Отчет о лабораторной работе №3




Программирование алгоритмов циклической структуры

по дисциплине «Основы программирования»

 

 

Выполнил: ст-т гр. 19КП2 Вихров Никита

Проверил: доцент каф. ИВС

Хохлов А. Е.

 


1 Формулировка задачи

 

Дано действительное число а. Для функции f (x), график которой представлен на рисунке, вычислить f (a), f (x)- периодическая функция с периодом 2.

 
 


y= -x

 

y= -x2

 

 

2 Техническое задание

 

2.1 Требования к программе

 

Программа должна обеспечивать ввод значения f(x), а так же вычислять значение f(y).

 

2.2 Порядок контроля и приёмки

 

Для контроля правильности работы программы должен быть разработан тестовый набор данных, состоящий из значения f(x). Это значение надо ввести при работе программы и сравнить результат работы программы – значение y в сообщении с результатом, полученным путем ручного расчета. Если результаты совпадут, то это будет означать, что программа работает правильно.

 

3 Описание программы

 

3.1 Общие сведения

 

Программа разработана в среде Lazarus, её текст приведен в приложении А.

 

3.2 Функциональное назначение

 

Программа предназначена для вычисления функции F(y) при данных значении f(x) и графика в условии.

 
 

 


3.3 Описание логической структуры

 

Схема программы представлена на рисунке 1.

Решение задачи начинается с ввода исходных данных x (блок 2). Затем выясняется значение x. (блок 3). После этого нужно программа должна понять, какое значение получилось x (блок 4), и если это значение <0, то x=x+2 (блок 5). Если же x>2(блок 6), то x=x-2(блок 7). Если значение у меньше или равно 1(блок 8), то y=-x*x(блок 9), иначе y=1-frac(x) (блок 10). После всего этого выводится значение у (блок 11).

 

 

       
   
 
 
 

 

 


               
   
     
-
 
 
 
 
   

 


       
 
 
   
 

 


Рисунок 1 – Схема программы

 

Текст программы приведен в приложении А.

На форме расположены следующие объекты:

- одно текстовое поля Label1 с вкладки Standart. В свойстве Caption этих объектов помещены пояснения для пользователя программы:

Label1.Caption – 'x',

- одно поле редактирования Edit1, с вкладки Standart - для ввода исходных данных;

- кнопка Button1 с вкладки Standart для создания обработчика события, который рассчитывает количество информации. В свойстве Caption этого объекта помещено пояснение для пользователя программы: Button1.Caption - 'Выяснить'.

Обработчик TForm1.Button1Click обрабатывает щелчок по кнопке «Вычислить». В разделе описания переменных этого обработчика описаны:

- переменные целого типа real:

x – Энное число

 

Исполняемая часть обработчика начинается с ввода исходных данных x. Эти переменные вводится с помощью свойства Text объектов Edit. При этом используется стандартная функция преобразования из строкового типа (string) в целый тип (real) — StrToFloat. Затем происходит вычисление y.

if x<0 then y:=x+2

else if x>2 then y:=x-2;

Переход к натуральному логарифму необходим потому, что в языке Object Pascal нет стандартной функции двоичного логарифма.

Для вывода результата формируется строка y, в которую с помощью операции сцепления строк «+», записывается поясняющий текст и результат работы функции преобразования вещественного числа в строку Edit2.Text:=FloatToStr(y);

Результат работы программы выводится оператором FloatToStr.

 

4 Программа и методика испытаний

 

Для проверки правильности работы программы подготовлен тестовый набор данных, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Данные Значение
x -6,5
x  

Вручную рассчитаем значение y.

X=-6,5. Число -6,5 < 2, поэтому -6,5+2=-4,5. -4.5<1. -4.5*4.5=2.25

X=3.Число 3>2, поэтому 3-2=1.1-2=-1

Для проверки правильности работы программы необходимо запустить ее на выполнение и ввести исходные данные из таблицы 1. После этого нажать левой кнопкой мыши на кнопку «Вычислить». На форме появляется результат работы программы.

При работе программы с тестовыми данными получены результаты, приведенные в приложении Б на рисунках Б.1. Результаты приведенные в таблице 1 совпадают с результатами на рисунке Б.1. Таким образом, можно сделать вывод, что программа работает правильно

 

5 Описание применения

 

После запуска программы на выполнение на экране появляется форма с вопросом (см. Приложение Б). Пользователь должен заполнить поле «x» и нажать левой кнопкой мыши на кнопку «Вычислить». На форме появляется результат работы программы.


 

Вывод

 

В ходе выполнения лабораторной работы было сформулировано и утверждено техническое задание на разработку программы, выявляющее текст на панель рабочего стола, показывающее разные значении x в сообщении, разработан алгоритм решения задачи, составлена и отлажена программа, оформлена документация на программу. Проведенные испытания показали, что программа работает правильно.


 
 

 


ТЕКСТ ПРОГРАММЫ

Приложение А

(обязательное)


unit Unit1;

{$mode objfpc}{$H+}

interface

uses

Classes, SysUtils, FileUtil, Forms, Controls, Graphics, Dialogs, StdCtrls;

type

{ TForm1 }

TForm1 = class(TForm)

Button1: TButton;

Edit1: TEdit;

Edit2: TEdit;

Label1: TLabel;

Label2: TLabel;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

private

{ private declarations }

public

{ public declarations }

end;

var

Form1: TForm1;

implementation

{$R *.lfm}

{ TForm1 }

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

x,y:real;

begin

x:=StrTofloat(Edit1.Text);

x:=trunc(x)mod 2+frac(x);

if x<0 then

x:=x+2

else if x>2 then

x:=x-2;

if y<=1 then

y:=-x*x

else

y:=1-frac(x);

Edit2.Text:=FloatToStrF(y,ffFixed,0,2);

end;

end.

 
 

 

 


РЕЗУЛЬТАТЫИСПЫТАНИЙ

Приложение Б

(обязательное)


Рисунок Б.1

 

Рисунок Б.2

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: