КОНСПЕКТ № 2 ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГКН ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «ВЕСНА-КРАСНА»
Цели:
Закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной в природе.
Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, физиологическое дыхание, глазомер; умение проводить прямые линии в разных направлениях.
Активизировать словарь за счет слов: имен существительных (март, апрель, май, проталина, оттепель, ручей, сосулька, лучи, капель, подснежник, почка…); имен прилагательных (ранняя, долгожданная, яркое, звонкий, хрупкая, прозрачная, блестящая, скользкая….); глаголов (журчит, темнеет, тает, набухает, прибывает, припекает….); учить отвечать на вопросы полными ответами, использовать доказательную речь.
Ход занятия:
Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна).
Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).
Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …).
Давайте найдем наше настроение и вспомним, какое еще бывает настроение.
Дидактическое упражнение: «Найди настроение. Покажи настроение». (С использованием пиктограмм)
Речевое упражнение: «Какой? Какая? Какое?»
Можно сказать — весеннее настроение?
А солнце весной какое? (Весеннее).
А лужи весной какие? (Весенние).
А небо, весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день)
Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова “весной”…
|
Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки.
Весной прилетают птицы.
Весной появляются сосульки.
Весной бегут ручьи.
Весной просыпаются насекомые?
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать – и — мачеха.
Весной появляется трава.
Весной идет дождь.
(Дети отвечают, педагог выставляет на мольберте картинки с приметами в две «дорожки»: ранняя, поздняя весна)
А какая весна у нас сейчас? (Ранняя)
Физминутка. Подвижная игра: «Весна, весна красная».
Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)
С великой милостью:
Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают
на носочки, вдох)
С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)
С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).
3. Упражнение на дыхание: «Ах, как пахнет!»
Предложить понюхать, как пахнут весной: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться — несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!».
Весна приготовила для вас сюрприз.
Отгадайте, что это?
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)
Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.
Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая)
|
Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку)
Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)
Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется).
Давайте проверим. (Роняю). Значит, она какая? (Хрупкая). Что еще бьется при падении ? (Стекло)
Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает)
Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки). Послушайте, как звенят капли. (Подставить поднос)
Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.
4. Послушайте стихотворение. (Чтение ребенком стихотворения “Капель”)
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель,
Звенит капель,
На улице весна.
Название, какого месяца вы услышали в стихотворении?
Какие еще весенние месяцы знаете?
Давайте дружно скажем: “ Март, апрель, май – их не забывай”.
Так что же весной ярко светит, греет, припекает?
Давайте позовем солнышко.
5. Гимнастика для глаз:
Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.
Что же можно сделать? (Ответы детей)
Дидактическая игра «Назови ласково»
(с существительными данной темы перекидывая друг другу мяч)
снег - снежок вода - водичка
ручей - ручеек солнце - солнышко
лодка - лодочка корабль - кораблик
дерево – деревце Птица – птичка
Дидактическая игра «Продолжи мысль»
Педагог просит детей логически завершить начатые предложения о весне.
Дети выполняют предложенное задание.
Прошла суровая зимонька, и к нам пришла... (Весна)
Весна - это пора, когда все... (Оживает, пробуждается, радуется, растет)
|
Небо весной... (Голубое, высокое, чистое, ясное)
С него нам приветливо сияет... (Солнышко)
Оно уже поднялось... (Выше)
Солнце согревает землю своими... (Лучиками)
Всюду бегут ручейки, так как тает... (Снег)
Скоро вернутся из теплых краев... (Птички)
На холмах зазеленеет весенняя... (Травка)
Расцветут первые весенние... (Цветочки)
Заключение.
П: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
Д: Ответы детей.
П: София, что тебе больше запомнилось…(Ответ ребенка)
П: Света, тебе было интересно потому…(ответ ребенка).