучали основы перспективы. Кроме линейной, их знакомили с воздушной перспективой. При рисовании интерьеров и пейзажей, в которых раскрываются большие глубинные пространства, особенно наглядно можно наблюдать явления, связанные с воздушной перспективой. Воздух, окружающий нас, имеет ту или иную окраску, которая зависит от количества пыли, пара, от состояния погоды, времени дня и других причин.
Студент должен сознательно соблюдать в рисунке ту же закономерность в распределении светотеневого тона, какую он наблюдает в природе. В процессе длительной работы может наступить период своеобразного утомления, когда рисующий перестанет видеть ясно тоновые различия. Чтобы восстановить эту способность, полезно, сохраняя ту же точку зрения, изменить положение, например: склонить голову влево или вправо, и из этого нового, необычного положения сравнивать закономерности, наблюдаемые в натуре, с изображением их в рисунке.
Компонуя учебные постановки, студент должен ограничиваться одним источником света, рельефно лепящим форму. Профессиональный рисунок, выполненный в тоне, должен быть лишен пестроты. Своеобразные черты тонального единства возникают при освещении натуры одним источником света. Метод нашего видения концентрирует внимание на отдельных, главных пятнах. Способность человека отмечать главное и второстепенное дает право утверждать, что в самой природе существует своеобразное единство и целостность. Воспринятые зрением, они находят свое отражение и в тональном рисунке с натуры.
Чем выше профессиональное мастерство художника, тем более цельным будет линейное, тональное и цветовое решение в передаче форм в пространстве.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ№ 4
Задание 1. Рисунок гипсового слепка с головы античной скульптуры в разных поворотах на пространственном фоне. При отсутствии гипсов — рисунок черепа головы натурщика или автопортрет (рис. 10). 2 рисунка. Карандаш. 576X407 мм.
При выполнении этого задания следует руководствоваться методическими рекомендациями к заданию 1 контрольной работы № 3.
Задание 2. Зарисовки различных видов городского транспорта. Карандаш. 228X407 мм.
Рисуя автомобиль, трамвай или.троллейбус, необходимо акцентировать внимание на характерных пропорциях машины. Надо стремиться развивать зрительную память, чтобы в дальнейшем можно было легко делать подобные зарисовки перед школьниками на классной доске.
При выполнении этой серии зарисовок можно пользоваться худшими сортами бумаги (оберточной или обоями). Для полного охвата взглядом изображаемого объекта студент должен отойти от машины на расстояние не менее полутора диагоналей данной конструкции. Заняв необходимую позицию, одним взглядом нужно охватить всю форму машины, определяя главные масштабы (отношение высоты к ширине силуэта объекта). Наметив легкими линиями композиционное расположение общей формы, решают, где проходит линия горизонта. Затем прослеживают точки схода для линий граней, образуемых основными поверхностями машины. Намечать построение форм следует на глаз, но с дальнейшей проверкой и применением знаний законов перспективы. Начинают с самых крупных форм, например, показывают, как передняя поверхность трамвая в своем сокращении относится к величине боковой поверхности. И только на следующих стадиях намечают меньшие элементы — колеса, двери и окна.
Часто студенты, наблюдая изображаемый объект, идут не от целостного видения общего характерного строения форм, а от перечисления деталей, что ведет к возникновению ошибок.
Иногда трудно определить на глаз, где следует нарисовать, допустим, дверь троллейбуса, находящуюся в середине его сокращающейся поверхности. Полезно вначале определить расположение двери на глаз, а в дальнейшем осуществить простейшую проверку. Если в построенном в перспективе прямоугольнике провести две диагонали, то место их пересечения даст центральную точку, пользуясь которой легко нарисовать помещенную точно в середине дверь.
Выполнив линейное изображение машины, можно затем передавать средствами наброска изображение трехмерных форм в пространстве с помощью светотеневого тона, не прибегая, однако, к излишней детализации.
Задание 3. Зарисовки одетой фигуры человека. Материал по усмотрению студента. 576X407 мм.
При имеющемся опыте рисования фигуры в спокойном положении в данном, задании рекомендуется выполнить зарисовки фигуры, находящейся в различных поворотах. Здесь важно увидеть, например, направление основной средней линии торса, идущей от головы до лобкового сочленения. В рисунке спины интересно мысленно проследить изгиб позвоночника. Примером такой позы может служить поворот косца в начале очередного взмаха косы.
Зарисовки фигуры, находящейся в сложном ракурсе, помогут закрепить знания в построении перспективного рисунка живой формы. Необходимо принимать во внимание, что одни поверхности, уходящие в глубину, мы видим в сильном сокращении, в то время как другие, расположенные фронтально, сохраняют для нашего глаза свою действительную величину. Передавая перспективное сокращение живой формы, следует учитывать правила построения перспективы геометрических тел. Натура должна быть достаточно удалена от художника, в противном случае рисунок будет иметь искаженные пропорции. В таких зарисовках следует показать пластическую связь основных форм, находящихся в ракурсах по отношению к рисующему.
Задание 4. Зарисовки головы человека в разных поворотах и наклонах (в анфас, профиль и трехчетвертном повороте). 3 зарисовки. Карандаш. 407X288 мм.
В зарисовках головы основная задача — выполнение формы данной натуры в том или ином повороте. Изображение желательно делать по размеру несколько меньше натуры. Приступая к работе, прежде всего определяют общую форму головы и пропорции ее частей. Легкими касаниями карандаша намечают вспомогательные линии построения, основные из которых — пересекающиеся под прямым углом срединная и профильная линии, проходящие через переносицу. Полученная крестовина определит поворот головы.
Как в длительном рисунке, так и в краткосрочном, необходимо направлять свое внимание на объемно-пространственное восприятие натуры. Объемные формы предметов определяются их конструкцией, поэтому нельзя грамотно нарисовать ту или иную форму, не понимая ее конструктивного строения. Изучая пластическую анатомию человека, конструктивную основу его фигуры, необходимо практически применять эти знания в работе над рисунком.
Невозможно правильно изобразить видимые части головы, не имея ясного представления о всей форме в целом, т. е. о тех ее частях, которые не видны при данной точке зрения. Так, при рисовании головы человека с поворотом в три четверти, чтобы верно разместить ухо, необходимо представить себе место расположения другого уха, скрытого от глаз рисующего. Понятие о конструктивном строении относится ко всем вещам, созданным природой или трудом человека, от самых простых бытовых предметов до сложных форм животного мира.
Передавая основные тональные отношения, студент вместе с тем не должен видеть натуру поверхностно, только в светотеневом состоянии, которое часто отвлекает от определения закономерностей в строении предмета.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. 2-е изд., испр. и доп. М., 1981.
- Горелов Р. Г. Рисунок и живопись интерьера. М., 1968.
- Кузин В. С. Наброски и зарисовки. 2-е изд., перераб. М., 1981.
- Материалы и техники рисунка /Под ред. В. А. Королева. М., 1983.
- Рисунок /Под ред. А. М. Серова. М., 1975.
- Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. 2-е изд. М., 1984.
- Смирнов Г. Б. Рисунок головы. 2-е изд., перераб. М., 1976.
- Унковский А. А. Рисунки-наброски. 2-е изд., испр. и доп. М., 1982.
- Школа изобразительного искусства. В 10-ти вып. Вып. 3 М., 1961; 2-е изд., испр. и доп. М., 1965.
ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие задачи ставятся в учебном рисунке гипсовой модели головы?
2. Приведите примеры верного композиционного размещения на листе бумаги рисунка гипсовой головы в положении анфас и в профиль.
3. В чем заключается последовательность построения рисунка головы?
4. Каковы особенности построения рисунка головы при низком и высоком горизонте?
5. Какова последовательность тонального решения рисунка гипсовой модели головы?
6. В чем заключаются учебные и творческие задачи рисунка головы натурщика?
7. Назовите кости черепа, имеющие пластическое значение при рисовании живой головы.
8. Какие мышцы имеют пластическое значение в рисунке головы? Их основные функции.
9. Приведите примеры распределения светотени при рисовании головы в разных условиях освещения.
10. В чем заключается понятие «большой формы» при рисовании головы?
11. Каковы основные характерные особенности формы головы человека в зависимости от пола и возраста?
12. Какими изобразительными средствами рисунка достигается передача характерных особенностей головы изображаемого человека?
13. Какие учебные задачи могут решаться в набросках головы человека?
14. В чем заключается методическое значение набросков и зарисовок фигуры человека?
15. Расскажите о принципах выполнения рисунка интерьера с использованием закономерностей перспективы.
16. В чем заключаются учебные задачи при выполнении набросков и зарисовок отдельных зданий, строительной техники и транспорта?
17. Приведите основные сведения о материалах и техниках, применяемых в рисунке.
[1] Все аудиторные рисунки 3-го и 4-го семестров выполняются графитным карандашом.