ГОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО XII – XV веков




Казалось, что каролингский минускул настолько удовлетворял требованиям рациональности, четкости и красоты, что не могло быть никаких причин заменить его каким-то другим видом письма. Однако к концу ХI – началу ХII века письмо обрело иные черты. Хронологически этот процесс совпадае6т с готической эпохой в архитектуре и искусстве.

В ХШ веке письмо повсеместно стало готическим. Оно не явилось чем-то новым в развитии латинской письменности, а было одним из типов средневекового минускульного письма. Определяющие форму элементов букв, дукт и угол письма остались прежними. Изменились угол заточки пера и пропорции букв, увеличился контраст штрихов, сократилось расстояние между строками, короче стали выносные элементы, отчего картина письма была очень темная (тяжелая), чтение затруднялось, написание также. Но письмо стало много экономичнее прежних. Нельзя не заметить и повышение его декоративных качеств. Существовало не6сколько видов готического письма: ротунда (круглоготическое письмо) – в Италии, текстура (буквально «тканье») и швабское письмо – в Германии, фактура – во Франции и др. Различие их объясняется национальными и местными особенностями.

 

 

Ротонда Текстура

 

 

 

Швабское Фактура

Рис.4 Виды готического письма

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

В ХV веке в Италии выработался новый подвид готического письма – готическая антиква, или «письмо Петрарки». Ранние гуманисты впервые предъявили письму гуманистические требования, открыто высказались против готического стиля, видя в нем изощренность и нерациональность. Итальянский гуманист Франческо Петрарка считал, что готическое письмо приходится более вырисовывать и что оно ослабляет и утомляет глаза. В разработанное им самим письмо положены формы каролингского минускула. Однако оно еще имело черты поздней готики. Появление нового письма было делом энтузиастов, и вначале оно употреблялось небольшой группой самых образованных людей того времени. Потребовалось еще полстолетия на тоя. Чтобы выработался завершенный тип гуманистического письма. Развитое гуманистическое письмо уже ничего общего не имело с готическим. Гуманисты полностью возродили каролингский минускул, применив к нему общие эстетические мерки Ренессанса. Ошибочно полагая, что это – письмо античных времен, они назвали его антиквой. Дело в том, что в скрипториях раннесредневековых монастырей каролингским минускулом переписывались труды как своих, так и античных авторов. Эти труды ошибочно были приняты гуманистами за античные оригиналы.

Новое письмо вышло из кабинетов ученых и сначала стало достоянием писцов-профессионалов, придавших ему законченную каллиграфическую форму, а затем получило и всеобщее признание. Появились великолепные образцы каллиграфического курсива. Основывались светские школы т мастерские письма, где выполнялись древним, античным, письмом кодексы с творениями римских поэтов и философов, а также самих гуманистов.

С развитием книгопечатания рукописные шрифты стали служить образцами для печатных форм. Письмо оставалось жить как канцелярское, деловое и для личного обихода людей.

Далее классификация и хронология стилей проводятся в шрифтах антиквы.

В ходе практической работы мы изучим особенности старинной или гуманистической антиквы; переходной антиквы, совпадающей по времени со стилем барокко; новой или классической антиквы, появившейся в эпоху классицизма; египетского или брускового шрифта; гротеска или рубленного шрифта; антиквы-гротеска, ленточной антиквы.

 

Рис.5 Построение букв гуманистической антиквы А.Дюрерак

 

Рис.6 Переходная антиква Новая или классическая антиква

 

 

 

Рис.7 Брусковый (египетский) шрифт Рис. 8 Разнообразное начертание

и его подвид – итальянский(наклонный вариант). рубленных шрифтов

Рубленный шрифт –узкий гротеск

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: