Диалектико-материалистическое понимание процесса психического развития нормального и аномального ребенка




Лекция 8.

ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛЕКТИКО–МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ЦЕЛЯХ ПРАВИЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Критическое рассмотрение биогенетических и социологизаторских теорий понимания психического развития.

Диалектико-материалистическое понимание процесса психического развития нормального и аномального ребенка

Развитие ребенка представляет собой закономерный процесс, подлежащий научному исследованию. В ходе этого закономерного психического развития происходят качественные изменения психики ребенка: мышления, внимания, памяти, чувств и других психических процессов и свойств. На разных возрастных этапах этого психофизического развития происходит качественная перестройка психики и всей личности ребенка. Закономерности психофизического развития ребенка сложны. Само развитие представляет собой процесс сложных и противоречивых изменений, которые, в свою очередь, есть отражение сложных и многообразных движущих сил этого развития. В первую очередь надо отметить конкретные условия обучения и воспитания, которые по разному, и нередко противоречиво, воздействуют на ребенка.

В силу сложности психического развития ребенка в зарубежной психологии и педагогике получили широкое распространение различные теории, не совсем верно вскрывающие суть психического развития детей. В нашу задачу не входит рассмотрение этих теорий, мы лишь кратко остановимся на двух направлениях зарубежной психологии. Одно из них суть психического развития ребенка сводит к биологизаторским позициям, а именно развитие ребенка всецело определяется процессом его биологического созреванья. Хотя сторонники этой теории и признавали известное значение в развитии ребенка условий окружающей среды, однако, на деле это значение сводилось к тому, что общественная среда, в том числе воспитание и обучение, являются лишь толчком к обнаружению заложенных от природы качеств и свойств, к благоприятным условиям для их созревания. Таким образом, сторонники этой теории фактически игнорировали определяющее влияние общественной среды на развитие психики. Все дело обучения и воспитания согласно этой биогенетической теории сводится к пассивному приспособлению ребенка, без достаточного учета влияния на него условий общественной жизни.

Неправильны также и социологизаторские теории психического развития ребенка, согласно которым оно целиком опоеделяется средой. При этом игнорируются природные основы, отрицается наличие каких-либо анатомо-физиологичеоких задатков, а, значит, и формирование личности ребенка-в процессе обучения и воспитания отрывается от созревания и развития организма, что, в свою очередь, приводит к недооценке биологических условий психического развития, к упрощенческой формуле: каждого ребенка в один и тот же срок можно сделать кем угодно. При этом социальная среда понимается неправильно, как нечто неизменное.

Отечественная психологическая наука в объяснении закономерностей психического развития исходит из законов диалектического единства природных данных и условий общественной среды, которые взаимообуславливают друг друга, определяют собой психическое развитие ребенка. Нельзя, конечно, отрицать значения для психического развития ребенка некоторых природных условий, а именно особенностей организма, с которыми он появляется на свет, и прежде всего его центральной нервной системы. Унаследование здоровой физической организации является важной предпосылкой для нормального психического развития ребенка. Ребенок получает по наследству человеческие особенности строения мозга, рецепторные механизмы анализаторов, двигательных органов, а также целый ряд функциональных свойств нервной системы, в том числе ее большую пластичность, как возможность изменяться под влиянием обучения и воспитания. Все эти прирожденные особенности представляют собой фонд наследственных или врожденных задатков, с которыми ребенок рождается на свет. Игнорирование природных задатков в психике ребенка было бы ошибкой, ибо их здоровое состояние является необходимым условием нормального развития. Кроме того, изучение и учет природных задатков лежит в основе выбора научно обоснованных, приёмов и методов индивидуального подхода к детям в ходе их обучения и воспитания.

Применительно к рассматриваемому нами вопросу о материалистическом понимании происхождения олигофрении необходимо учитывать состояние прирожденных особенностей организма ребенка, как необходимого условия для его нормального психического развития. Прежде всего, у детей-олигофренов нарушена нормальная работа головного мозга и его коры. Это приводит к тому, что резко нарушается замыкательная функция коры, которая проявляется в нарушениях процессов образования и изменения временных нервных связей в первой и во второй сигнальных системах. Такое нарушение в высшей нервной деятельности не может не сказаться отрицательно на психическом развитии ребенка. Прирожденная или приобретенная патология в высшей нервной деятельности и есть физиологическая сущность психической полноценности, которая лежит в основе возникновения у детей различного рода аномалий.

Говоря о природной основе психического развития, необходимо учитывать также и сохранность, органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с окружающим миром. Сам по себе дефект зрения или слуха.к умственной отсталости не приводит. Однако, если в их деятельности имеются нарушения или же их деятельность резко снижена, ослаблена, то это может отрицательно сказаться на общем психическом развитии ребенка. Например, плохой слух затрудняет понимание речи, нарушается понимание грамматического строя речи, затрудняется возможность правильного усвоения письма.

Нормальное развитие предполагает наличие у ребенка общего здоровья и сохранности нормального тонуса деятельности нервных клеток коры и нормальной работоспособности в ходе всей его жизни. Различные отклонения в психическом развитии могут возникать у детей по причине временно возникшей соматической ослабленности, а также при состояниях церебральной астении. Такие временные состояния общей ослабленности организма в целом могут наблюдаться у детей, перенесших в раннем детстве различные заболевания (дистрофии, травмы, хронические инфекционные заболевания, воспалительные процессы и др.). Эти состояния у детей могут быть обратимы к норме при оказании им правильной и своевременной медицинской, психологической и педагогической помощи. Такие дети нуждаются в помещении их в специальные условия обучения лечебно-оздоровительных школ.

Таким образом, различные нарушения как временные, так и постоянные в состоянии здоровья ребенка, а также в функционировании центральной нервной системы, нарушения в работе рецепторов отрицательно сказываются на общем психическом развитии ребенка, создавая предпосылки для возникновения различных аномалий в психическом развитии детей.

Конечно, является ли организм ребенка здоровым или больным, крепким или ослабленным не безразлично для психического его развития. Было бы неправильным считать уровень психического развития ребенка прямо пропорциональным уровню физического развития. Встречаются физически очень крепкие дети и вместе с тем умственно неполноценные и, наоборот, физически ослабленные дети, но с нормальным интеллектам. Однако всякие задержки и трудности в физическом развитии представляют собой определенные трудности для обучения и воспитания. При этом следует особо подчеркнуть многозначность задатков в нормальном психическом развитии ребенка. Природный тип нервной деятельности, а также задатки, относящиеся к свойствам сенсорной и двигательных сфер, имеют некоторое значение для психического развития ребенка (особенно в специальных способностях), но не предопределяют этого развития ни в целом, ни в отдельных его сторонах. Нет никаких предрасположений задатков, в которых были бы заложены определенные способности, черты характера и т. п. Ни один ребенок, родившийся физически нормальным, не «предрасположен» быть трудолюбивым или ленивым, дисциплинированным или недисциплинированным и т. п.

Таким образом, прирожденные задатки хотя и имеют известное значение для психического развития ребенка (например, для достижения одного и того же уровня успеваемости от одного ученика требуется больше усилий, чем от другого), однако, сами по себе эти задатки решающей роли не играют. Несомненным является тот факт, что психическое развитие ребенка стоит в определенной связи с. биологическим развитием (например, определенное значение для психики подростка имеет этап полового созревания, который в той или иной мере отражается на его психике и поведении), но ни в коем случае сам процесс психического развития нельзя свести к созреванию каких-либо физических предрасположений.

В психическом развитии нормального ребенка решающее значение приобретает воздействие на него окружающей социальной среды, которая проявляется в конкретных условиях обучения и воспитания. Воздействие окружающей среды осуществляется через такие формы деятельности, как игра, учение, труд. Это воздействие окружающей среды на психическое развитие осуществляется не прямо, а косвенно, через научно обоснованную организацию конкретных условий обучения и воспитания в игровой, учебной и трудовой деятельности. Ведущими силами психического развития ребенка является деятельность, в которой его психика не только проявляется, но и формируется. Это положение – одно из основных принципов, лежащих в основе отечественной психологической науки.

Природные задатки развивающегося организма и в первую очередь его высшая нервная деятельность становятся конкретными свойствами ребенка в сложном процессе взаимодействия его с окружающей общественно-организованной средой, под направляющем и решающим влиянием обучения и воспитания. В исследованиях И. М. Сеченова и И. П. Павлова раскрываются физиологические основы обучения в воспитания, имеются конкретные указания на решающее значение внешних условий: среды, обучения, воспитания, жизненного опыта на развитие ребенка. И. П. Павлов и его сотрудники создали учение о рефлекторной природе психической деятельности. Согласно учению И. П. Павлова все воспитание и обучение в физиологической основе является сочетанием сложны условных рефлексов. «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» [ ]

Открытые И. П. Павловым механизмы высшей нервной деятельности, и в том числе «чрезвычайной прибавки», которая заключается в наличии у человека второй сигнальной системы как физиологической основы специального человеческого мышления, создало прочный фундамент для опровержения всякого рода теорий спонтанного развития детей, определяющими будто бы какими-то внутренними силами, а не условиями среды.

Рефлекторная теория Сеченова и Павлова создали естественную основу для правильного понимания психического развития детей, какобусловленного влиянием среды. При изучении психического развития ребенка отечественные психологи не ограничиваются тем, что анализируют особенности рефлекторной деятельности детей для правильного понимания их развивающейся психики. При этом ставится также и другая задача, а именно: выяснить значение конкретных видов воздействия условий обучения и воспитания на личность ребенка, идущих из семьи, школы и более широкой общественной среды.

Таким образом, обучение и воспитание играют решающую и направляющую роль в психическом развитии детей. Это положение не теряет своего принципиального значения применительно к развитию аномального ребенка. Во-первых, отсутствие нормальных условий семейного воспитания, конфликтные ситуации в семье и школе, отсутствие систематичности я последовательности в обучении ребенка–все это может привести к временным отклонениям в психическом развитии, а в некоторых случаях, если ребенок продолжает длительное время оставаться в условиях этой нездоровой обстановки, и к возникновению довольно стойких аномалий в форме различных психопатологических состояний, трудно поддающихся возврату к норме. Такие дети не являются умственно отсталыми, однако, они нуждаются в применении к ним особых психолого-медико-педагогических мер воздействия.

Во-вторых, даже в тех случаях, когда у ребенка установлена умственная отсталость, нельзя смотреть на такого ребенка как на безнадежного. Благодаря наличию пластичности мозговых клеток, а также на основе компенсаторных возможностей мозговой деятельности, в условиях обучения и воспитания осуществляется развитие всей психической деятельности аномального ребенка. Именно условия обучения и воспитания, осуществляемые как приемы коррекции и компенсации, являются теми движущими силами, которые развивают психику аномального ребенка, ибо благодаря воздействию коррекционных приемов обучения и воспитания у умственно отсталых детей развиваются все психические процессы и свойства, а также и личностные качества.

Таким образом, абсолютизация только одного из факторов, определяющих собой психическое развитие только природных данных, или же только влияния условий общественной социальной среды, приводит к неправильному, одностороннему пониманию процесса психического развития. Единственно правильным и научно обоснованным является диалектико-материалистическое понимание процесса психического развития. Суть этого понимания заключается в том, что оба фактора (условия социальной среды и природные данные) взаимообуславливают друг друга в процессе психического развития и в каждом акте психической деятельности выступают во взаимном единстве. Психическое развитие ребенка осуществляется как закономерный процесс, в котором имеются определенные возрастные этапы и уровни развития психических процессов и свойств. Эти факторы, и прирожденные, и возникшие в условиях социального воздействия, на каждом возрастном этапе выступают как единые факторы, определяющие собой особенности психического развития каждоговозрастного этапа и уровня, и одинаково правильны и применимы как к развитию нормального, так и аномального ребенка.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: