Пояснительная записка
Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно. Струна осколком эха пронзит тугую высь… |
Олег. Митяев
«Музыка, - как писал Платон, - воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного» Поэтому данная программа актуальна сегодня, рассчитана на подростков в возрасте 10 -18 лет, обучающихся по программе «Гитара в авторской песне» и способствует развитию интереса к музыкальному искусству, воспитанию художественного вкуса на основе лучших образцов авторской песни, развитию музыкальных способностей учащихся, развитию творческой самодеятельности.
Дополнительная образовательная программа- проект «Мы–оркестр» является дополнением программы «Гитара в авторской песне». Авторская песня, рожденная в Советском Союзе, звучала, на кухнях, в походах, но не с эстрады, где исполнялись совсем другие песни, и получила широкую известность благодаря самодельным записям на бытовые магнитофоны, так стали известными В. Высоцкий, Ю. Визбор, Б. Окуджава и многие другие авторы –исполнители. Поэтому программа «Мы–оркестр» художественно- техническая, она изучает музыкальные акустические инструменты, группы инструментов ансамбля, музыкальные партии, а также технические средства для цифровой студийной записи музыкального ансамбля в домашних условиях. Итогом реализации программы является цифровая запись песни ансамблем, а также современным воплощением запись видеоклипа.
Настоящая программа модифицированная,
по направленности – художественная,
по профилю - музыкальная,
по целевому назначению – программа, развивающая творческую одаренность.
Цель программы развитие музыкальных способностей, творческой одаренности, знакомство с оборудованием и работой звукорежиссера.
Задачи программы:
- Научить навыкам исполнения оркестровой партии на инструментах акустического ансамбля;
- Изучить оборудование для цифровой записи, подключение оборудования, проведение записи, обработку записи.
- Записать песню в исполнении ансамбля и смонтировать видеоклип.
Срок реализации программы: 34 часа (в каникулярное время)
Возрастной ценз учащихся: 10-18 лет, Программа рассчитана на обучающихся по программе «Гитара в авторской песне» владеющих навыками игры на гитаре.
(возрастной ценз 10 лет- ограничен физическими особенностями развития детей, слабым развитием мелкой моторики (подвижности) пальцев, а также слабостью мышечной структуры кисти.
Форма обучения и режим занятий
Форма обучения – очная
Форма организации учебного процесса: индивидуально –групповая.
Форма организации учебного занятия:
- теоретические занятия: групповые (объяснение, беседа, опрос, зачетное задание,) инструктаж по технике безопасности (при игре, настройке гитары), пожарной безопасности, правилам дорожного движения, целевой инструктаж по ТБ, инструктаж по ПДД) проводятся с 4-6 учениками разного возраста и уровня подготовки. Программа предусматривает туристический поход- (экскурсию) посещение регионального фестиваля авторской песни АРТ фестиваля «Белое озеро» в п. Белоозерский М.О.
- практические занятия: обучение исполнению музыкальных партий на гитаре, перкуссионных, ударных инструментах. Практические занятия проводятся как индивидуально с каждым обучающимся, так и с группой, как в помещении музыкального класса, так и на улице на территории учреждения.
Количество учебных часов в месяц: - 34 часа
Количество учебных часов в год: 34 часа
Условия реализации:
Классная аудитория (музыкальный класс с звукоизоляцией), музыкальные инструменты (гитары - электроакустические); синтезатор, ударные и перкуссионные инструменты, аудиальные - CD –проигрыватель, диски с аудио записями авторов исполнителей, звуковоспроизводящая аппаратура, микшерный пульт, вокальные микрофоны; аудивизуальные – фото, видео камеры, DVD-проигрыватель, DVD-проектор, экран; средства автоматизации процесса обучения – ПК,
Программное обеспечение Paint, Photoshop, Windows Movie Maker, Vegas pro, Sound Forge, Cool Edit Pro, DD Clip Pro, FL- studio и др.
Для видео съемки, записи, монтажа видеоклипа необходимо участие второго педагога, владеющего навыками видеозаписи и монтажа клипов.
Мониторинг усвоения программы
При реализации программы используются следующие
Формы подведения итогов -оценка знаний, усвоение материала проводиться по окончанию обучения. Осуществляется по двум категориям: оценка практических знаний и умений, оценка теоретических знаний.
Оценка теоретических знаний осуществляется с соблюдением индивидуального подхода, так как данная оценка напрямую зависит от индивидуальных способностей и возраста обучающихся, оценка теоретических знаний проводится с каждым учеником индивидуально.
Оценивается выполнением зачетного задания (приложение №1,) Уровень оценки теоретических знаний оценивается по пятибалльной шкале. (1-2 балл – низкий, 3 балла - средний, 4-5 баллов - высокий) ответа на каждый вопрос задания, и высчитывается средний балл. Приложение №1
Оценка практических знаний и умений: Запись песни в исполнении ансамбля и видеоклипа, так как программа «Мы ансамбль» своего рода проект и оценивается для всех участников.
Учебный тематический план
программа «Мы- ансамбль»
№п/п | Наименование темы занятий | Количество учебных часов | форма контроля | ||
теория | практика | всего | |||
Вводное занятие. О программе «Мы оркестр», о задачах, расписании занятий Техника безопасности на уроках. ПДД, ППБ, ПЭБ. ТБ при игре на гитаре, работе с музыкальной аппаратурой, в туристическом походе | |||||
Туристическое снаряжение, оборудование | 0.5 | 0.5 | |||
Постановка туристических палаток, виды палаток, виды костров. | |||||
Экскурсия Посещение Арт-фестиваля «Белое озеро» | |||||
Группы инструментов ансамбля | |||||
Репетиция музыкальных партий | |||||
Аппаратура для цифровой записи подключение, ТБ. | |||||
Репетиция музыкальных партий | |||||
Репетиция музыкальных партий | |||||
Репетиция вокальных партий | |||||
Запись музыкальных партий (треков) | |||||
Запись вокальных партий | |||||
Редактирование, сведение партий, мастеринг | |||||
Посещение городских достопримечательностей, постановка сцен и видео запись исполнения песни для фильма | |||||
Просмотр видео материала для монтажа клипа, отбор материала | |||||
Знакомство с программами видеомонтажа, ТБ | |||||
Монтаж видеоклипа | |||||
Зачетное теоретическое занятие | Контрольное зачетное задание | ||||
Демонстрация видеоклипа для обучающихся | |||||
ИТОГО ЧАСОВ | 6.5 | 27,5 |
Содержание программы
программа «Мы- ансамбль»
№п/п | Наименование темы занятий | Содержание занятия, форма | Количество учебных часов т/п |
Вводное занятие. О программе «Мы оркестр», О задачах, расписании занятий Техника безопасности на уроках. ПДД, ППБ, ПЭБ. ТБ при игре на гитаре, работе с музыкальной аппаратурой, в туристическом походе | Рассказ- О программе «Мы оркестр», о задачах, расписании занятий Техника безопасности на уроках. ПДД, ППБ, ПЭБ. ТБ при игре на гитаре, работе с музыкальной аппаратурой, в туристическом походе | 1Т | |
Туристическое снаряжение, оборудование | Т Рассказ о туристическом оборудовании, назначении, показ оборудования. | 1Т/П | |
Постановка туристических палаток, виды палаток, виды костров. | Практическое занятие на улице | 2П | |
Экскурсия Посещение Арт-фестиваля «Белое озеро» | Туристическая поездка, экскурсия тема: фестиваль авторской песни | 8П | |
Группы инструментов ансамбля | Т Объяснение с наглядным показом. | 1Т | |
Репетиция музыкальных партий | П. Разучивание музыкальных партий Занятие на улице | 1П | |
Аппаратура для цифровой записи подключение, ТБ. | Т Объяснение понятий с записью в тетрадь. Беседа ТБ при работе с аппаратурой | 1Т | |
Репетиция музыкальных партий | П разучивание музыкальных партий Занятие на улице | 1Т | |
Репетиция музыкальных партий | П Репетиция музыкальных партий 1 ч. в помещении 1 ч. на улице | 2П | |
Репетиция вокальных партий | П Упражнения на постановку дыхания, П Распевки под программу на синтезаторе Репетиция вокальных партий | 2П | |
Запись музыкальных партий (треков) | П Исполнение музыкальных треков с записью на аудионоситель | 1П | |
Запись вокальных партий | П Исполнение вокальных треков с записью на аудионоситель | 1П | |
Редактирование, сведение партий, мастеринг. | Обработка аудиотреков в программах цифровой аудиозаписи. | 2П | |
Посещение городских достопримечательностей, постановка сцен и видео запись исполнения песни для фильма | П Поход по городским достопримечательностям, постановка сцен и видеозапись. | 4П | |
Просмотр видео материала для монтажа клипа, отбор материала | Т Просмотр видео материала для монтажа клипа, отбор материала | 1Т | |
Знакомство с программами видеомонтажа, ТБ | Т Рассказ с показом техники выполнения работ по монтажу видео. ТБ при работе с оборудованием. | 1Т | |
Монтаж видеоклипа | П Монтаж видеоклипа | 2П | |
Зачетное теоретическое занятие | Т Выполнение контрольного зачетного задания | 1Т | |
Демонстрация видеоклипа для обучающихся | Т Просмотр видеоклипа на экране, подведение итогов выполнения программы | 1Т | |
ИТОГО ЧАСОВ |