Причины, вызывающие неправильное направление и
зачисление детей в коррекционные школы восьмого вида.
Правильный, научно обоснованный подход к диагностике умственной отсталости имеет принципиально важное значение в комплектовании коррекционной школы восьмого вида. Коррекционная школа восьмого вида предназначена для детей с определенным дефектом умственной деятельности, а именно, для детей-олигофренов. В условиях обучения таких детей в этой школе осуществляется коррекция и компенсация дефектов психической деятельности умственно отсталых детей. В коррекционной школе восьмого вида имеются специальные программы, определенные методы обучения, которые используются с учетом дефектов психической деятельности умственно отсталых школьников.
Однако практика изучения состава учащихся коррекционной школы восьмого вида, а также катамнестические исследования о выпускниках этих школ показывают, что в составе учащихся данных школ могут быть не только умственно отсталые дети, но и дети с другими формами аномалий в психическом развитии. Наличие в коррекционных школах восьмого вида детей с другими формами отклонений в психическом развитии свидетельствует о том, что может иметь место ошибочное зачисление детей с другими, чем олигофрения, нарушениями психической деятельности: инфантильных, соматически ослабленных и др. Факты ошибочного зачисления детей в коррекционную школу восьмого вида имеют различные причины. Мы рассмотрим три группы причин, вызывающих неправильное направление детей в коррекционную школу восьмого вида:
1.Неверное понимание природы психологического (умственного) развития.
2.Неверное понимание причин задержки или нарушения умственного развития.
3.Неверное понимание сущности умственной отсталости.
Эти группы причин находятся в тесной взаимосвязи при диагностике умственной отсталости. Мы остановимся на их рассмотрении без выделения какой-либо одной из них, потому что при определении у ребенка олигофрении эти группы причин очень трудно отделить друг от друга, так как они выступают в истории его жизни как факторы, взаимообуславливающие друг друга.
Ошибочное направление и зачисление ребенка в коррекционную школу восьмого вида может быть обусловлено трудностью и сложностью психологических нарушений, обнаруженных у ребенка, направляемого на обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию с целью зачисления в коррекционную школу восьмого вида. Иначе говоря, это ошибочное зачисление связано с трудностями в вопросах диагностики олигофрении как по медицинским, так и по психолого-педагогическим данным.
Наряду с трудностями диагностирования умственной отсталости по причине сложности психических нарушений данного ребенка, в практике отбора детей в коррекционную школу восьмого вида полностью еще не изжито неправильное толкование происхождения умственной отсталости. Встречаются случаи, когда на психолого-медико-педагогическую комиссию направляют каждого неуспевающего без психолого-педагогического анализа причин неуспеваемости. Такой формальный подход может привести к ошибочному зачислению ребенка в коррекционную школу восьмого вида по следующим обстоятельствам.
Один фактор неуспеваемости без глубокого и тщательного медицинского и психолого-педагогического анализа ее причин не может служить достаточным основанием для зачисления ребенка в коррекционную школу восьмого вида. Важно выяснить, прежде всего причины, приводящие ребенка к отставанию в усвоении школьной учебной программы, а также определить, характер неуспеваемости – носит ли она стойкий или временный характер.
Если в основе неуспеваемости лежит органическое поражение мозга, то в этом случае мы имеем дело с олигофренией; если же данная неуспеваемость обусловлена функционально-динамическими расстройствами психической деятельности, то это тот случай, который можно квалифицировать как временное состояние отклонения в психическом развитии, имеющее преходящий характер и обратимое к норме при своевременной и правильно оказанной медицинской и психолого-педагогической помощи. Однако выяснение причин неуспеваемости школьника с этих позиций (следствие ли это органического поражения или временное функционально-динамическое расстройство психики) является делом сложным и трудным, особенно в случаях, когда дети имеют сходные или пограничные с олигофренией психические состояния.
В отечественной психологической и дефектологической науке в основном определены принципиально правильные и научно обоснованные приемы и методы обследования ребенка, а именно: комплексность обследования, многосторонность и динамичность при изучении психического состояния неуспевающего школьника. Однако даже при неукоснительном использовании этих принципов не исключено, что ребенок будет ошибочно зачислен в коррекционную школу восьмого вида.
Одной из причин трудностей диагностики и ошибочного зачисления ребенка в коррекционную школу восьмого вида является недостаточная разработка в настоящее время в психологической и дефектологической науке проблемы дифференциально-диагностических психолого-педагогических критериев отграничения детей-олигофренов от детей со сходными или пограничными с олигофренией состояниями. Эти критерии выявляются при тщательном психологическом и педагогическом анализе неуспевающих школьников разных категорий – истинных олигофренов детей педагогически защищенных, соматически ослабленных, инфантильных и др. Психолого-педагогический анализ неуспеваемости (чтение, письмо, счет и др.) данных групп детей позволит выявить типичные диагностические ошибки, которые свойственны в процессе обучения каждой из этих групп детей, что, в свою очередь, даст возможность более правильно проводить дифференциацию на психолого-медико-педагогический комиссии и тем самым избежать ошибок при комплектовании коррекционной школы восьмого вида.
Одной из причин трудностей диагностики умственной отсталости является несовершенство методов психолого-педагогического обследования ребенка на психолого-медико-педагогический комиссии. Это несовершенство связано с многими причинами, одной из которых является отсутствие в
литературе систематизированного материала, излагающего дифференциально диагностические психолого-педагогические критерии разных групп неуспевающих школьников.
Известно, что до 1936 года, при определении умственной отсталости использовались методы тестов, которые служили не только для определения у ребенка умственной отсталости, но и для определения уровня развития способностей нормальных детей. Мы не останавливаемся подробно на критическом рассмотрении некоторых антинаучных позиций и выводов, следующих из применения этого метода, поскольку он получил широкое критическое освещение в ряде работ [18, 21]. Здесь следует указать только лишь на одно теоретическое обстоятельство, которое важно помнить, чтобы избежать ошибок в правильном понимании умственной отсталости, как в теоретическом плане, так и в практике направления ребенка, в коррекционную школу восьмого вида.
В зарубежной педагогике и психологии метод тестов используется не только для определения у ребенка умственной отсталости, но и для определения уровня развития способностей, нормальных детей с вычислениями интеллектуального коэффициента (JQ). Такой подход к определению уровня психического развития ребенка может привести к тому, что и нормальный ребенок с замедленным развитием или же с неблагоприятными условиями семейного воспитания может быть зачислен в умственно отсталые, так как при выполнении предъявляемых ему задач-тестов не справляется с ними, и его интеллектуальный коэффициент (JQ) окажется либо равным умственно отсталого ребенка, или даже ниже. Однако невыполнение тестов у такого ребенка обусловлено не органическим поражением мозга, а другими причинами, устранение которых может привести к нормальному развитию. Поэтому формальное использование метода тестов без учета конкретных условий развития ребенка может привести и приводит к диагностическим ошибкам. Поэтому в 1936 году и было издано специальное, постановление, в котором указывалось на антинаучность использования данного метода как в целях определения уровня умственного развития нормальных детей, так и в целях диагностики умственной отсталости.