Теоретические ошибки в толковании умственной отсталости и вредные последствия этих ошибок в практике направления ребенка в коррекционную школу восьмого вида.




Причины, вызывающие неправильное направление и
зачисление детей в коррекционные школы восьмого вида.

Правильный, научно обоснованный подход к диагностике умственной отсталости имеет принципиально важное значение в комплектовании коррекционной школы восьмого вида. Коррекционная школа восьмого вида предназначена для детей с определенным дефектом умственной деятельности, а именно, для детей-олигофренов. В условиях обучения таких детей в этой школе осуществляется коррекция и компенсация дефектов психической деятельности умст­венно отсталых детей. В коррекционной школе восьмого вида име­ются специальные программы, определенные методы обучения, которые используются с учетом дефектов психической деятельности умственно отсталых школь­ников.

Однако практика изучения состава учащихся коррекционной школы восьмого вида, а также катамнестические исследова­ния о выпускниках этих школ показывают, что в соста­ве учащихся данных школ могут быть не только умст­венно отсталые дети, но и дети с другими формами аномалий в психическом развитии. Наличие в коррекционных школах восьмого вида детей с другими формами отклоне­ний в психическом развитии свидетельствует о том, что может иметь место ошибочное зачисление детей с дру­гими, чем олигофрения, нарушениями психической дея­тельности: инфантильных, соматически ослабленных и др. Факты ошибочного зачисления детей в коррекционную школу восьмого вида имеют различные причины. Мы рассмо­трим три группы причин, вызывающих неправильное направление детей в коррекционную школу восьмого вида :

1.Неверное понимание природы психологического (умственного) развития.

2.Неверное понимание причин задержки или нару­шения умственного развития.

3.Неверное понимание сущности умственной отста­лости.

Эти группы причин находятся в тесной взаимосвязи при диагностике умственной отсталости. Мы остановим­ся на их рассмотрении без выделения какой-либо одной из них, потому что при определении у ребенка олиго­френии эти группы причин очень трудно отделить друг от друга, так как они выступают в истории его жизни как факторы, взаимообуславливающие друг друга.

Ошибочное направление и зачисление ребенка в коррекционную школу восьмого вида может быть обусловлено труд­ностью и сложностью психологических нарушений, об­наруженных у ребенка, направляемого на обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию с целью зачисления в коррекционную школу восьмого вида. Иначе говоря, это ошибочное зачисление связано с трудностями в вопросах диагностики олигофрении как по медицинским, так и по психолого-педагогическим данным.

Наряду с трудностями диагностирования умствен­ной отсталости по причине сложности психических на­рушений данного ребенка, в практике отбора детей в коррекционную школу восьмого вида полностью еще не изжито неправильное толкование происхождения умственной от­сталости. Встречаются случаи, когда на психолого-медико-педагогическую комиссию направляют каждого неуспевающего без психолого-педагогического анализа причин неуспевае­мости. Такой формальный подход может привести к ошибочному зачислению ребенка в коррекционную школу восьмого вида по следующим обстоятельствам.

Один фактор неуспеваемости без глубокого и тща­тельного медицинского и психолого-педагогического анализа ее причин не может служить достаточным основанием для зачисления ребенка в коррекционную школу восьмого вида. Важно выяснить, прежде всего причины, приво­дящие ребенка к отставанию в усвоении школьной учеб­ной программы, а также определить, характер неуспеваемости – носит ли она стойкий или временный характер.

Если в основе неуспеваемости лежит органическое поражение мозга, то в этом случае мы имеем дело с олигофренией; если же данная неуспеваемость обусловлена функционально-динамическими расстройствами психической деятельности, то это тот случай, который можно квалифицировать как временное состояние отклонения в психическом развитии, имеющее преходящий характер и обратимое к норме при своевременной и правильно оказанной медицинской и психолого-педагогической помощи. Однако выяснение причин неуспеваемости школьника с этих позиций (следствие ли это органического поражения или временное функционально-динамическое расстройство психики) является делом сложным и труд­ным, особенно в случаях, когда дети имеют сходные или пограничные с олигофренией психические состояния.

В отечественной психологической и дефектологической науке в основном определены принципиально правильные и научно обос­нованные приемы и методы обследования ребенка, а именно: комплексность обследования, многосторонность и динамичность при изучении психического состояния неуспевающего школьника. Однако даже при неукосни­тельном использовании этих принципов не исключено, что ребенок будет ошибочно зачислен в коррекционную школу восьмого вида.

Одной из причин трудностей диагностики и ошибоч­ного зачисления ребенка в коррекционную школу восьмого вида является недостаточная разработка в настоящее время в психологической и дефектологической науке проблемы дифференциально-диагностических психолого-педагогических критериев отграничения детей-олигофренов от детей со сходными или пограничными с олигофренией состояниями. Эти критерии выявляются при тщательном психологическом и педагогическом анализе неуспевающих школьников разных категорий – истинных олигофренов детей педагогически защищенных, соматически ослабленных, ин­фантильных и др. Психолого-педагогический анализ неуспеваемости (чтение, письмо, счет и др.) данных групп детей позволит выявить типичные диагностичес­кие ошибки, которые свойственны в процессе обучения каждой из этих групп детей, что, в свою очередь, даст возможность более правильно проводить дифференциа­цию на психолого-медико-педагогический комиссии и тем самым избежать ошибок при комплектовании коррекционной школы восьмого вида.

Одной из причин трудностей диагностики умственной отсталости является несовершенство методов психолого-педагогического обследования ребенка на психолого-медико-педагогический комиссии. Это несовершенство связано с многими причинами, одной из которых является отсутствие в
литературе систематизированного материала, излагаю­щего дифференциально диагностические психолого-педагогические критерии разных групп неуспевающих школьников.

Известно, что до 1936 года, при определении умственной отсталости использовались методы тестов, которые слу­жили не только для определения у ребенка умственной отсталости, но и для определения уровня развития способностей нормальных детей. Мы не останавливаемся подробно на критическом рассмотрении некоторых анти­научных позиций и выводов, следующих из применения этого метода, поскольку он получил широкое критичес­кое освещение в ряде работ [18, 21]. Здесь следует ука­зать только лишь на одно теоретическое обстоятельство, которое важно помнить, чтобы избежать ошибок в пра­вильном понимании умственной отсталости, как в теоретическом плане, так и в практике направления ребенка, в коррекционную школу восьмого вида.

В зарубежной педагогике и психологии метод тестов используется не только для определения у ребенка умственной отсталости, но и для определения уровня развития способностей, нормальных детей с вычисления­ми интеллектуального коэффициента (JQ). Такой под­ход к определению уровня психического развития ре­бенка может привести к тому, что и нормальный ребенок с замедленным развитием или же с неблагоприятными условиями семейного воспитания может быть зачислен в умственно отсталые, так как при выполнении предъяв­ляемых ему задач-тестов не справляется с ними, и его интеллектуальный коэффициент (JQ) окажется ли­бо равным умственно отсталого ребенка, или даже ниже. Однако невыполнение тестов у такого ре­бенка обусловлено не органическим поражением мозга, а другими причинами, устранение которых может привести к нормальному развитию. Поэтому формаль­ное использование метода тестов без учета конкретных условий развития ребенка может привести и приводит к диагностическим ошибкам. Поэтому в 1936 году и было издано специальное, постановление, в котором указыва­лось на антинаучность использования данного метода как в целях определения уровня умственного развития нормальных детей, так и в целях диагностики умственной отсталости.


 

...





Читайте также:
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.