В ведущих экономических странах Европы особенно понимают социально-экономическую значимость субъектов МП и пытаются всячески способствовать развитию данных форм бизнеса на уровне государства.
Наибольшую активность государства проявляют в программах финансирования, социальных программах и нормативно-правовом регулировании. Особенностью государственной поддержки МП в Европе являются преференции и льготы при получении кредитов. Так, например, в Германии, коренные жители, желающие открыть свой бизнес, имеют возможность получения государственного кредита размером до 50 тыс. евро сроком до 20 лет. Начинающий бизнесмен освобождается от уплаты процентов по кредиту на протяжении первых двух лет предпринимательской деятельности. Далее, в течение следующих 8 лет, предприниматель обязан выплачивать проценты по льготным ставкам в размере 4–5 % годовых (для сравнения, в России данная ставка от 15 % [14]). И уже, начиная с 11-ого года, бизнесмен начнет погашать саму сумму кредита.
Граждане ФРГ, пожелавшие начать свое дело, имеют право и на специальный кредит в государственном банке на основе своего бизнес-плана. Ставка по такому кредиту составит 0,75 % годовых, выдается в случае действительно качественного бизнес-плана, который проходит экспертную проверку на 4 независимых уровнях. И только в случае одобрения всех четырех инстанций предприниматель получит необходимую сумму денежных средств.
Значительна доля финансирования со стороны Министерства экономики и технологий Германии. Она распределяется между двумя программами — Центральной инновационной программой для МП и Программой инвестиционных субсидий в регионах со слабой экономической структурой. Размер субсидий ограничен потолком в 350 тыс. евро для компаний, 175 тыс. евро для научных учреждений и 75 тыс. евро на услуги и консультации для поддержки инноваций [15].
|
Во Франции политика поддержки малого бизнеса направлена не столько на прямое субсидирование или финансовую обеспеченность компаний, сколько на создание благоприятной среды для устойчивого функционирования и успешного развития субъектов МСП, и обеспечения малым формам предпринимательства доступа к кредитам и займам с помощью создания гарантийных фондов [16].
Отличительной особенностью политики поддержки развития МП является освобождение вновь созданных бизнесов от уплаты всех видов налогов в течение 2 лет, в том числе и налога с инвестируемой части прибыли. Банки готовы предоставлять кредиты и субсидии на льготных условиях, чем стимулируют рост МП на территории страны. Также нельзя не отметить заинтересованность частных и муниципальных фондов в стимулировании развития малых и средних форм бизнеса. В свою очередь, данным фондам предоставляются различные налоговые преференции от государства. Особое отношение государство проявляет к предприятиям, открывающимся в так называемых «экономически депрессивных зонах», путем предоставления скидок и, возможно, отмены отчислений в социальные фонды.
В современной Франции сильно распространена практика предоставления бесплатных консультаций различных специалистов в области юриспруденции, учета и аудита, менеджмента, маркетинга и т. д. В вопросах поддержки и помощи субъектам МП французское правительство взяло курс на обеспечение оптимальных условий ведения бизнеса на территории страны. Государство реализует целый ряд программ, включающих в себя помощь в финансовом планировании, предоставление государственных гарантий «молодым» компаниям и различные меры по предотвращению банкротства предприятий.
|
Существенное отличие от России наблюдается в области поддержки и развития инновационных товаров и услуг. Инновационные предприятия ориентированы на поиск ниш на рынке инноваций, с последующим созданием в них новой продукции [17].
Стоит также отметить, что в последние десятилетия экономика Франции подверглась модернизации и глобализации. В связи с этим многим крупным организациям стало невыгодно производить различного рода запасные части и комплектующие для своей основной продукции. В свою очередь, крупные промышленные фирмы на взаимовыгодных условиях помогают развитию малого бизнеса, будь то оборудование, технологии и прочее. Еще одной главной задачей для стимулирования роста и развития МП французское правительство поставило развитие международных торговых отношений и рост экспортного потенциала малого бизнеса. Государство помогает компаниям в поиске и налаживанию доверительных торговых отношений с иностранными партнерами.
Грантовая поддержка также имеет место в системе поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в Германии. Так, исследовательский центр «Юлих» предоставляет стипендии и субсидии студентам, выпускникам, научным сотрудникам, которые занимаются разработкой проектов в различных сферах производства. Размеры субсидий, выделяемых исследовательским центром на покупку оборудования, материалов, заработную плату, проведение различных работ могут достигать 150 тыс. евро [18].
|
Отдельное внимание стоит обратить на финансовую поддержку субъектов МП, которую оказывает немецкий банк развития KfW. Любые организации (включая церковь) могут претендовать на получение субсидий, если они занимаются развитием и облагораживанием социальной структуры, будь то строительство и содержание детских садов, школ, больниц и так далее.
Как и во Франции, в Германии распространены различные программы по повышению квалификации и переподготовки кадров для малого бизнеса. Средства, необходимые для проведения различных тренингов, семинаров, конференций и мастер-классов, выделяются из государственного бюджета. Подобные мероприятия проводятся для различных групп граждан, таких как: женщины-руководители, руководители-иммигранты или молодые предприниматели-новаторы.
Начинающие бизнесмены могут воспользоваться бесплатными услугами по консультированию специалистами в различных направлениях их будущей деятельности и затронуть такие вопросы, как охрана труда, мотивация сотрудников, построение команды – «team-building» – и эффективное распределение времени – «time-managment».
Интересен опыт развития малого предпринимательства в Японии – так называемой, стране частного предпринимательства [19].
В этой стране к малому бизнесу относятся 5 738 000 предприятий – 99% их общего числа. На них работает 88% всего занятого населения. Предприятий малого бизнеса больше всего в трудоемких отраслях, а именно: в розничной торговле, общественном питании, сфере услуг, строительстве и машиностроении.
Почти во всех сферах малый и крупный бизнес сосуществуют. Строительством массового жилья занимается малый бизнес, а строительством заводов, дорог, офисных зданий и торговых комплексов – крупный. На транспорте то же самое: есть малые предприятия, занимающиеся перевозками, и крупные автобусные корпорации. То есть крупный бизнес предоставляет работу мелкому – аутсорсинг. Около 55% малых предприятий в промышленности работает таким образом. Как участники технологических цепочек крупного бизнеса они могут делать мелкие детали, штамповку, агрегаты и т.д.
Японское правительство заботится об обновлении предпринимательского сектора и значительно облегчает создание нового бизнеса. В 2003 году был принят закон, по которому можно открывать малое предприятие без начального капитала – только с одной йеной!
В основном законе о малом и среднем предпринимательстве от 1963 года утверждается, что малый и средний бизнес является важнейшим компонентом рыночной экономики, поскольку, во-первых, сосуществование крупных, средних и малых фирм способствует активизации деятельности всех субъектов на рынке, во-вторых, МП, располагающие современной техникой и технологией, образуют широкую основу передовой национальной индустрии. Государство должно обеспечивать условия, при которых МП имели бы возможность развернуть свою деятельность в качестве полноправных участников рыночной конкуренции, устранить недостатки в области конкурентоспособности, обусловленные малыми организационными формами хозяйствования.
Закон обязывает государство разрабатывать и осуществлять меры, способствующие достижению следующих целей:
• модернизации оборудования;
• повышению технического и технологического уровня;
• рационализации управления (обучение современным методам);
• оптимизации размеров предприятий (объединение небольших предприятий в кооперативы и другие коллективные организации, кооперирование в производстве, торговле, модернизация форм розничной торговли и т.д.);
• защите от жесткой конкуренции и упорядочению субподрядных отношений и др.
По этим же направлениям согласно закону, должны вести регулярную работу местные органы исполнительной власти.
Таким образом, успешное развитие в Японии малого предпринимательства во многом является результатом проводимой правительством активной экономической политики, направленной на создание стимулирующей экономической, политической и социальной среды. Поэтому изучение опыта Японии в этой области полезно при формировании малого бизнеса в России. Необходима целевая комплексная программа, предусматривающая разработку специального законодательства, разностороннюю государственную поддержку, а также поощрение инициативы и объединения усилий самих малых предприятий, деятельность которых может обеспечить эффективное функционирование рынка многих товаров и услуг.