Сценарий неуправляемой конкуренции




 

Данный сценарий не является самостоятельной долгосрочной альтернативой внутриполитического развития, он по определению нестабилен. В то же время «игра без правил» - вполне реалистичное «переходное» состояние между вышеназванными «магистральными» сценариями (именно в этом смысле он назван «фоновым»). «Игра без правил» - это ситуация жесткой борьбы между элитными группами в условиях крайней слабости как формальных, так и неформальных политических институтов. Такая ситуация может быть вызвана:

Отсутствием приемлемой для ключевых элитных групп кандидатуры на ключевой - президентский - пост. Такая ситуация может воспроизводиться в последующих (2012, 2016) электоральных циклах.

Кризисом одной из «магистральных» моделей развития: например, исчерпание возможностей противостояния внешним угрозам и реагирования на внутренние вызовы в рамках инерционного развития.

Примечательно, что любая из трех ключевых моделей может либо на время трансформироваться в «игру без правил» (инерционный сценарий, сценарий управляемой конкуренции) либо стать механизмом ее преодоления (сценарий жесткого неконкурентного правления). Это связано с низкой институционализацией политических отношений в рамках системы.

«Развилки» внутри сценария «игры без правил» в значительной мере связаны с тем, каким образом будут сниматься противоречия между конкурирующими группами: путем компромисса (и тогда возможен переход к управляемой конкуренции) или путем подавления одной из сторон (в этом случае вероятна одна из версий жесткого неконкурентного правления).

Однако было бы неверным полностью сбрасывать со счетов и «катастрофический» вариант развития сценария неуправляемой конкуренции, в случае, если новая «точка равновесия элит» не будет найдена. Такое развитие событий может привести к полной или частичной дезинтеграции России. Но реализация последнего сценария требует одновременного с внутриполитическим кризисом обострения внешней ситуации или мощных внутренних социальных или природных потрясений.

Несмотря на значительный негативный потенциал данного сценария, он не представляется невероятным. Исход данного сценария может быть сведен к двум возможным вариантам: а) распад территориальной целостности РФ и установление «внешнего управления»; б) выдвижение конструктивных сил и формирование модели управления, ориентированной на вектор модернизации.


Выводы

политический прогнозирование неконкурентный правление

Материалы экспертного опроса, проведенного в рамках проекта в Москве и регионах, демонстрируют значительные противоречия вероятного вектора будущего развития со стороны московской и региональных элит. Так, с одной стороны, ответы на прямой вопрос о вероятности одного из сценариев развития показывают, что однозначным лидером является инерционный сценарий. Второе место делят сценарии «жесткого неконкурентного правления» и «управляемой конкуренции».

Материалы экспертного опроса, проведенного в рамках проекта в Москве и регионах, демонстрируют значительные противоречия вероятного вектора будущего развития со стороны московской и региональных элит. Так, с одной стороны, ответы на прямой вопрос о вероятности одного из сценариев развития показывают, что однозначным лидером является инерционный сценарий. Второе место делят сценарии «жесткого неконкурентного правления» и «управляемой конкуренции».

Ключевая дилемма современного политического развития:

Неконкурентная модель с высокими параметрами стабильности и гарантиями для элиты сохранения властного статуса в краткосрочной перспективе; при этом наличествуют значительные риски (причем накапливающиеся скрыто) в долгосрочной перспективе и

Конкурентная модель со значительными рисками (в том числе для индивидуальных властных позиций) на краткосрочном отрезке; при этом имеется реальный шанс выработки гармонично сочетающихся формальных и неформальных «правил игры», которые и станут базой для устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Соблазны первой альтернативы, «соблазны управляемости» для элиты очень велики. Однако в этой модели не просматривается серьезного потенциала стратегического развития, решения стоящих перед страной амбициозных задач. Второй - конкурентный путь чреват утратой властных позиций отдельными политиками и целыми группами, но именно на этом пути возможно постепенное решение таких ключевых внутриполитических проблем, как крайняя персонифицированность власти и слабость политических институтов. До тех пор, пока внутриполитическое развитие России характеризуется высокой степенью персонифицированности власти и низкой степенью рациональности ее восприятия, а политические институты слабы и в недостаточной мере выполняют функцию обеспечения транзакций по линиям «элита - элита» и «элита - общество», вероятность «сползания к хаосу», актуальность «игры без правил» сохраняется.


Список использованной литературы

 

1. Е.Б. Шестопал «Политическое будущее России в среднесрочной перспективе», научная работа по политологии, 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: