КАК ЭКУМЕНИСТЫ ТАЙНО НАСАЖДАЮТ ВСЕЕРЕСЬ 21 ВЕКА




 

Ересь экуменизма давно успешно процветает в так называемых смешанных семьях...

 

"Смешанные браки с точки зрения Католической и Православной церквей: экуменический аспект"

 

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению вопроса о смешанных браках, я позволю себе сказать два слова об экуменизме. «Экуменизм», как правило, отождествляют с «экуменическим движением» и определяют их как стремление христиан к сближению и единству. К этому я бы добавил, что под экуменизмом понимают и определенную идеологию (на что указывает окончание «-изм») – «экуменическое богословие», т.е. теологическое обоснование христианского единства, а также рассмотрение вероучительных расхождений и практических проблем христианской жизни с точки зрения этого единства.

 

Проблему смешанных христианских межконфессиональных браков, т.е. таких, где супруги относятся к разным христианским церквям, я буду рассматривать именно с этой перспективы – перспективы христианского единства. Собственно, на самом деле, браки католиков и православных, или протестантов и католиков, и т.д., и являются таким единством на микроуровне. Тем не менее, исследуя экуменизм, я не так часто сталкивался с проблемой смешанных браков.

Возможно, это связано с тем, что браки между католиками и протестантами не являются такой уж проблемой, если не на церковном, то на обыденном уровне. Например, французский социолог религии Жан-Поль Виллем приводит такие данные социологического исследования: 94 % французов не будут против, если их дети бракосочетаются с верующим другой конфессии. «Межхристианский брак не является больше проблемой, – пишет исследователь, – давно прошли времена, когда католическо-протестантский брак считался настоящим предательством с обеих сторон». Православный священник Антуан Кальо добавляет к этому, что около 80 % православных французов бракосочетаются с католиками. А о. Андрей Борэлли отмечат, что в послевоенный период в Марселе во французком приходе Константинопольского партриархата не было ни одного года, когда количество браков между двумя православными превышало смешанные браки, а с 1980 г. были годы, когда не было ни одного несмешанного брака.

Исследователи экуменизма знают, что важными документами в контексте становления экуменического движения являются послания Константинопольского патриарха Иоакима 1902 и 1904 гг. ко всем Православным Церквям о православном отношении к инославным, а также Окружное послание вселенского патриархата «Церквам Христа, везде сущим» 1920 г. В последнем послании кроме всего прочего речь идет о том, что налаживание позитивных, дружественных отношений между церквями различных конфессий может проявляться в том числе «путем регулирования между различными исповедениями вопроса о смешаных браках». Таким образом, мы можем утверждать, что проблема межконфессиональных браков в экуменической перспективе рассматривалась, начиная с самой зари экуменического движения.

 

Собственно, межхристианские браки влекут за собой определенный набор проблем, наиболее очевидные из которых: в какой церкви венчаться и в какой традиции воспитывать детей. Фактически перед обоими будущими супругами возникает вопрос: оставаться в своей церковной традиции, но нарушить ее требования, или же оставить ее и перейти в церковь супруга? В ситуации, если оба супруга остаются в своей традиции, то у них могут возникнуть разногласия относительно церковных праздников, которые празднуются по разным календарям, соблюдения постов, воспитания ребенка и т.д.

 

Лишь через четыре года после завершения Второго Ватиканского Собора католическая церковь признает браки католиков с православными, совершенные православным священником. Кардинал Беа – председатель Папского совета по содействию христианскому единству – в письме от 22 февраля 1967 г. извещал Константинопольського патриарха Афинагора І о будущем папском декрете о католическо-православных браках, признающем православное таинство венчания. Разрешение проведения таинства православным священником является результатом желания снять существующее напряжение между католиками и православными, а также для очередного импульса для контактов между католиками и православными. После этого признания Синоды Московского патриархата и Польской православной церкви приняли аналогичные решения относительно браков православных с католиками, заключенных перед католическим священником.

 

В истории экуменического движения католики и православные неоднократно поднимали вопрос о смешанных браках в двухсторонних диалогах. Например, в 1990 г. в диалоге между лютеранской и православной церквями Финляндии рассматривался вопрос о браках между их верующими. Участники диалога пришли к общему перечню советов в этом вопросе: «брачные церемонии не должны смешиваться, все дети в семье должны быть крещены как члены одной Церкви, но с возрастом им также должны быть преподаны и основы вероучения той Церкви, к которой принадлежит второй из родителей». В 1991 г. в рамках сближения Антиохийской православной церкви и дохалкидонской Сирийской православной церкви было принято решение, что при заключении смешанного брака должен предстоятельствовать епископ из церкви жениха. В 2002 г. православные и протестанты Германии пришли к общему виденью смешанных браков: а) принадлежность будущего супруга не должна быть преградой для венчания; б) стороны не настаивают на смене одним из супругов своей традиции; в) решение о крещении детей должно быть принято до венчания.

 

Примером документа, объясняющего видение церковью смешанных браков является «Справочник по применению принципов и норм экуменизма» католической церкви. В частности в Справочнике речь идет о том, что супругам легче достичь совершенной связи при условии принадлежности к одной религиозной традиции. У смешанных же пар могут возникнуть проблемы с сохранением традиций. Однако, такая семья действительно может многое сделать для развития экуменизма, в т.ч. из-за того, что такие пары должны быть под пристальным вниманием своих церквей, а значит в какой-то мере являются территорией экуменического сотрудничества. Справочник советует избегать религиозной индифферентности и рекомендует католикам больше узнавать вероучение и практику своего супруга. А для духовного согласия важными определеются совместные молитва и чтение Священного писания. В вопросе воспитания детей в смешанном браке католическая церковь настаивает, что католик обязан сделать все возможное, чтобы дети в межконфессиональном браке были крещены и воспитаны в католичестве. Более того, перед венчанием католик должен уведомить об этом будущего супруга и они должны обсудить этот вопрос.

 

Венгерский епископ Тихамер Тот пишет даже о том, что католическая церковь открыто противостоит смешанным бракам и дает разрешение на них «с болью в сердце» при условии, что дети в такой семье будут католиками. Иерарх также говорит о том, что католическая церковь занимает сдержанную позицию по отношению к смешанным бракам не потому, что пренебрежительно относится к не-католикам (в первую очередь православным), а лишь потому, что в них сложно или даже невозможно достичь «духовного единства», являющегося залогом гармоничной жизни.

Упомянутый выше католический справочник при заключении смешанного брака запрещает проводить две церковные службы или даже одну службу с двумя последовательными согласиями (т.е. например, сначала перед, католическим, а потом перед православным священником). Во Франции, по словам православного священника Антуана Кальо существует практика, когда первая часть церемонии церковного брака является католической, при которой просто присутствует православный священник, а потом он проводит вторую часть – коронование супругов. «Это похоже на православный брак, – пишет священник, – где помолвка заменена католическим браком».

Крещения детей в своей вере требует и католическая, и православная церкви. Тем не менее, обе стороны теоретически предполагают, что дети в смешанном браке могут быть крещены в другой церкви. «В любом случае, – пишет о. Антуан Кальо, – крещены они в православной церкви или в католической, важным является, чтобы дети приобрели знание про иную конфессию, поскольку именно в этом источник равновесия и укоренения для их собственной веры, именно так мы придем к единству…».

Католический экуменический справочник говорит о том, что евхаристийное соучастие может быть позволено лишь в особых случаях. И уже неоднократно упомянутый о. Антуан Кальо, и епископ Диоклийский Каллист Уэр пишут о том, что тот факт, что супруги не могут причащаться вместе, является болезненным вопросом, приносящим страдания. Таким образом, существует парадокс: с одной стороны, существует мнение, что межконфессиональные браки – это «экуменизм жизни», т.е. именно в них христиане разных конфессий могут осознать свое единство, а с другой стороны, они не могут проявлять это единство в совместном причастии. На необходимость богословского осмысления смешанного брака, богословского обоснования «экуменизма на бытовом уровне», указывал в свое время, будучи тогда епископом Керченским, Иларион Алфеев.

СМЕШАННЫЕ БРАКИ В УКРАИНЕ

 

Украина – поликонфессиональная страна, в которой долгое время сосуществуют православная и католическая (греко-католическая) церкви. Американский социолог религии Хосе Казанова как-то сравнил поликонфессиональность Украины с ситуацией религиозного плюрализма в США. Случаи браков православных и католиков в Украине не редкость, хотя я и не встречал официальную статистику на этот счет. Среди моих знакомых есть два случая создания семьи представителями этих двух христианских конфессий.

 

Первый: он – православный, она – римо-католичка. В результате она переходит в православие.

 

Второй: он – православный, она – римо-католичка. В результате он переходит в греко-католицизм.

 

Я хотел бы остановиться на втором случае. Я специально встречался со знакомым-православным, чтобы он рассказал мне свою историю. Познакомились будущие супруги, обучаясь в Институте религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве – римо-католическом (доминиканском) учебном заведении. Он пришел туда учиться для того, чтобы лучше знать – как у нас говорят – «врага в лицо», т.е. шел с полным неприятием католичества, считая его ересью. Следует отметить, что в Институте Фомы не спрашивают о вероисповедании своих студентов. Как-то там проводили опрос и оказалось, что среди студентов были даже атеисты. Конечно же, у моего знакомого со временем изменилось отношение к католикам, поскольку он увидел по его словам «сопричастность истины, в которую верят католики, истине Православной церкви», перестал считать католиков еретиками. Со своей будущей супругой они сошлись именно на основе общей христианской веры.

 

Когда их отношения достигли того уровня, чтобы создать семью, то они столкнулись с проблемой венчания – в какой церкви проводить таинство? Они оба настаивали на том, чтобы обряд проводился в родной для них церкви. В конечном итоге они пошли в греко-католический церковный суд. Почему именно в греко-католический? Да потому, что оказалась, что невеста крещена в православии [католицизме?..] и потому находится в юрисдикции Украинской греко-католической церкви, несмотря на то, что посещала она Римско-католическую церковь. После того, как суд получил от жениха утвердительный ответ о том, что он не будет чинить препятствий в воспитании детей (именно в такой формулировке!), он дал разрешение на проведение бракосочетания в православной церкви. Интересно, что жених абсолютно четко понимал, что если бы они обратились с подобной проблемой в православную церковь, то им бы не разрешили венчаться в католической церкви. Взаимная духовная жизнь этой смешанной пары заключается в совместной молитве (несмотря на то, что традиционно православные фундаменталисты и консерваторы говорят о запрете на подобную практику, ссылаясь на апостольские правила) и посещении литургии супруга и присутствии при причастии. «Мы исповедуем христоцентрическое экуменическое христианство, сохраняя приверженность конфессиональным особенностям», – так определяет вероисповедание своей семьи мой богословствующий знакомый.

«Вне(не)конфессиональная вера… не означает отмены религиозно-конфессиональной идентичности вообще, – продолжает уточнять знакомый, – …конфессии как формы религиозной жизни и идентичности для нас существенно важны!». Вместе с тем, успех своей семейной жизни он связывает с тем, что для обоих супругов на первом плане стоит не религиозная или культурная идентичность (превалирование которых приводит или к разрыву отношений, или к смене религиозной традиции одного из супругов), а именно религиозная вера.

 

В заключение мне хотелось бы процитировать одного греко-католического священника, который утверждает, что «Подобный брак – это не отречение от веры, а найлучший пример для экуменизма». Счастье молодых в таких браках зависит не только от них, но и от восприятия их выбора и решения со стороны их священников и общины в целом. И именно от общины зависит будет ли супруг оставаться ее частью, покинет ее или будет ограничивать свое в ней участие.

 

https://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/28210-smeshannye-braki-s-tochki-zreniya-katolicheskoj-i-pravoslavnoj-cerkvej-yekumenicheskij-aspekt.html

 

ВЕК ВСЕМИРНОЙ АПОСТАСИИ! КАК ЖИВУТ МИРЯНЕ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ ИЛИ ЖИВОЙ ЭКУМЕНИЗМ В ЖИЗНИ ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ...

 

(Взгляд на социум вне каких-либо мировоззренческих рамок! Или общество как оно есть...)

 

«Сына обрежем, а дочь покрестим». Как живут смешанные семьи

Каждый год в России регистрируют больше миллиона браков. Однако статистика не учитывает, какого вероисповедания придерживаются супруги. В России около 15 миллионов представителей религиозных меньшинств — мусульман, буддистов, католиков и лютеран. «Сноб» узнал, почему иудейке с мусульманином лучше, чем с православным, и на что никогда не дадут добро свекровь-католичка и теща-буддистка

 

Авигаль, 25 лет, воспитатель, Красноярск:

 

Я чистокровная еврейка. Мои родственники по материнской линии в холокост бежали из Польши.

 

Почти 29 лет назад моя мама приехала из Железногорска в Красноярск поступать в университет. Там она познакомилась с папой — православным татарином, они были в одной команде по горному туризму. Папа тогда был женат, но влюбился в маму.

Папина родня поначалу не была рада новому браку: маме было 19, папе уже 30, к тому же мама из еврейской семьи, хоть и не религиозной. Моя бабушка тоже не приняла папу, но не из-за вероисповедания, а из-за того, что он отпускал недобрые шуточки в адрес евреев. К слову, сейчас бабушка в папе души не чает.

 

Когда мама вышла замуж за папу, она захотела соблюдать еврейские обряды, но папа был против: он не особо любил евреев, хотя и женился на еврейке. Я считаю, что маме надо было переступить через все и пойти в синагогу. Но она была молодая, поддалась влиянию папы, а потом ей стало все равно.

 

Когда мне сказали, что я еврейка, мне стало интересно, я начала изучать Тору и ходить в синагогу. Лет в 13 стала носить звезду Давида. Папа был против. Говорил, что мне заняться нечем. Когда друзья у него интересовались, а что это дочка носит на шее, говорил, что меня переманивают к себе евреи. Со временем папа смирился с тем, что я выбрала свой путь по рождению. Когда я приезжаю к нему на выходные, он интересуется, как дела в синагоге. Шутки про евреев у него проскакивают иногда, но он всегда извиняется.

 

В 20 лет я влюбилась в азербайджанца-мусульманина. Кстати, мусульмане к иудеям относятся в миллион раз лучше, чем христиане. Конечно, раввин не будет дружить с муллой, но простые иудеи и мусульмане могут общаться.

 

Когда я влюбилась, я еще не задумывалась о вероисповедании: какая разница — это ж любовь! Мы съехались и жили вместе полгода, я забеременела, но у нас начались разногласия на религиозной почве, и мы разошлись.

 

Когда родилась дочка, он начал возмущаться. Ему не нравилось, что дочь носит звезду Давида. Я говорю: что ты мне предъявляешь, мы уже не вместе живем!

 

— Я же мусульманин! С чего она еврейка?!

— Я еврейка, у нас по маме передается!

— А у нас по папе!

— Если у тебя жена еврейка, то ребенок автоматически еврей!

 

Сейчас отец моего ребенка живет в Баку, с дочерью не общается. А я стала соблюдающей, работаю воспитателем в садике при синагоге и даю своему ребенку то, чего недополучила в детстве. Дочь знает, что в пятницу мы зажигаем свечи, знает, что такое шабат, когда и какую молитву читать.

 

Теперь я за то, что муж и жена должны быть одной веры. Ну, или мужчина должен понимать, на ком женится: я человек религиозный, когда выйду замуж, покрою голову, а дети будут ходить в синагогу. Если будет мальчик, обязательно обрезание ему сделаю.

 

Я знаю евреек, которые замужем за русскими. У нас обрезание делается на восьмой день после рождения, а у мужей истерика: нет, и все! И вот что тут будешь делать?

Наталья Османн, 30 лет, соавтор фотопроекта #FollowMeTo, Москва:

 

Я крещенная, с детства хожу в церковь. К вере отношусь уважительно, но без фанатизма. До встречи с Мурадом никогда не общалась с кавказскими семьями и тем более не думала, что выйду замуж за кавказца. Я боялась, что кавказские мужчины — тираны. Но все мои страхи оказались только в голове. Попав в дагестанскую семью, я увидела, что женщина имеет большую силу и чаще главнее мужчины, просто это не принято демонстрировать.

 

Нам обоим повезло с родителями. Они очень адекватные люди. Даже ездят вместе отдыхать. Меня очень тронуло, что на Пасху вся семья Мурада поздравила меня с праздником, который к ним вообще отношения не имеет: я первая православная девушка в семье Мурада.

 

Когда я вышла замуж, как-то сама стала одеваться поскромнее. Возможно, Мураду даже не хватает прежней меня. Еще у меня есть негласное правило: когда я иду к бабушке или дедушке мужа, я никогда не позволю себе декольте. Но это я решила сама для себя. Ничего такого от Мурада или его семьи я не слышала.

 

Семья Мурада 25 лет живет в Москве. Это очень интеллигентные и эрудированные люди. Мурад много лет жил в Лондоне, он open-minded в хорошем смысле. Мы уважаем веру друг друга. Только те, кто не уважает свою религию, могут себе позволить пренебрежительно относиться к религии других людей. Я с интересом узнавала, чем живет семья Мурада, узнавала новое о религии и культуре. Таким образом, я поднялась на новый уровень духовного развития. Мы с Мурадом много путешествуем, встречаем людей разного вероисповедания, заходим в буддийские храмы, мечети, церкви, костелы и через это познаем культуру других стран и народов. Это нормальные здоровые отношения двух образованных людей.

 

Мы хотим много детей. Я шучу, что мальчик будет мусульманином, а девочку покрестим. Но наш ребенок будет сам выбирать, во что ему верить. Мы навязывать ничего не будем.

 

Мы будем преподавать детям три точки зрения: буддизм, православие и атеизм. А уж выбор будет за детьми

Аламжи, 27 лет, предприниматель, Улан-Удэ:

 

Я бурят из буддистской семьи, в детстве регулярно ходил в дацан, знаком со всеми традициями. Моя жена русская, из православной семьи. А сами мы атеисты.

 

Мы с женой дружим со школы. Когда Юля привела меня знакомиться к своим родителям, никаких проблем из-за веры не было. Меня сразу приняли. Теперь у нас двое детей.

 

У нас разные праздники: у православных — Пасха, у буддистов — Сагаалган. Мы празднуем и то, и то. Бурятский Сагаалган мы отмечаем вместе с нашими родителями, в православные праздники стараемся наведаться к родителям жены. А так ни супруга не ходит в церковь, ни я — в дацан. Дети, соответственно, тоже. Ортодоксальные буддисты не обсуждают воспитание детей, а просто следуют традициям, но у нас с женой идет постоянный диалог, мы всегда идем на компромиссы.

 

Моя мама часто спрашивает, почему я не вожу семью в дацан, что вот надо сходить, помолиться. Но мы не ходим. Мы будем преподавать детям три точки зрения: буддизм, православие и атеизм. А уж выбор будет за детьми.

 

У моего знакомого ортодоксальная семья, так там мать разрушила отношения сына с метиской. Буряты не хотят мешать кровь из-за разницы в менталитете. Буряты более сдержанные, менее эмоциональные, редко когда у бурятов дело до драки дойдет. Русские люди — экспрессивные, эмоциональные, могут высказаться в грубой форме, вспыльчивые, но отходчивые очень. А если на бурята наорать, он воспримет это очень близко к сердцу, потому что не привык, что на него кричат. Бурят будет долго молчать и копить недовольство в себе, а потом взорвется и долго не будет разговаривать.

 

Есть у нас в Бурятии русские семейские старообрядцы, они вообще не принимают смешанные браки, даже с православными. Но это совсем другая история. Говорят, что если они дадут буряту попить воды, то стакан потом выкинут. Сам я такого не видел, но мне рассказывали.

 

Когда мы решили на серебряную свадьбу обвенчаться, свекровь была категорически против: это не наша церковь! Ослушаться мы не могли.

 

Валентина, 60 лет, пенсионерка, Кемь:

 

Пятого августа мы с мужем отметим 40 лет семейной жизни. Я православная, он католик. По первости, когда влюбляются, историю рождения и прочего не узнают. Он сам из Беларуси. Когда маленький был, родители его в костел водили. А вырос большой — уехал в Карелию, со мной познакомился, влюбились, расписались, дети пошли.

 

В какую веру их крестить, вопросов не было. Однозначно в православие. Муж не возражал, свекровь тоже была не против. Одну из дочерей батюшка на дому крестил.

 

Сейчас у нас 12 внуков — все крещенные в православии. Дети звали на крещение, муж ходил в церковь. Никаких проблем. А я в католическом костеле не была ни разу.

 

Рождество и Пасху мы справляли и православные, и католические. По очереди ездили к нашим родителям. Молодежь тогда не особо придерживалась религиозных праздников, за родителями шли. Сейчас я и на его Пасху вкусненькое готовлю, и на нашу.

 

Никаких сложностей из-за разных конфессий у нас мужем не было. Только когда мы решили на серебряную свадьбу обвенчаться, свекровь была категорически против: это не наша церковь! Ослушаться мы не могли. Сейчас свекрови, царство ей небесное, нет в живых, а я снова возвратилась к мысли о венчании. Хотели, чтоб все красиво было, в Петрозаводск поехать, в собор Александра Невского. Но батюшка не одобрил нашу задумку. Говорит, надо прийти или мужу к православной вере, или мне — к католической. Мы и отмели эту мысль. Не получилось на 25 лет свадьбы, не получится на 40 — ну и ладно, лишь бы счастье в доме было!

 

https://snob.ru/entry/146924/?utm_source=push&utm_medium=push_notification&utm_campaign=breaking&utm_content=article

 

P.S.

 

Казахские массмедиа обсуждают примечательное заявление, сделанное на встрече с акимом (главой администрации) Актюбинской области архиепископом Уральским и Актюбинским Антонием (Москаленко), служащим в этом регионе после перевода с Украины в 1991 году.

 

— Бывает, что казах полюбил русскую, — заявил государственному чиновнику Антоний. — Ну, любят друг друга, хотят жить. А религии разные. Как быть? Если она его женой становится, то — как изгой. А я сказал сразу в четырёх областях Казахстана — пусть живут. Но другой вопрос: родили они хлопца, он хочет его обрезать в мечети, а она — крестить. Я им говорю: "Не спорьте. Пусть он его обрезает, всё равно оставит, что нужно. А через год его покрестите. Годам к 14—15, когда он вырастет, вы ему объясните, что его по папиной вере обрезали, а по маминой крестили. И будет сохранён мир в семье. Какой дорогой захочет ребёнок, такой и пойдёт.

 

https://life.ru/t/%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F/931141/pust_obriezhut_a_potom_kriestitie_rpts_v_kazakhstanie_o_dietiakh_ot_smieshannykh_brakov

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: