- это разделение их на группы (классы) в соответствии с определённым признаком.
В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений. В связи с тем, что теория и практика физкультурного образования непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными.
Каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях. Стало быть, не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.
Рассмотрим основные, наиболее распространенные классификации.
1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования: общеразвивающие, профессионально-прикладные, лечебные, спортивные, восстановительные, рекреационные, профилактические и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
Соревновательные упражнения представляют собой д. действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.
Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления способностей.
Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие прежде всего средствами общей подготовки спортсмена.
2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека. Выделяют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых и КС, выносливости, гибкости, сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.
3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных ДУиН: акробатические, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие.
4. Классификация упражнений по биомеханической структуре движений: циклические, ациклические и смешанные.
5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп: упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др. 6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц: динамические упражнения, если в процессе выполнения какого-либо действия мышцы, сокращаясь, укорачиваются или удлиняются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мышцы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновременно сочетающие оба режима работы мышц.
7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности: упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные, т.е. упражнения смешанного характера.
8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах ФК могут происходить по-разному: упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.
9. Классификация упражнений по признаку исторически сложившихся систем ФВ: гимнастика, игры, спорт (состязание), туризм.
Помимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма, по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).
Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом «от простого к сложному», т.е. по признаку сложности физического упражнения. Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие:
I раздел — простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, с места, упражнения в метании);
II раздел — сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением (упражнения с отягощением, осложненные, продолжительные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряжения, упражнения в лазаньи, упражнения в прыганий, упражнения в борьбе);
III раздел — упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование и др.).
Тема «Методы физического воспитания»
Метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действия педагога, целенаправленное применение которое позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающего им двигательных действий, направленное развитие физ. качеств и формирование свойств личности.
Методы ФВ – это способы применения ФУ.
Методический прием - это способ реализации того или иного метода конкретной педагогической ситуации.
Методика:
-(в узком смысле) это совокупность различных методов, обеспечивающее овладение отдельными умениями.
-(в широком смысле) это совокупность не только методов и приемов, но и форм организации занятий.
Методический подход - это совокупность способов воздействия педагога на занимающихся, выбор который обусловлен определенной научной концепцией, логикой организации и обучения, воспитания и развития.
Методическое направление - это один из путей в методике обучения двигательных действий или развития физических качеств, ориентирующий на использование однородных однотипных заданий, методов и методических приемов, позволяющих решить поставленную задачу за счет воздействия какого-то одного доминирующего фактора.
Соотношение между данными категориями
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
совершенствовать быстроту двигательной реакции |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
![]() | ![]() |
МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
![]() | ![]() | избирательное воздействие на моторный компонент реакции в облегчённых условиях выполнения действия |
МЕТОДЫ
срочной информации | игровой | соревновательный | сенсомоторный | повторный |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
После каждого старта - сообщение участнику времени реакции | Эстафеты и игры, включающие реагирование на внезапно появляющиеся сигналы | Индивидуальные и групповые старты на лучший результат | Выполнение заданий на точность восприятия времени | Многократное выполнение старта с использованием тяговых устройств |
Общие признаки методов ФВ:
1). Любой метод предполагает осознанную цель без чего не возможна целенаправленная деятельность субъекта. Способ- это технологическая сторона методов.
2). Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельности, которая включает в себя определенную совокупность действий, порядок и последовательность, которая определяется субъектом деятельности.
3). Метод имеет свое предметное содержание, он включает в себя инструмент (средство), необходимых человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальными, практическими и общественными.
4). Всякий метод предназначен для воздействия на какой-либо объект, и поэтому для успеха применяемого метода, человеку надо что-то знать об этом объекте. Объектом и субъектом воздействий при занятии ФУ, является личность учеников или различные сферы личности учеников.
5). В методах проявляются закономерности обучения, воспитания и развития личности, так как они действуют объективно, независимо от воли людей, то метод, формируясь на основе этих закономерностей выступает, как конструктивный принцип построения определенных технологических приемов и способов действий.
6). Применение методов должно неизбежно и закономерно вести к достижению цели.