1. Главный вопрос - вопрос о сущности космоса, природы как целостного единого мира, универсума. Космос представлялся как конечное живое существо, гармонически рассчитанное, иерархически обустроенное, одухотворенное. Космос обустроен по принципу всеединства и образует такую структуру, где пребывает все во всем, где каждый элемент служит представлением и отображением целого и восстанавливает это целое в себе во всей полноте, где каждая часть также и все, не смешанное и неотделимое от целого. Каждый человек, вещ, событие обладает своим смыслом. Гармония космоса проявляется на всех уровнях иерархии, так что человек - микрокосм.
2. Проблема бытия и становления опирается на эмпирически наблюдаемом различии устойчивого и изменчивого. То, что всегда неизменно – это бытие, сущее, а то, что изменчиво – становление. Бытие абсолютно есть, т.е. существует прежде всех своих возможных разделений; оно цельно, просто и едино. Оно совершенно, неизменно, не имеет никакого иного бытия в качестве своего начала, необходимо, т.е. не может не быть, уже ставшим и тождественным.
3. Понимание космоса и бытия основано на целесообразности. Если что-то происходит, то должна быть причина, его порождающая – цель. «Начало вещи, - утверждает Аристотель, - то, ради чего она есть. А становление – ради цели». Если есть цель, есть и смысл – «ради чего». То, к чему все стремится, есть для многих античных мыслителей Благо как первая и последняя целевая причина сущего.
4. Ставя единство выше множественности, античные философы отождествляли единство и цельность. Под целым понималось прежде всего неделимое. У представителей милетской школы это различные разновидности первоначала (вода, воздух, апейрон), у Гераклита - огонь, у атомистов – атом. Для Платона и Аристотеля это - эйдосы, формы, идеальные бытийные сущности.
|
5. Античные философы были в основном гносеологическим оптимистами, считая возможным познание мира. Главным средством познания они считали разум. Для них характерно признание в соответствие с принципом иерархичности и иерархически расчлененной структуры познавательных способностей, которые зависят от частей души человека.
6. Проблема человека – выяснение сущности человека, его связи с космосом, его нравственной предопределенности, разумности и самоценности.
7. Проблема души и тела как разновидность проблемы соотношения материального и идеального. Душа понимается либо как независимая от материального и предопределенная сверхъестественными силами, бессмертная (Платон), либо как разновидность материального (огненные атомы Демокрита). Всеобщая одушевленность (гилозоизм) признается Демокритом и Аристотелем.
8. Этические проблемы, в которых человек предстает как существо, имеющее низменные страсти и желания и в то же время добродетельный, наделенный высшими добродетелями. В рамках античности выделяет несколько этических направлений:
- эвдемонизм – гармония между добродетелью и стремлением к счастью (Сократ, Платон, Аристотель),
- гедонизм – добродетель переплетается с удовольствием, порок со страданием (Демокрит, Эпикур),
- аскетизм – самоограничение, как средство достижения нравственных высших качеств (киники, стоики).
9. Этические проблемы тесно переплетаются с проблемами политическими. Личность и гражданин рассматриваются как тождественные, поэтому проблемы государства – это этические проблемы и наоборот.
|
10. Проблема генезиса, природы и систематизации научного знания, попытка выделения разделов философского знания (Аристотель).
11. Определенная классификация наук, основанная на познавательных способностях человека или определяемая степенью значимости объекта исследования.
12. Разработка способов достижения истины в споре, т.е. диалектики как метода мышления (Сократ, Зенон Элейский).
13. Открытие и последующее развитие своего рода объективной диалектики, констатирующей текучесть, изменчивость, противоречивость материального мира (милетская школа, Гераклит).
14. Проблема прекрасного, отражаемая в искусстве, признается либо иллюзорной (копия копии по Платону не может быть прекрасной), либо способной освободить человека от власти от чувств и дать простор разумному началу в человеке (катарсис у Аристотеля).
Афинская философская школа: https://psylib.org.ua/books/vasit01/index.htm
Литература
1) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
2) Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.
3) Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
4) Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Методология в зеркале рефлексии. М., 1993.
5) История философии: Запад – Россия - Восток. М., 2000. кн.1.
6) Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.
7) Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002.
8) Платон. «Федон. Пир. Федр». – М.: Мысль, 1999.
9) Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997.
10) Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. М., 1994. кн.1.
11) Спиркин А.Г. Философия: учеб. пособие. –М.: Гардарики, 2015.
12) Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М., 1999.