ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ
НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Преподаватель | Бритвенко Светлана Владимировна |
Дата и время занятия: | |
Специальность (профессия): | |
Группа: | |
Дисциплина (МДК) | История. ОГСЭ.02 |
Тема урока: | Тема 1.6. Распад СССР. |
Цель урока: | Рассмотрение и анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР периода 80-х гг. Анализ исторических карт и документов, раскрывающих основные направления и особенности внутренней политики СССР. |
Краткие теоретические сведения по теме урока
Курс руководства СССР во главе с М.С. Горбачевым на ускорение социально-экономического развития страны. Начало экономической реформы. Ухудшение экономической ситуации и условий жизни населения. Политическая реформа. Элементы парламентаризма и разделения властей. Политика «гласности». Кризис КПСС. Всплеск межнациональных противоречий и его причины. Кардинальные изменения во внешней политике СССР и их причины. Основные принципы нового курса советского руководства в международных делах. Улучшение отношений СССР с ведущими державами Запада. Вывод советских войск из Афганистана. Обострение экономических и политических отношений СССР с социалистическими странами Европы.
Высказывания политических деятелей о М.С. Горбачеве, перестройке и распаде СССР:
Р.Никсон, экс-президент США
Ø «Мы должны понять, почему Горбачев идет на эти шаги... Главное - он просто вынужден так поступать. Горбачев хорошо понимает, что если он не сумеет оживить советскую экономику, то в следующем столетии Советский Союз перестанет быть великой державой. Его цель - не заменить коммунистическую систему какой-нибудь другой, а упорядочить ее...»
Ø «При Горбачеве требования экономического развития оттеснили на второй план внешнеполитические и военные нужды. Пришлось мириться с утратой советского влияния в Восточной Европе ради гораздо более важной цели - психологического разоружения в Западной Европе... Выбирать Горбачеву было не из чего...»
В.АКрючков, экс - председатель КГБ
«Горбачев, убрав с дороги преграды в лице Громыко, стал «творцом» и исполнителем нового курса в советской внешней политике курса разрушения, сдачи позиций и предательства».
А.Петров, служащий (отклик на награждение М.С.Горбачева Нобелевской премией мира) «Господин Генсекретарь, поздравляю с премией империалистов за то, что Вы развалили Советский Союз, предали Восточную Европу, разрушили Красную Армию, отдали ресурсы американцам, а средства массовой информации сионистам».
Лигачев Е.К., бывший второй секретарь ЦК КПСС «Перестройка, начавшись с великих народных надежд, закончилась для нашей страны драматически, а для ее лидера Горбачева - бесславно. Правда, на Западе прозвучало немало восторгов по адресу бывшего Президента СССР. Но при сопоставлении с весьма угрюмым отношением к Горбачеву со стороны соотечественников заграничные восторги лишь подчеркивают противоречия его политики: она была обращена лицом к высшим интересам Отечества».
Из обращения М.С.Горбачева к гражданам СССР 25 декабря 1991 года
«Мы живем в новом мире. Покончено с «холодной войной», остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны, изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль. Снята угроза мировой войны.. Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела, от использования войск за пределами страны. И нам ответили доверием, солидарностью и уважением. Мы стали одним из главных оплотов по переустройству современной цивилизации на мирных, демократических началах. Народы, нации получили реальную свободу выбора пути своего самоопределения. Поиски демократического реформирования многонационального государства вывели нас к порогу заключения нового Союзного договора. Все эти изменения потребовали огромного напряжения, проходили в острой борьбе».
Задание для самостоятельной (практической) работы на уроке:
Перед выполнением заданий, осуществите следующие действия:
· приготовьте линейку, простой карандаш, ластик, шариковую ручку синего цвета;
· приготовьте листы бумаги формата А4 (желательно разлинованные в клетку), начертите простым карандашом с лицевой стороны листов рамку со следующими полями (слева, сверху, снизу – 2 см, справа– 1 см.);
· на листе с рамкой сверху по центру выполните следующую надпись:
Библиографический список
1. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. Часть 2. — М., 2014.
2. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Контактные данные преподавателя для обратной связи: | Уважаемые студенты, выполненные задания для самостоятельной работы на уроке просьба присылать на электронную почту до 20.00 учебного дня |
Электронная почта преподавателя: | Sv76_76@mail.ru |
Практическая работа № 1
по учебной дисциплине ОГСЭ.02. История
на тему: «Распад СССР»
· теперь можете приступать к выполнению заданий.
Задание. Изучите методические рекомендации по выполнению практической работы, отражённые выше. На основании изучения рекомендаций, письменно ответьте на следующие вопросы:
(работу можно распечатать и вносить данные в готовый текст, также, в формате WORD можно заполнить данные, выделяя ответы шрифтом другого цвета)
Практическая работа № 1
по учебной дисциплине ОГСЭ.02. История
на тему: «Распад СССР»
1. Работа с хронологией. Заполните таблицу.
Событие | Дата |
I Съезд народных депутатов СССР | |
Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР | |
Первые массовые рабочие забастовки | |
Приход к власти М.С. Горбачева | |
Провозглашение политики «ускорения» | |
Провозглашение политики демократизации и гласности | |
Декларация о государственном суверенитете РСФСР | |
Первая декларация о суверенитете (Эстония) | |
Провозглашение независимости большинством республик | |
Авария на Чернобыльской АЭС | |
Разработка различных программ перехода к рыночной экономике | |
Вывод советских войск из Афганистана |
2. Дайте определение понятий и терминов. Расшифруйте аббревиатуры.
1. Ускорение (в СССР) —
2. Гласность (в СССР) —
3. Перестройка (в СССР) —
4. ОСНВ —
5. СНГ —
6. ГКЧП –
3. Работа с персоналиями. Заполните таблицу
Исторический деятель | Кто такой? | Важные факты биографии (1985–1991гг.) |
М.С. Горбачев | ||
Э.А. Шеварднадзе | ||
Б.Н. Ельцин | ||
Янаев, Павлов, Крючков, Язов, Пуго и др. | ||
Кравчук, Шушкевич | ||
Рейган, Буш-старший |
4. Работа с источниками. Вставьте пропущенные слова (из выступления и книги М.С. Горбачева).
«Стратегическая линия, выработанная на XXVI съезде, последующих пленумах ЦК … была и остается неизменной. Это – линия на 1____________________________ социально-экономического развития страны, на совершенствование всех сторон жизни общества. «2____________ сегодня – неотъемлемая часть нормальной духовной и моральной атмосферы в обществе, позволяющей человеку глубже понять, что с нами было, что происходит сегодня, к чему мы стремимся, какие у нас планы, и потому помогает сознательно участвовать в 3____________. 4_________________ общественной атмосферы, продвижение по пути социально-экономических преобразований набирают ускорение во многом благодаря развитию именно 2________________. Разумеется, основу этого процесса составляет политика 5______________».
5. Установите соответствие между советскими политическими деятелями и их должностями в период с 1985 по 1991 гг. (соединить стрелками)
Деятель | Должности |
1. Э.А. Шеварднадзе | А. Первый секретарь Московского горкома КПСС |
2. Б.Н. Ельцин | Б. Вице-президент СССР |
3. Н.И. Рыжков | В. Председатель Совета министров СССР |
4. Г.И. Янаев | Г. Министр иностранных дел СССР |
Д. Генеральный секретарь ЦК КПСС |
6. Составить таблицу «Направления СМИ в период гласности».
Политическая направленность | Интересы каких социальных групп представляли | Характеристика направления, содержание |
7. Прочтите отрывок из стенограммы и укажите год, когда были произнесены приведенные слова.
Афанасьев Ю.Н.: «Я еще раз внимательно просмотрел состав нашего Верховного Совета. …Мы сформировали сталинско-брежневский Верховный Совет… (Шум в зале, аплодисменты). Теперь о большинстве, которое сформировалось…»
Горбачев М.С.: «Юрий Николаевич, три минуты истекли»
Афанасьев Ю.Н.: «Я уже и заканчиваю на этом Съезде. Вот это тоже и есть то удручающее, о чем я хотел сказать. И я обращаюсь именно к этому, я бы сказал, агрессивно-послушному большинству, которое завалило вчера все те решения Съезда, которые от нас ждет народ… (Шум в зале)».
Горбачев М.С.: « Тихо, товарищи. Я думаю, серьезный разговор идет»»
Ответ _______________________________________________________________________