Для прямозубой передачи профили зубьев конического колеса на среднем дополнительном конусе (рис. 16.3) близки к профилям зубьев цилиндрического прямозубого колеса с делительным диаметром dv.
Дополнив развертку среднего дополнительного конуса на плоскость (рис. 16.4) до полной окружности, получим эквивалентное цилиндрическое колесо с числом зубьев z vи делительным диаметром
.
Из рассмотрения треугольника AВС (рис. 16.3) установим связь между делительными диаметрами d vи d m:
.
Из равенства следует зависимость для определения эквивалентного числа зубьев
,
Рис.16.3 Рис.16.4
т.е. фактическое коническое прямозубое колесо с числом зубьев zв прочностных расчетах можно заменить цилиндрическим с числом зубьев zv.
Для передачи с круговыми зубьями профили зубьев конического колеса в нормальном сечении близки к профилям зубьев эквивалентного цилиндрического прямозубого колеса. Эквивалентное число зубьев zvn получают двойным приведением: конического колеса к цилиндрическому и кругового зуба к прямому зубу:
.
Силы в зацеплении
В конической передаче местом приложения силы Fn, действующей перпендикулярно поверхности зуба, считают сечение на середине ширины зубчатого венца.
Для расчета валов и опор силу Fn удобно представить в виде составляющих: Ft, Fr и Fa.
Окружная сила Ft (Н) на шестерне
где Т1 - вращающий момент, Нм;dm1 - средний делительный диаметр, мм.
Рис. 16.5Рис 16.7
В прямозубой передаче (рис. 16.5) для определения составляющих запишем промежуточное выражение (αw= 20° - угол зацепления)
Радиальная сила на шестерне
Fr1 = Rcosδ1= Fttgαwcosδ1, осевая сила на шестерне
Fa1 = Rsinδ1= Fttgawsinδ1. Силы на колесе соответственно равны (рис. 16.6):
В передаче с круговым зубом во избежание заклинивания зубьев при значительных зазорах в подшипниках необходимо обеспечить направление осевой силы Fa1 на ведущей шестерне к основанию делительного конуса. Для этого направление вращения ведущей шестерни (если смотреть со стороны вершины делительного конуса) и направление наклона зубьев должны совпадать. По рис. 16.7 шестерня вращается против хода часовой стрелки, т.е. влево, и зуб шестерни левый.
В передаче с круговым зубом при соблюдении этого условия: радиальная сила на шестерне
, осевая сила на шестерне
.
Такие же знаки в формулах будут при вращении по ходу часовой стрелки ведущей шестерни с правым зубом.
Силы на колесе соответственно равны: Fr2 = Fa1; Fa2 = Fr1.
16.6. Расчет конических зубчатых передач
на контактную прочность
Прочностной расчет конической передачи основан на допущении, что несущая способность зубьев конического колеса такая же, как у эквивалентного цилиндрического с той же длиной b зуба и профилем, соответствующим среднему дополнительному конусу (среднему сечению зуба).
Проверочный расчет. Формула (15.1) в параметрах эквивалентной цилиндрической прямозубой передачи по среднему дополнительному конусу (см. рис. 16.1) имеет вид
(16.1)
где - коэффициент, учитывающий влияние на несущую способность передачи вида конических колес (с прямым зубом, с круговым зубом).
Передаточное число эквивалентной цилиндрической передачи
Учитывая, что cosδ1= sinδ2(см. рис. 16.1), а tgδ2= и, получим
Диаметр эквивалентной цилиндрической шестерни . Заменяя функцию косинуса функцией тангенса
и имея в виду, что ,а dm1 = 0,857de1, запишем
Подставив в формулу (16.1) значения uv, dv1 и заменив ,
, с учетом условия проч-
ности получим формулу для проверочного расчета
стальных конических зубчатых передач
где T1- в Н • м; de1 - в мм; аН и [σ]Н - в МПа.
Для прямозубых конических передач ϑ= 0,85. Для передач с круговыми зубьями значения ϑHзависят от твердостей зубчатых колес пары и передаточного числа (ϑH> 1).
Коэффициент KAнагрузки для конических передач:
Значения коэффициента КА назначают так же, как и для цилиндрических зубчатых передач.
Коэффициент К Нв учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий.
В конических передачах шестерню располагают консолъно, при этом вследствие меньшей жесткости консольного вала и деформаций опор повышена неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий в зацеплении. По этой причине конические колеса по сравнению с цилиндрическими работают с большим шумом. С целью повышения жесткости опор валы устанавливают на конических роликовых подшипниках.
Для конических колес:
с прямыми зубьями ;
с круговыми зубьями при условии
где
- коэффициент, выбираемый по таблицам или графикам дляцилиндрических зубчатых передач в зависимости от отношения
твердости зубчатых колес и расположения передачиотносительно опор.
Для конических передач
Значение коэффициента
внутренней динамической на-
грузки для передач с круговыми зубьями принимают таким же, как и для цилиндрических косозубых передач. Для конических прямо
зубых передач
назначают так же, как для цилиндрических
прямозубых, но с условным понижением степени точности на еди-
ницу (например, для фактической степени точности 7 значение
принимают по степени точности 8).
Проектировочный расчет. Решив зависимость (16.2) относительно de1, получим формулу проектировочного расчета для стальных конических зубчатых передач
где
- внешний делительный диаметр шестерни, мм;
- в Нм;
- в МПа.