Эквивалентное цилиндрическое колесо




Для прямозубой передачи профили зубьев конического колеса на среднем дополнительном конусе (рис. 16.3) близки к профилям зубьев цилиндрического прямозубого колеса с делительным диа­метром dv.

Дополнив развертку среднего дополнительного конуса на плоскость (рис. 16.4) до полной окружности, получим эквивалент­ное цилиндрическое колесо с числом зубьев z vи делительным диаметром

.

Из рассмотрения треугольника AВС (рис. 16.3) установим связь между делительными диаметрами d vи d m:

.

Из равенства следует зависимость для опреде­ления эквивалентного числа зубьев

,

 

Рис.16.3 Рис.16.4

т.е. фактическое коническое прямозубое колесо с числом зубьев zв прочностных расчетах можно заменить цилиндрическим с чис­лом зубьев zv.

Для передачи с круговыми зубьями профили зубьев кони­ческого колеса в нормальном сечении близки к профилям зубьев эквивалентного цилиндрического прямозубого колеса. Эквива­лентное число зубьев zvn получают двойным приведением: кониче­ского колеса к цилиндрическому и кругового зуба к прямому зубу:

.

 

Силы в зацеплении

В конической передаче местом приложения силы Fn, дейст­вующей перпендикулярно поверхности зуба, считают сечение на середине ширины зубчатого венца.

Для расчета валов и опор силу Fn удобно представить в виде составляющих: Ft, Fr и Fa.

Окружная сила Ft (Н) на шестерне

где Т1 - вращающий момент, Нм;dm1 - средний делительный диа­метр, мм.

 

Рис. 16.5Рис 16.7

 

В прямозубой передаче (рис. 16.5) для определения состав­ляющих запишем промежуточное выражение (αw= 20° - угол за­цепления)

Радиальная сила на шестерне

Fr1 = Rcosδ1= Fttgαwcosδ1, осевая сила на шестерне

Fa1 = Rsinδ1= Fttgawsinδ1. Силы на колесе соответственно равны (рис. 16.6):

В передаче с круговым зубом во избежание заклинивания зубьев при значительных зазорах в подшипниках необходимо обеспечить направление осевой силы Fa1 на ведущей шестерне к основанию делительного конуса. Для этого направление вращения ведущей шестерни (если смотреть со стороны вершины делитель­ного конуса) и направление наклона зубьев должны совпадать. По рис. 16.7 шестерня вращается против хода часовой стрелки, т.е. влево, и зуб шестерни левый.

В передаче с круговым зубом при соблюдении этого условия: радиальная сила на шестерне

, осевая сила на шестерне

.

Такие же знаки в формулах будут при вращении по ходу часо­вой стрелки ведущей шестерни с правым зубом.

Силы на колесе соответственно равны: Fr2 = Fa1; Fa2 = Fr1.

16.6. Расчет конических зубчатых передач
на контактную прочность

Прочностной расчет конической передачи основан на допу­щении, что несущая способность зубьев конического колеса такая же, как у эквивалентного цилиндрического с той же длиной b зуба и профилем, соответствующим среднему дополнительному конусу (среднему сечению зуба).

Проверочный расчет. Формула (15.1) в параметрах эквива­лентной цилиндрической прямозубой передачи по среднему до­полнительному конусу (см. рис. 16.1) имеет вид

(16.1)

где - коэффициент, учитывающий влияние на несущую спо­собность передачи вида конических колес (с прямым зубом, с кру­говым зубом).

Передаточное число эквивалентной цилиндрической передачи

Учитывая, что cosδ1= sinδ2(см. рис. 16.1), а tgδ2= и, получим

Диаметр эквивалентной цилиндрической шестерни . Заменяя функцию косинуса функцией тангенса

 

и имея в виду, что dm1 = 0,857de1, запишем

 

Подставив в формулу (16.1) значения uv, dv1 и заменив ,
, с учетом условия проч-
ности получим формулу для проверочного расчета
стальных конических зубчатых передач

где T1- в Н • м; de1 - в мм; аН и [σ]Н - в МПа.

Для прямозубых конических передач ϑ= 0,85. Для передач с круговыми зубьями значения ϑHзависят от твердостей зубчатых колес пары и передаточного числа (ϑH> 1).

Коэффициент KAнагрузки для конических передач:

Значения коэффициента КА назначают так же, как и для ци­линдрических зубчатых передач.

Коэффициент К Нв учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий.

В конических передачах шестерню располагают консолъно, при этом вследствие меньшей жесткости консольного вала и де­формаций опор повышена неравномерность распределения на­грузки по длине контактных линий в зацеплении. По этой причине конические колеса по сравнению с цилиндрическими работают с большим шумом. С целью повышения жесткости опор валы уста­навливают на конических роликовых подшипниках.

Для конических колес:

с прямыми зубьями ;

 

с круговыми зубьями при условии где

- коэффициент, выбираемый по таблицам или графикам дляцилиндрических зубчатых передач в зависимости от отношения твердости зубчатых колес и расположения передачиотносительно опор.

Для конических передач

Значение коэффициента

внутренней динамической на-

грузки для передач с круговыми зубьями принимают таким же, как и для цилиндрических косозубых передач. Для конических прямо­

зубых передач

назначают так же, как для цилиндрических

прямозубых, но с условным понижением степени точности на еди-

ницу (например, для фактической степени точности 7 значение

принимают по степени точности 8).

Проектировочный расчет. Решив зависимость (16.2) относи­тельно de1, получим формулу проектировочного расчета для стальных конических зубчатых передач

где

- внешний делительный диаметр шестерни, мм;

- в Нм;

- в МПа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: