Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. «Здоровье сберегающие образовательные технологии» характерны любой образовательной технологии, являются ее "сертификатом безопасности для здоровья", совокупностью тех принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровье сбережения. Принципы здоровье сберегающих технологий: создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебно-воспитательного процесса, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния, построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций (прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным).
При решении задач развития музыкальных и творческих способностей, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей учащегося, программа предполагает использование на каждом теоретическом, практическом занятиях музыкально – оздоровительной работы – здоровье сберегающих технологий:
- Игра на гитаре позволяют разминать, массировать пальцы и ладони, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев.
- Артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики-выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
- Речевые игры. Использование на занятии речевых игр развивает музыкальный слух, речевой слух. Основой служит авторские песни. В речевых играх текст поется или декламируется хором, соло или дуэтом.
- Музыкотерапия. Доказано положительное влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на здоровье в связи с этим, при проведении теоретических и практических занятий большое место уделяется прослушиванию музыкальных произведений.
Алгоритм учебного занятия: опрос пройденного (теоретических знаний), объяснение нового материала с записью в тетрадь, исполнение домашнего задания, совместный разбор нового материала, Исполнение нового материала, замечания, недостатки, задание на дом.
Учебная деятельность:
В учебной деятельности в данной программе применяются следующие методики обучения:
Методика дифференцированного обучения: новый материал излагается всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях малой учебной группы): при проведении практических занятий для каждого ребёнка составляется индивидуальный подбор инструментальной, вокальной партии, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методы обучения:
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, демонстрация презентаций фильмов, реже- мастер класс.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются опрос, исполнение.
На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, индивидуальное исполнение, групповые задания).
На этапе проверки полученных знаний – письменный контроль (проверочная работа), Показ видеоклипа, демонстрация аудиозаписи.
В основу данной программы положены следующие принципы обучения:
Принцип воспитывающего обучения.
Принцип научности.
Принцип связи обучения с практикой.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип доступности.
Принцип наглядности.
Принцип сознательности и активности.
Принцип прочности.
Средства обучения:
Для реализации программы необходимы следующие средства обучения:
Классная аудитория (музыкальный класс с звукоизоляцией), музыкальные инструменты (гитары - электроакустические); синтезатор, ударные и перкуссионные инструменты, аудиальные - CD –проигрыватель, диски с аудио записями авторов исполнителей, звуковоспроизводящая аппаратура, микшерный пульт, вокальные микрофоны; аудивизуальные – фото, видео камеры, DVD-проигрыватель, DVD-проектор, экран; средства автоматизации процесса обучения – ПК,
Программное обеспечение Paint, Photoshop, Windows Movie Maker, Vegas pro, Sound Forge, Cool Edit Pro, DD Clip Pro, FL- studio и др.
Для видео съемки, записи, монтажа видеоклипа необходимо участие второго педагога, владеющего навыками видеозаписи и монтажа клипов.
Воспитывающая деятельность:
В процессе реализации данной программы решаются следующие воспитательные задачи:
Задачи нравственного воспитания (патриотизм, гуманизм, товарищество),
Задачи эстетического воспитания.
Задачи профессионального воспитания: формирование у ученика
- этических и эстетических представлений, необходимых для выполнения работы и представления её результатов;
- культуры организации своей деятельности;
- уважительного отношения к деятельности других;
- адекватности восприятия оценки своей деятельности и её результатов;
- знания этических норм и стремления их выполнять;
- понимания значимости своей деятельности как части процесса развития культуры.
Задачи социального воспитания: формирование у ученика
- чувства причастности к коллективу, коллективной ответственности;
- умения взаимодействовать с другими членами коллектива;
- толерантности;
- желания участвовать в делах коллектива и соответствующей деятельной активности;
- стремления к самореализации социально адекватными способами.
Оценка решения воспитательных задач определяется участием ученика в массовых мероприятиях и его интересом к изучаемой теме.
В воспитывающей деятельности применяются следующие методы воспитания:
- методы формирования сознания (методы убеждения): объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения).
В основу данной программы положены следующие принципы воспитания:
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребёнка
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
7. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.
8. Принцип единства действий и требований к ребёнку в семье, образовательном учреждении, социуме.
Развивающая деятельность:
В процессе программы решаются следующие задачи:
- развить познавательный интерес учащихся, творческую деятельность каждого учащегося,
- развить музыкальные способности, творческой одаренности ученика,
- развить у учащихся способности выделить и классифицировать, изучаемый материал,
- развить у учащихся компетентности в области авторской песни
Основополагающая литература педагога
1.Антология бардовской песни, - М.: Изд-во Эксмо, 2006 ISBN 5-699-09550-0
2. Школа игры на шестиструнной гитаре А.М. Иванов-Крамской.
3. Бардовские песни – М.; Эксмо, 2009 ISBN978-5-699-10133-7
4. П. Агафошин Школа игры на шестиструнной гитаре,- М.; Изд-во Музыка 2007
5. Музыкальный энциклопедический словарь-М; Изд-во Музыка ISBN-85270-033-9
6. В. Калинин Юный гитарист М. Изд-во Музыка ISBN-5-7140-1108-2
7. Интернет ресурсы: www Bard.ru, Википедия.
Рекомендуемая литература для воспитанников
1. Пятьдесят Российских бардов Справочник Москва 2001, Библиотека журнала «Ваган-Москва»
2. Лихачев, Ю.Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих.-М.: АСТ:Астель,2009
ISBN 978-5-17-049634-1(ООО «Издательство АСТ»)
3. Люди идут по свету: Книга-концерт/Сост. Л93 Беленький Л. П. и др.-М.: Физкультура и спорт, 1989 ISBN 5-278-00095-3
4. Беднар, Сильви Музыкальные инструменты мира «издательский дом «КомпасГид»2016
ISDN 978-5-00083-315-5
5. В. Калинин Юный гитарист М. Изд-во Музыка ISBN-5-7140-1108-2
6. Интернет ресурсы: www Bard.ru, Википедия.
Приложение №1