Глава 1. Проблема окказионализмов в лингвистике




ВВЕДЕНИЕ

Одной из проблем лингвистики является проблема взаимодействия языка и речи как во всей языковой системе в целом, так и на ее лексическом и словообра-зовательном уровнях в частности. Важнейшая сторона этой проблемы – рассмот-рение соотношения и взаимодействия между каноническим словом как лексчес-кой единицы языка и окказиональным словом как лексической единицы речи. Ок-казиональные слова нередко демонстрируют возможности и закономерности словообразования, ускользающие от исследователей, которые останавливают свое внимание только на словах, закрепившихся в языке.

Актуальность исследования заключается в том, что окказионализмы в письмах Чехова не были предметом специального изучения.

Словарный состав языка - наиболее открытый и подвижный уровень языковой системы; он постоянно развивается, обогащается новыми словами. Естественно, что для этого используется главным образом тот строительный материал, который есть в самом языке. Новые слова широко образуются от уже существующих и по их образцу, также происходит заимствование слов из других языков.

Исследование особенностей современного словообразования – причин и факторов создания новых слов, способов их образования, приемов введения в текст окказионализмов, стилистические функции окказионализмов в произведении – имеют большое значение для познания внутренних законов и тенденций развития словообразовательной системы в целом.

Необходимость изучения слов, не реализованных в языке (окказионализ-мов), можно объяснить и тем, что эти слова нередко демонстрируют возможности и закономерности словообразования, ускользающие от исследователей, которые останавливают свое внимание только на словах, закрепившихся в языке. Как отмечала Е.К.Чиркова: “…если мы хотим представить себе будущее языка, то мы должны так же тщательно исследовать окказиональные явления речи, как исследуют диалектизмы для лучшего понимания прошлого языка…”.

Словообразование на сегодняшний день в плане его структурно писания изучено довольно хорошо. На современном этапе сформировалось три направления его описания:

1. синтаксическое;

2. ономасиологическое;

3. функционально-семантическое.

Активизировалось изучение единиц словообразования в аспекте словотворчества (Е.А.Земская, Н.А.Кожевникова, М.А.Бакина и другие), в стилистическом аспекте (В.И.Изотов, В.Н.Виноградова, В.П.Григорьев и другие).

На современном этапе актуальным является установление связей лингвистики текста и словообразования. В связи с этим выделяются два круга проблем:

1. обращение к тексту помогает прояснить особенности протекания словообразовательного акта, его специфику;

2. обращение к тексту помогает понять, как словообразование служит тексту, и какие особенности текста могут объясняться использованием словообра-зовательных явлений (Е.А.Земская, Е.С. Кубрякова).

Основное значение, на которое направлено словотворчество художественной речи, – это выражение качеств, признаков; именно в них ху-ожник выражает свое мировидение. Окказионализмы являются одной из наиболее экспрессивных черт художественной речи. Их экспрессивность основывается ненормативностью словообразовательной структуры с точки зрения общекоммуникативной речи. Экспрессивность окказионализмов художественной речи создается, кроме того, и тем, что многие окказионализмы образуются для выражения тропеических значений в их «внутреннем контексте», они могут быть также составной частью развернутого образного контекста, участвовать в сознании различного рода фигур речи, использоваться для создания определенной звукописи.

Таким образом, сближение общей категории – текста и частной – окказионализма правомерно, так как художественный текст небезразличен к деталям и частностям.

 

Одна из особенностей творчества А.П.Чехова – создание новых слов (неологизмов)

В нашем исследовании была предпринята попытка рассмотреть новообразования в письмах А.П.Чехова. В связи с этим объектом нашего исследования явились словообразовательные средства в письмах А.П.Чехова.

Предметом исследования стали индивидуально-авторские новообразования А.П.Чехова.

Цель нашего исследования – выявить типы индивидуально-авторских ново-образований А.П.Чехова, способы их создания и приемы использования.

Реализация цели ставит перед нами следующие задачи:

Ø собрать фактический материал;

Ø рассмотреть проблему изучения окказионализмов в лингвистике;

Ø проанализировать и описать выявленные дериваты с учетом их вхождения в тот или иной словообразовательный тип;

Ø выявить наиболее продуктивные словообразовательные типы окказионализмов в письмах А.П.Чехова;

Ø определить функции окказионализмов А.П.Чехова;

Ø составить структурно-семантическую типологию окказиональных производных новообразований, учитывая их частеречную принадлежность, способ образования и лексико-семантическую группу.

Эта тема является актуальной, так как она недостаточно разработана в науке. Она может быть использована в школе на факультативных занятиях, на уроках русского языка и литературы. Письмо – это вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передается с помощью графических знаков. Окказионализмы – это речевое явление, поэтому употребление их в письме совершенно оправдано. Письмо полнее, чем художественное произведение характеризует личность писателя и его отношение к адресанту. Как правило, окказионализмы используются в дружеских письмах, адресованных людям хорошо знающим адресата письма.

В нашей работе мы использовали типологический метод, приемы: непосредственного наблюдения, сопоставления, обобщения, сплошной выборки, словообразовательный анализ.

Основная терминологическая база работы строится на следующих научных понятиях и терминах: окказиональное, потенциальное слово, словотворчество, словообразовательный тип, производное слово (дериват), мотивирующее слово, мотивированное слово, словообразовательный способ, окказиональный словообразовательный способ.

 

Глава 1. Проблема окказионализмов в лингвистике



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: