Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема «Слово. Предложение. Текст.
Цель: Повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их существенных признаках
Задачи урока:
- обучающие: систематизировать знания детей о понятиях слово, предложение, текст.
- развивающие: развивать умение работать в парах, в группах, слушать друг друга, аргументировано доказывать своё мнение, контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации ;
- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других; воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: урок-обобщение.
Слово.Предложение. Текст.
Организационный момент
Эмоциональный настрой.
Аутотренинг:
· Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
· Я радуюсь этому.
· Внимание моё растёт.
· Я как разведчик всё замечу.
· Память моя крепка.
· Голова мыслит ясно.
· Я хочу учиться.
· Я готов (ва) к работе.
· Работаю!
3.Словарный диктант + чистописание (1 ученик работает у доски)
Сапог, пальто, ветер, октябрь, погода
- А следующую минутку мы посвятим чистописанию. Выпишем на следующую строку каллиграфически правильно буквы и соединения:
2 и 3 букву второго слова (полстрочки) ал
3 и 4 букву четвертого слова (полстрочки) тя
Актуализация знаний
- Еще раз посмотрите на словарные слова и определите, какой одной темой они объединены. (Осень).
- Многие люди называют осень художницей? Почему?
Игра «Слово - магнит». ( вывешивается «магнит» - рисунок)
-А сейчас мы немного поиграем. Перед вами слово-магнит ОСЕНЬ. Какие осенние слова притянет наше слово? Но будьте внимательны к ответам своих одноклассников! (дети называют слова- существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации, эпитеты).
|
-Ребята, кто на ваш взгляд наиболее больше притянул осенних слов? У кого был самое интересное, необычное, оригинальное слово.
Молодцы! Вы славно поработали.
Определение темы и целей урока.
- А вот если вы справитесь со следующим заданием, то тогда вы определите тему нашего урока. У вас на партах лежат карточки. Выполняем работу в парах.
1 ряд– слова.
2 ряд– предложения.
3 ряд – текст.
- Над чем же мы будем работать? (Слово. Предложение. Текст.)
- У каждого ряда получилась своя тема урока. Как вы думаете, можно ли их объединить? (Да, потому что из слов составляется предложение, а из предложений образуется текст.)
- Правильно, эти 3 понятия взаимосвязаны друг с другом.
- Мы позанимались в парах, и я попрошу вас оценить работу своего соседа с помощью смайликов (взамооценка)
Работа по теме урока.
А сейчас посмотрите на доску. Что нужно сделать, чтобы получился текст?
Наступила золотая осень солнце дарит последнее тепло под ногами шуршат разноцветные листья белой ватой плывёт туман чудная пора осень - настоящая художница а вам нравится осень
(Разделить текст на предложения. Расставить знаки препинания. Каждое предложение начинать писать с заглавной буквы.)
(устно проговорить предложения и знаки препинания)
- Для удобства у вас на парте напечатан этот текст на карточках. Начните писать текст в тетрадь, расставляя знаки препинания.
Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора! Осень - настоящая художница! А вам нравится осень?
|
-Что вы написали? (текст)
- Докажите. (состоит из связанных по смыслу предложений, имеет тему, главную мысль, можно придумать заголовок)
-Определите тип текста. (повествование, описание, рассуждение)
- Какова тема текста?
-Кто определит главную мысль?
-Придумайте заголовок.
- Из чего состоит текст?
-Найдите третье предложение и прочитайте его.
- Почему оно является предложением? (Имеет законченную мысль)
- Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)
-Какое оно по интонации? (невосклицательное)
-Давайте разберем его по членам предложения.
- Какой частью речи выражен каждый член предложения?
-Выпишите словосочетания из данного предложения. (Разноцветные листья, шуршат под ногами.)
- Можно ли назвать словосочетанием листья шуршат? Почему?
- Что мы знаем о словосочетании? (есть главное и зависимое слово).
- Определите главное слово в словосочетаниях. Отметьте его. К зависимому слову поставьте вопрос.
- Итак, ребята. Я попрошу вас оценить свою работу. Если вы считаете, что выполнили задания безупречно, безошибочно, встаньте, пожалуйста. Спасибо, садитесь
- А теперь пусть встанут те. Кто допустил 1 или 2 ошибки. Спасибо и вам.
-Ну а те, кто сделал 3 ошибки и больше. Просто помашите мне ручкой! Нам еще есть, над чем работать.
Физминутка.Флешмоб под музыку.
Продолжение работы по теме урока.
-Продолжаем работать. Вспомните, из чего состоит текст? (из предложений)
- А из чего состоит предложение? (из слов)
|
- Найдите в четвертом предложении слово, выраженное им. сущ. в И.п. ед. ч. (туман).
Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова. (Туман, туманный, туманность, затуманенный, туманно)
- Почему эти слова являются однокоренными?(у них один корень и общее лексическое значение)
- Так что же такое слово? (единица речи, которая имеет свое лексическое значение)
- А теперь вернемся к слову – магниту, с которым мы работали в начале урока. Много слов оно примагнитило к слову «осень». Разделимся на 3 группы (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). Ваша задача – составить из этих или других слов небольшой текст. Используйте для этого мои листочки – помощники.
(На листочках-помощниках даны опорные слова. Тематика опорных слов разная, н-р Золотая осень, Дожди, Первые заморозки)
(Зачитывают текст).
- Молодцы, ребята! Благодаря вашим текстам, мы еще раз вспомнили осенние явления!