ПИСЬМО РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ




ЛЕКЦИЯ 2

Тема: История развития латинского шрифта

Изучаемые вопросы:

1. Римская письменность

2. Капитальное письмо

3. Письмо раннего средневековья

4. Готическое письмо

5. Гуманистическое письмо

 

РИМСКАЯ ПИСЬМЕННОСЬ

Важнейшим условием развития любой письменности является эволюция алфавита. Латинский алфавит – итог длительного развития греческой письменности в римскую. Латиняне (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название – латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на основе греческого, о чем говорят названия некоторых букв алфавита и их графика. Окончате6льный вид латинский алфавит получил в 1 веке до н.э. Он состоял из 21 знака.

В I-V веках н.э. происходила значительная эволюция графики букв. Основа формы оставалась, менялись способы начертания. Это объяснялось различными причинами: поиском более простых и рациональных форм букв, легкости и быстроты их начертания и чтения. Понятно, что не всякая простота является рациональной. Можно придать буквам простейшие формы (квадрат, треугольник, круг)(, но письмо от этого не будет легкочитаемым и простым для написания. Только те формы букв могут удовлетворить и пишущего и читающего, которые сочетают простоту с дифференциальностью, ибо глаз легко сможет отличать знаки друг от друга, схватывать разом группу букв и даже слов, а при письме просто и быстро расстанавливать их в определенной близости.

На рубеже новой эры римское письмо еще не отвечало всем этим требованиям, потому что буквы больше вычерчивались, чем писались, и располагались между двумя линейками, что могло утомлять зрение. Маюскульное письмо было сплошным, отсутствовали интервалы между словами, геометричность форм букв затрудняла написание. Пройдут века, прежде чем письмо обретет черты минускула, который ознаменует собой образование нового графематического состава латинского алфавита.

Существует две теории развития римского письма. Согласно первой теории, письмо развивалось на базе монументального. Перейдя в книги, монументальное письмо (по форме квадратное) вытянулось (рустика). Позднее, на пергаменте, оно закруглилось (унциал).

Все три вида письма были маюскульными. Их квадратных римских капиталов образовался также маюскульный старый римский курсив. На восковых табличках он представлял собой сплошь вертикальные и изогнутые линии; на папирусе – закруглился, обрел большую ясность. Так образовался новый римский курсив, который имел заметные выносные элементы. Он-то и явился первым минускулом.

Новую теорию в 50-х годах ХХ века выдвинул Ж.Маллон. Главный тезис его теории заключается в том, что развитие письма совершается в сфере письма обычного, которым владеет основная масса грамотных людей. Именно в этом письме, не требующем особой тщательности написания, происходят важнейшие изменения форм букв и приемов письма. От обычного письма происходят и каллиграфические варианты: капитальное квадратное и капитальное рустическое, которые предназначались для особого рода работ и требовали специальной выучки. Исследования показали, как варьировало обычное письмо в зависимости от орудий письма, положения писчего материала, тщательности написания текстов. Каллиграфические же варианты на протяжении столетий почти не изменялись и являлись своего рода тупиками в развитии графики письма.

 

а)

б)

 

в)

Рис.1 Виды римского капитального письма: а) капитальное квадратное письмо;

б) капитальное рустическое письмо:

в) дукт и угол письма букв латинского алфавита

 

Маллон указывает на два этапа развития римского капитального письма: I – II века и III - IV века. В I - II веках у римлян существовали два основных вида письма. Главный вид – классическое обычное письмо, применявшееся в рукописях, книгах и деловых актах, имевшее наиболее широкое применение и распространение. Другой вид – каллиграфические варианты (капитальное письмо), в котором буквы выполнялись крупно, с сильным нажимом. Оно применялось на уникальных памятниках, в роскошных книгах, афишах, государственных актах.

К III веку в письме произошла перемена: образовались новое обычное письмо, называемое также первоначальным минускулом, и унциал в качестве каллиграфического варианта. Новое обычное письмо отличалось от прежнего (классического) измененным углом письма, положением писчего материала, измененными графическими формами и дуктом многих букв. Эта перемена отразилась и в каллиграфическом варианте.

 

КАПИТАЛЬНОЕ ПИСЬМО

Капитальное квадратное письмо. Ему присущи следующие признаки:

- большинство букв имеют такие пропорции, при которых они вместа с засечками вписываются в квадрат;

- буквы поставлены свободно;

- разрывов между словами нет;

- строки располагаются на расстоянии одного корпуса буквы;

- угол письма равен 25-30°;

- орудием письма могли быть калам (тростниковое перо), птичье перо и даже бронзовое перо.

Письмо маюскульное.

Капитальное рустическое письмо. Ему присущи:

- вытянутые пропорции букв (5:3);

- очень тонкие вертикальные и жирные горизонтальные штрихи;

- написание сплошное, позднее слова в некоторых случаях разделяются точками;

- промежутки между строчками равны половине корпуса буквы;

- угол письма – не меньше 60°;

- орудия письма и дукт те же, что и в квадратных капиталах.

Письмо маюскульное.

Унциальное письмо. Значение этого слова – унциал, означает двенадцатую часть – унцию. Поскольку в колонке по ширине писалось, как правило, по 12 букв (строка). Унциал отличается округлостью форм.

- Будучи каллиграфическим вариантом первоначального минускула, унциал обретает заметные выносные линии;

- пропорции букв близки к квадрату, но некоторые из них по ширине больше высоты;

- вертикали и округлые элементы выведены жирно;

- расстояние между строками не менее одного корпуса букв;

- письмо сплошное;

- угол пипсьма незначительный или равен 0°;

- дукт многих знаков изменился с изменением графики.

 

 

Рис.2 Римский курсив

ПИСЬМО РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Это письмо отличалось значительным разнообразием. Раздробленность Европы привела к появлению различных национальных особенностей письма у молодых «варварских» народов, унаследовавших письмо римское. Общий уровень образованности сильно снизился по сравнению с античной эпохой, сократилось и число грамотных людей. Центрами письма становятся монастырские скриптории (мастерские письма). Изолированность скрипторий еще более усугубляли разнообразие письма. В VI – VIII веках в романизированных странах и самой Италии развитие письма шло от многообразия к унификации, и к концу VIII века завершилось образованием единого письма.

Поскольку в эпоху раннего средневековья письмо стало привилегией писцов-профессионалов, которые придавали особое значение его красоте, роль обычного письма сузилась. Получили дальнейшее развитие каллиграфические варианты. Унциал приобрел более минускульный характер. Новый римский курсив также преобразовался в полукурсив и в конце концов изжил себя как в обычном, так и в канцелярском письме. К VIII веку первоначальный минускул через ряд промежуточных форм получает полное завершение в каролингском письме. Каролингский минускул проникает из книжного письма в документы и обычное письмо, вытеснив все другие виды.

 

 

Рис.3 Эволюция букв латинского письма

 

С территории Каролингской империи этот вид письма попадает в Рим, Испанию, Англию. К концу XI века каролингский минускул господствовал в западноевропейских скрипториях, за исключением окраин стран (Ирландии и Южной Италии), где сохранялись национальные типы письма вплоть до XII – XIII веков.

Образование каролингского минускула явилось значительным этапом в развитии европейской письменности.

Характерные черты каролингского минускула:

- буквы стали прямее, мельче и более сжатыми;

- дукт в основном сохранился прежним;

- несколько увеличился угол письма - 15°;

- характерными стали формы букв a, b, d, f, e, g, r;

- письмо располагалось между четырьмя линиями;

- выносные элементы, как правило, не менее одного корпуса;

- расстояние между строками равнялось трем корпусам букв;

- буквы стояли свободно, были ровно выписаны;

- слова писались более или менее раздельно, но не всегда отчетливо;

- полная дифференцированность букв позволила значительно уменьшить их высоту и увеличить междустрочное расстояние.

- мелкие буквы писались специально заточенным птичьим пером, дававшим плавный нажим;

- письмо стало экономичным (в строке помещалось дольше число знаков) и вместе с тем превосходило прежние виды письма в четкости и красоте.

Каролингский минускул пре6дставлял собой самое рациональное и совершенное из всех типов латинского средневекового письма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: