ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОГСТИ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. ВИДЫ МИРОВОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.




ЛЕКЦИЯ 1

Тема: История возникновения шрифтов. Классификация шрифтов

Изучаемые вопросы:

1. Введение. Инструменты и мактериалы.

2. Терминология. Виды мировой письменности.

3. Классификация шрифтов в исторической последовательности.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Призывы, рекламы, плакаты, афиши… они давно уже стали неотеилимой частью внешнего вида улиц и площадей наших городов и поселков. Без них трудно представить интерьеры общественных зданий, разнообразных офисов, учебных заведений….

Текстовый материал передает идейную и содержательную направленность средств наглядной агитации, устанавливая органическое единство со всей экспозицией.

Вот почему для достижения максимального эффекта не маловажное значение приобретает не только содержание текста, но и художественная форма его подачи, образотворческое решение: рисунок, образ, ритм, цвет, а также четкость, удобочитаемость и простота шрифтов.

Художники - оформители должны в совершенстве владеть не только чертежными инструментами, умело использовать трафареты, шаблоны, но и уметь создавать пером или кистью рукописные формы, которые являются основой развития творчества в искусстве шрифта.

Художнику оформителю необходимо свободно владеть разнообразием графики шрифтов, чувством пропорции, равновесия, ритма, цветовой гармонии и другими средствами художественного выражения, важными для художественного оформления не только отдельных работ, но и целых комплексов, интерьеров, выставок и т.п.

Графическая выразительность слова достигается образностью шрифта, ритмическим строем и целостностью шрифтовой композиции. Шрифт в зависимости от тематики и назначения работы должен иметь такой рисунок, который наиболее точно передает настроение: пафос и романтику, призыв и спокойное напоминание, лирику, ассоциацию, юмор, сатиру и т.д.

Курс «Шрифт и декоративное оформление» состоит из двух разделов. Первый посвящен истории латинского и русского шрифтов. Методологическая структура этого раздела преследует цель ознакомить будущих дизайнеров с основными теоретическими взглядами на вопросы эволюции графики букв в историческом плане и показать, как можно научиться, не боясь «авторитета старины», воспроизводить те стили письма, которые явились как бы этапными в формировании графики современного шрифта. При этом студент должен не слепо копировать те или иные стили, а уметь осмыслено и свободно воспроизводить их лучшие формы, овладевая техникой работы ширококонечными перьями, кисточками и другими шрифтовыми орудиями. Это поможет студентам повысить свои навыки и будет содействовать «становлению» руки и глаза, одарит его желанным чувством пропорции, гармонии, ритма и другим, что составляет уровень художественной образованности человека в области шрифта.

Опыт показывает, что без знания вопросов истории и собственно теории шрифта, без глубокого, вдумчивого изучения и практического освоения теории немыслимо представить современного художника шрифта, способного смело и на высоком уровне специфическими наглядными средствами, какими являются шрифтовые работы, решать возлагаемые на него задачи.

Второй раздел включает основные вопросы теории шрифта и правила оформления шрифтовых композиций. Раздел включает основные принципы оформления шрифта через букву, слово, строку и, наконец, композицию.

Разнообразие шрифтовых работ, их эстетическая полноценность во многом зависят от знания художником многовекового опыта шрифтовиков-профессионалов и от его умения, остро чувствуя требования современности, выполнять шрифты различных рисунков с помощью той или иной техники их исполнения, от умения владеть методами построения, приемами композиции шрифта и многим другим.

 

ИНСТРУМЕНТЫ

Какие инструменты необходимо иметь художнику – оформителю для работы со шрифтами? Это – кисти разных размеров; чертежные инструменты (циркуль, лекала, треугольники, линейки); ширококонечные перья (плакатные); фломастеры разных типов; острый нож для резания бумаги и картона, вырезания трафаретов и шаблонов; металлическая линейка; ножницы разных размеров…

У каждого художника, в зависимости от его приемов работы, есь инструменты, которые соответствуют именно этим приемам.

Кисти бывают разных размеров (от №1 до №24) и разной формы (круглые, плоские, плоские круглоконечные и очень широкие плоские – флейцы). При написании больших букв плоские кисти – лопатки и флейцы подбирают так, чтобы их ширина соответствовала ширине основного штриха буквы. Колонковыми и беличьими кистями, кистями «ушной волос» и щетинными пользуются для работы гуашью и темперою. А кисти – лопатки, флейцы и круглые используют для покрытия больших по площади поверхностей гуашью и другими корпусными (непрозрачными) красками. Шрифтовые работы, которые выполняются темперой, клеевыми красками или раствором мела, выполняют щетинными кистями.

Шпилеры – особые кисти с длинным волосом – используют для работы масляными красками на стекле, металле и дереве.

Фломастеры заправляются специальным цветным составом. Ими моджно пользоваться как обычными ручками.

 

МАТЕРИАЛЫ

БУМАГА – наиболее распространенный материал, на котором пишут шрифт. Для работы используются лучшие сорта бумаги типа ватман, а так же чертежная, мелованная, офсетная, «крафт», эстампная, цветная, форзацная и т.п. Эти материалы являются основой для написания плакатов, стенгазет, схем, диаграмм, таблиц и т.д. Ими оклеивают планшеты для выставок, щиты и стены. Из бымаги «крафт» выризают шаблоны для выставок и трафареты для текста.

КАРТОН используется как основа для вырезки букв и шаблонов. Бумажный картон бывает желтым, серым и белым. Лучшие корта белого картона (хром-эрзац) могут быть основой для выставочных и других шрифтовых работ в интерьере.

ФАНЕРА представляет собой деревянный многослойный лист. Она является основой для подрамников, а также для выризания букв, изготовлении щитолв, объемных композиций в экстерьере. После покрытия грунтовкой на фанере можно работать клеевыми, гуашевыми, темперными, масляными красками.

ТКАНИ - кумач, сатин, бязь – являются основой для написания текстов. Ткань натягивается на подрамник или щит. Тексты пишутся клеевыми и гуашевыми красками. Для работы на щитах и стендах иногда используют полотно.

ПЕНОПЛАСТ – мягкий синтетический материал белого цвета. Легко режется. Есть твердые сорта пенопласта желтоватого цвета. Используется доля вырезания объемных букв.

СТЕКЛО - основа для работы масляными красками, лаками и эмалью

ПЛАСТИК – наиболее распространенный листовой синтетический материал. Существуют разные сорта пластика по плотности. Пластик бывает разных цветов, с текстурой и без нее. Может служить как материал для вырезания букв, создания объемных букв, так и основой для печатания и наклейки букв.

КРАСКИ, которыми пользуются художники, являют собой специально приготовленные редкие, тестоподобные или твердые вещества и составы, которые владеют повышенным цветовым качеством, хорошей способность окрашивания и достаточной стойкостью. Их цветовой основой являются пигменты – порошкообразные сухие красители.

Красочность зависит от особенностей домешанного к ним связочного вещества, которое скрепляя частички пигмента между собой и с грунтом, создает стойкий красочный слой. Основных связочных веществ немного. Это – растительные и животные клеи, растительное масло, эмульсия, мед, яйцо, воск и др. В зависимости от связочного вещества краски делятся на акварельные, гуашевые, темперные, клеевые, масляные и эмалевые.

Акварель - «водная» краска, которая отличается тонко растертым пигментом и большим процентом склеивающих веществ. В качестве соединительных материалов используются растительный клей с добавлением меда, сахара, глицерина. Акварельные краски растворяются водой, работают ими на бумаге. Прозрачность, мягкость тончайшего слоя – важнейшая особенность акварельной техники.

Гуашь – очень близка мягкими сортами ак5варельным краскам. Отличается от них добавкой белил в самой краске и большой способностью к покрытию. Связочным веществом является эмульсия. Гуашь позволяет выполнять плотное непрозрачное покрытие. При высыхании гуашь немного светлеет.

Темпера – краска, в которой соединяющим является смесь масла или масляного лака с водным клеевым раствором. Этот эмульсионный состав – основная особенность темперных красок. Темпера бывает казеиновой, гумирабиковой, поливинилацетатной. Разводится на воде, покрывает поверхность плотным матовым слоем, бустро твердеет и не смывается водой. При высыхании светлеет.

Тушь – материал для рисования на бумаге кистью или пером, а также для работы чертежными инструментами. Тушь бывает разных цветов. Редкая и сухая. Состоит восновном из специально приготовленной сажи (пигментов) и склеивающего вещества.

В ходе работы разбавляется водой, быстро высыхает, ног не покрывает больших площадей. После высыхания почти не смывается. Неразбавленная черная тушь дает на бумаге недоступную для акварели интенсивно-черное пятно, а разведенная водой – создает множество оттенков чорно-серого и теплого коричневого тона.

Клеевые краски – это сухие порошкообразные красители, которые разводятся на редком растворе животного клея (на 20 частей воды – 1 часть столярного или малярного клея). Работать клеевыми красками принято на меловом грунте. Поверхность покрывается непрозрачным, относительно толстым слоем. После высыхания светлеют. Клеевые краски могут быть заменены гуашью или темперой в работе на ткани, бумаге, фанере или картоне.

Масляные краски затираются на разных маслах растительного происхождения – льняном, конопляном, ореховом. Эта их основное соединительное звено. В отличие от гуаши клеевых красок, цвет масляных красок ТВ процессе высыхания остается неизменным. Работать можно на любом грунтованном материале. Основные достоинства: гибкость, податливость, относительная крепость слоя красителя.

Бронза и алюминий - металлические порошки. Разведенные на растительном клее или тинктуре, используются для работы на бумаге и других основах; на масляном лаке – для работы на металле и стекле. Бронзой можно присыпать поверхность невысохшей краски. Этот прием называют бронзованием на «отлипнул».

Мел – сухой, молотый и мелко просеянный материал который применяется как для составления разных грунтовок так и написании на тканях. Мел разводят на теплом, растворенном в воде столярном клее (1 к 20). Мел в смеси с клеем и олифой – отличный материал для получения грунтовой массы, которой покрывают поверхность объемных, рельефных и вырезанных букв, добиваясь тем самым фактурности. С этой целью в раствор клеевых красок добавляют мелкую стружку, описки или солому.

 

ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОГСТИ. ТЕРМИНОЛОГИЯ. ВИДЫМИРОВОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.

Письменности в эволюции человека как общественного существа придают большее значение, поскольку она издавна служила человечеству как способ общения, материального осуществления мышления.

Общение может осуществляться как в устной так и в письменной формах. Но до изобретения радио и телевидения письменная речь была единственной Формой передачи мысли на расстоянии и во времени. Перевес письменной речи в том, что к его содержанию можно возвращаться много раз, перечитывая необходимые места.

Две формы речи – устная и письменная – имеют как общие, так и отличительные особенности. Подобные они по содержанию, поскольку обе передают мысли. Отличают их способы выражения и восприятия.

Звуковая речь – это необходимая материальная обложка нашего мышления, письмо – это изобретение человека. Изобретя письменность, люди, наверное, не переставали удивляться его значению, его возможностям и приписывали создание письменности богам. Древние египтяне считали творцом письменности бога Тоту, у вавилонян таким богом был Набу; по греческим мифам, известный бог Гермес, который, как считали греки, изобрел алфавит, был творцом числа.

Письменность является частью общей культуры данного народа и – шире - частью мировой культуры.

История мировой письменности знает четыре основных вида письма:

- пиктографическое (картинное) – самое древнее письмо в виде наскакльных рисунков первобытных людей;

- идеографическое (иероглифическое) – письмо эры ранней госу3дарственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки этого письма – идеограммы (иероглифы) - представляют собой, как правило, отдельные слова или даже целые понятия;

- слоговое (один письменный знак – слог) – письмо некоторых народов Индии, в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;

- буквенно-звуковое (фонематическое) – письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут варьироваться (сравнение: мел – мель). Это означает, что фонематический состав языка количественно отличается от фонографического состава, т.е. от алфавита.

 

 

 

Рис.1 Пиктографическая письменность

Большинство современных народов используют такой вид письма, который передает звуковую речь с помощью условных графических знаков – литер. Такое письмо называют алфавитным. Не одно алфавитное письмо не предусматривает звучание речи со всей точностью. Основное требование звукового письма – передать содержание мысли и сохранить речевые формы.

 

 

Рис.2 Египетские иероглифы

 

Письменность появляется не случайно, а только на определенном этапе развития человечества. Например, письменность, которая передает звуковую речь, известна у разных народов с времен формирования государства. Разные народы достигают такого развития неодновременно, потому и зарождение письменности у них хронологично неодинаково.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: