Тэффи – писательница, автор острых газетных фельетонов и юмористических рассказов.Настоящее имя – Надежда Александровна Бучинская, урожденная Лохвицкая.
Родилась 9 мая (21 н.с.) 1872 года в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование. Отец – известный петербургский адвокат, публицист, автор работ по юриспруденции. Мать – знаток литературы; сестры – Мария (поэтесса Мирра Лохвицкая), Варвара и Елена (писали прозу), младший брат – все были литературно одаренными людьми.
Писать Надежда Лохвицкая начала еще в детстве, но литературный дебют состоялся лишь в тридцатилетнем возрасте, согласно семейному уговору входить в литературу «по очереди». Замужество, рождение трех детей, переезд из Петербурга в провинцию также не способствовали занятиям литературой.
Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но также и к стихам Р. Киплинга Taffy was a walesman / Taffy was a thief. Рассказы и сценки, появлявшиеся за этой подписью, были настолько популярны в дореволюционной России, что даже существовали духи и конфеты Тэффи.
Её называли первой русской юмористкой начала ХХ в., королевой русского юмора, однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в ее творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.
Начала печататься в 1901, и в первых же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: "любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения".
|
В 1905 - 1907 сотрудничала в различных сатирических журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористические рассказы, фельетоны, пользовавшиеся большой популярностью у массового читателя.
В 1908, с момента основания А. Аверченко журнала Сатирикон, Тэффи становится вместе с Сашей Черным постоянным сотрудником журнала. Кроме того, была постоянным сотрудником газет Биржевые ведомости и Русское слово и других изданий.
В 1910 выходят два тома Юмористических рассказов Тэффи, имевшие большой успех у читателей и вызвавшие положительные отклики в печати. Затем последовали сборники И стало так... (1912); Дым без огня (1914); Неживой зверь (1916). Писала и критические статьи, и пьесы.
Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Сотрудничала в газетах Последние новости, Возрождение, выступала с фельетонами, обличавшими бесперспективность существования эмигрантов: Наши за границей и Ке-фер?.
Вторую мировую войну и оккупацию Тэффи пережила, не покинув Париж. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой становилось все меньше с каждым годом.
А. Куприн, ценивший талант Тэффи, отмечал присущие ей "безукоризненность русского языка, непринужденность и разнообразие оборотов речи". Тэффи не высказывала враждебного отношения к Советскому Союзу, но на родину не вернулась. Последние годы провела в нужде и одиночестве. Умерла 6 октября 1952 в Париже. Была похоронена во Франции на русском Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
|
Тэффи прекрасно чувствовала природу сценической условности, она любила театр, работала для него (писала одноактные, а затем и многоактные пьесы — иногда в соавторстве с Л. Мунштейном). Оказавшись после 1918 года в эмиграции, Тэффи больше всего сожалела об утрате русского театра: „Из всего, чего лишила меня судьба, когда лишила Родины, моя самая большая потеря – Театр“.
На протяжении жизни Надежда Александровна опубликует около 30 книг, половину из них - уже в эмиграции.
Удивительно, но Тэффи действительно нравилась всем. Вокруг нее всегда было море поклонников. Воскресные газеты с ее фельетонами зачитывались до дыр. Анекдоты „от Тэффи“ были столь же популярны, как и духи, названные в ее честь.
Тэффи обладала талантом говорить на любую тему легко и изящно, с неподражаемым юмором, знала „тайну смеющихся слов“. М. Адданов признавал, что „на восхищении талантом Тэффи сходятся люди самых разных политических взглядов и литературных вкусов“.