Организация выставочного пространства — совокупность конструкторских, технических, навигационных, функциональных, информационных и дизайнерских решений, которые создают нег повторимый облик выставки, включая выставочное пространство в общую философию выставочного проекта.
Принципы выстраивания пространства выставки:
* создание целостного выставочного пространства;
* эстетичность восприятия;
* соответствие решений организации выставочного пространства единому фирменному стилю выставки;
*функциональность и навигационная прозрачность для экспонента и посетителя;
* оптимизация финансовых затрат.
Планирование экспозиции и строительство стендов.
Виды планировки экспозиции.
Основой экспозиции выставки являются стенды компаний — участников выставки. Менеджер (руководитель проекта, директор выставки) разрабатывает совместно с компанией — застройщиком выставки экспозиционный план, согласно которому впоследствии и предлагаются к продаже стенды. Собственно, на этом этапе формируется общая-концепция организации пространства выставки.
Виды планировки экспозиции:
• классическая - стенды группируются в острова, образу* «улицы» и «перекрестки». Обычно существует центральная «улица», вдоль которой расположены стенды крупных компаний;.
• ромбическая — стенды расположены в виде открытых ромбов, обеспечивая более легкий доступ к экспонатам;
• круговая — стенды расположены по кругу экспозиционного зала (используется в небольших залах, фойе и т.д.).
При планировании экспозиции особое внимание уделяют ширине и расположению проходов, так как они направляют потоки посетителей, а также обеспечивают эвакуационные маршруты в случае форс-мажорных обстоятельств. Проходы обычно обеспечивают сквозной и по возможности более полный обход выставки (по диагонали, спирали, кругу). Когда экспозиция небольшая, проходы устраивают в виде лабиринтов, искусственно создавая объем выставочного пространства в ущерб прозрачности навигации, что противоречит самой идее выставки как демонстрационной площадки для продукции экспонентов.
|
Иногда проходы могут стать изящным дизайнерским решением для наиболее интересного показа экспонатов. Ширина проходов должна быть' не менее 3-4 метров.
Виды стендов.
Выставочный стенд — оформленная с помощью элементов конструкции или других выразительных средств часть выставочной площади, которую устроитель выставки предоставляет в аренду конкретному участнику для организации и демонстрации его экспозиции.
Выставочный стенд, как визитная карточка предприятия, должен по размерам и обстановке соответствовать представляемым товарам и значению организации-экспонента, отражать его общую предпринимательскую культуру. С точки зрения технического исполнения - быть безупречным и соответствовать конкурентным стандартам. На первом плане стоит задача презентации экспонатов, ориентированная на клиента. Выставочный стенд должен быть приятен зрению, только в этом случае он сможет апеллировать к эмоциям посетителя.
Виды стендов в закрытых павильонах:
• угловой стенд — имеет две открытые стороны и является оптимальным для небольших организаций. Преимущество этого стенда состоит в том, что он легко проектируется;
|
• стенд «полуостров» — имеет три открытые стороны, что позволяет экспоненту хорошо обозревать прилегающую к стенду территорию. Играет неоценимую роль для привлечения дополнительного внимания посетителей;
• стенд «остров» — информация для посетителей и экспонаты представлены на всех четырех сторонах. Дает возможность ещё больше увеличить полезное пространство, создать дополнительные ресурсы для концентрации внимания посетителей;
• сквозной стенд — представляет собой открытое с двух параллельных сторон место. Устанавливается между основными проходами выставки. Позволяет эффективно организовать полезное для экспонента пространство, разместить большие по размерам экспонаты. Кроме того, способен обеспечить большую «пропускаемость» посетителей;
• стенд «визави» — состоит из двух расположенных друг против друга линейных стендов и представляет собой вынужденное решение для экспонента. Преимущество этого типа — в наличии двух «фасадов», выходящих в один и тот же проход, однако у него есть и ряд серьезных недостатков: а) создает проблемы при внутренней организации стенда; б) вызывает необходимость в дополнительном персонале; в) производит впечатление двух отдельных стендов.
Существует определенная закономерность: чем больше открытых сторон, тем легче доступ к экспонатам, больше возможностей для продуктивной работы на стенде.
Также выделяют несколько типов мобильных стендов:.
• зонтичные (Рор-кр) — представляют собой легкие конструкции из алюминиевых трубок и соединительных узлов, раскладывающиеся по принципу зонтика;
|
• рамочные (Fold-up) — основным достоинством является легкая трансформация секций. Между собой они гнутся на 360° в любом вертикальном соединении. Это удобно для размещения одного и того же стенда на разных площадях. Рамочные мобильные стенды можно соединять друг с другом, организуя единую стену нужной конфигурации;
• стенды башни (TOWER) - одна из модификаций конструкции Pop-up. Стенд относится к разряду универсальных, является превосходным инструментом для продвижения новых технологий, брендов, товаров и услуг;
• световые — освещенные колонны и, конечно,, информация, которую они несут, непременно привлекут внимание людей на вы-ставке. Все конструкции имеют двухстороннее изображение. Они отличаются типом подсветки (внутренняя юга внешняя);
• стенды эконом-класса — элегантные и простые презентационные решения. В собранном виде конструкции и панели хранятся и транспортируются в тубусах. Монтаж каждой конструкции занимает 1—3 минуты и не требует специальных навыков и инструментов.
Выбор типа стенда относится к числу важнейших вопросов, от которого в значительной степени зависит успех участия в выставке.
Стенды также могут быть одно- и двухэтажные. Иногда конструирование двухэтажного стенда вызвано функциональной необходимостью, чаще это прием подавления соседей и демонстрации статуса и амбиций компаний. Бывает, что выстраивается фальш-этаж, который имитирует второй этаж стенда, являясь исключительно декоративным элементом.
Композиционные и дизайнерские решения. Целостное восприятие выставки связано, прежде всего, с композиционной структурой экспозиции. Это может быть «опорная» экспозиция, поддержанная нестандартной рекламной конструкцией, с использованием элементов фирменного стиля выставки. Также это может быть сцена, выстроенная прямо напротив входа на выставку, необходимая для решения проблемы пространственной «дыры», или даже бассейн.
При «выравнивании пространства» павильонов, в которых организуется выставка, приходится то «поднимать» потолок, то «сплющивать» пространство за счет декоративных элементов.
На отечественных выставках большинство стендов — одно-этажные, поэтому в оформлении выставочных экспозиций очень часто используется прием «вытягивания вверх» пространства выставки. Это достигается следующим образом:
• создаются рекламные конструкции на «втором этаже» пространства выставки;
• применяются баннерные элементы;
• используются воздушные пиры, конструкции из них, воздушные рекламные объекты.
При работе с имеющимся, чаще всего не идеальным, пространством приходится «закрывать дыры» — неэстетичные места, переходы, вспомогательные помещения. Для этого можно использовать информационные доски и стенды, декоративные панно с элементами фирменного стиля и др.
Дня организации экспозиций, фотоэкспозиций, расположения конкурсных работ можно использовать переходы. При оформлении выставочного пространства часто применяются нестандартные решения и материалы.
Современным инструментом организации пространства является также использование проекторов, большеэкранных систем отображения. информации, плазменных панелей- Они служат изящным имиджевым элементом, а также несут информационную нагрузку. Иногда они становятся основными инструментами организации пространства.
Функциональное зонирование выставочного пространства. Выставочное пространство должно быть «раскроено» визуально на несколько функциональных зон:
• выставочную (пространство выставочных стендов);
• деловую, (конференц-залы, пресс-центры, бизнес-центры);
• навигационную (информационные центры, элементы системы навигации на выставке);
• презентационную (сцена, иные демонстрационные зоны);
• инфраструктурную (рестораны и административные зоны);
• открытые площадки.
Выставочная зона организуется совокупностью выставочных стендов компаний — участников выставки. Ее органичность и эстетичность достигаются во многом благодаря застройщику выставки. При наличии масштабной экспозиции, а также при многоотраслевом или универсальном характере выставочного мероприятия очень важно тематическое деление экспозиционной части выставки. Например, необходимо разделить экспозицию на отраслевые зоны и дублирующую систему навигации.
При выделении функциональных зон выставки интересные решения можно найти с помощью профессионального использования света. Подсветка необходима и при выделении значимых информационных и навигационных элементов (световые информационные короба), делений пространства экспозиции. Также для выделения функциональных зон используется и сугубо архитектурный прием — разноуровневое расположение. Таким образом, например на выставке «Покупайте российское», была организована зона конкурсной комиссии: столики жюри «Русский стиль» стояли на подиуме высотой 50 см.
Отдельного внимания заслуживает оформление входа. Обычно, кроме декоративной, оформление входа несет еще информационную нагрузку. Оригинальное оформление входа - сочетание информационной насыщенности и «видимой» товарности.
Выставочная, презентационная и деловая зоны являются самыми коммуникативными. В выставочной зоне можно познакомиться с товарами или услугами компании, а также пообщаться с представителями организации и получить ответы на интересующие вопросы. Презентационная зона предназначена для показа новых товаров, экспонентов или, если это сцена, для просмотра действия. Например, на выставке-конкурсе «Невские берега» по парикмахерскому искусству дефиле и сам конкурс проходит на сцене, а около сцены можно увидеть и пообщаться с представителями индустрии моды, самими конкурсантами или моделями, которые являются «живой» рекламой салона. Также это возможность завязать знакомства и новые контакты, получить в будущем спонсорскую поддержку. Деловая зона подразумевает деловые знакомства, обмен информацией, решение определенных проблем или участие в каком-либо проекте, и, конечно, полезные личные контакты.
Организация системы навигации. Система навигации имеет важное значение в организации выставочного пространства. Существует множество способов решения этой проблемы, начиная от детализированного общего плана выставки на входе в павильон и заканчивая мелкими указателями в виде стрелок. Приведем некоторые варианты:
- система информационных центров (стоек). На информационных стойках посетитель и экспонент могут получил» исчерпывающую информацию о работе выставки и услугах, предоставляемых организаторами. Обычно создается несколько стоек (в зоне регистрации, на входе, в деловом центре и пр.) для обеспечения информационной прозрачности инфраструктуры выставки;
1. экспозиционный план выставки — обязательным элементом информационного центра является экспозиционный план выставки с указателем номеров стендов и инфраструктуры выставки. Обычно он представлен в увеличенном формате на входе и продублирован в полиграфическом исполнении, чтобы посетитель мог воспользоваться им при осмотре выставки;
2. указатели направления движения — организуют потоки посетителей на выставке. Её отсутствие либо ошибка в расположении и способе изготовления могут привести к непосещаемости отдельных разделов выставки, особенно если экспозиционный зал имеет сложную конфигурацию (состоит из нескольких залов, имеет два крыла и др.).
3. Примеры указателей направления движения: короба; баннеры; перетяжки над проходами с указанием названии различных разделов экспозиции в виде свисающих с потолка или балкона полотен, видимых с большого расстояния, с указанием направления движения в сторону определенного раздела экспозиции, к административной стойке, в кафе, к выходу и мар-постеры и др.
4. Организация пространства на открытых площадях. Особой зоной является открытое пространство. Оно может быть продолжением экспозиции на закрытых выставочных площадях или представлять собой просто выставку на открытом воздухе. В любом случае, открытые площадки должны быть вовлечены в общую концепцию организации выставочного пространства. Среди общих принципов, которым подчиняется организация открытых площадок, можно упомянуть следующие: наличие четких визуальных границ, организация охраны и уборка площадки, структурированность экспозиции, наличие элементов навигации, соблюдение фирменного стиля в оформлении.
5. При организации открытого пространства используются баннеры и конструкции с их применением, щиты, уличные флаги, шары, летающие объекты, элементы уличных информационных систем (не боящиеся дождя, снега), шале, надувные конструкции, нестандартные рекламные элементы.