Роль демонстрационного материала в преподавании изобразительного искусства.
Значение наглядности на уроках рисования
Занятие изобразительным искусством самым прямым образом связаны с обучением. с помощью наглядных пособий.
В распоряжении учителя ИЗО имеются различные возможности и средства наглядного обучения: демонстрация иллюстраций из печатных изданий, книг, журналов, альбомов,репродукции произведений художественного искусства, изданные типографические учебные пособия, или таблицы изготовленные учителем, рисунки, плакатные издания, схемы, киноматериалы, а также рисунки самого педагога, выполненные во время учебного занятия.
В процессе изучении всех предметов в коррекционной школе 2 вида
дидактический принцип наглядности играет весомую, но опосредованную роль.
А наглядность обучения на занятиях изобразительного искусства имеет первостепенное значение. Наглядность на уроках ИЗО - одно из основных способов информации, которое дает представление слабослышащим учащимся об изучаемом материале.
Учащиеся постоянно опираясь на зрительные эмоции и впечатление, при объяснении учителя и демонстрации последовательной работы при рисовании, получают огромное представление о изученном материале, легко воспринимают поэтапность выполнения, осмысливают и усваивают тему урока. Органы чувств у слабослышащих детей один из основных моментов в восприятии материала на уроках ИЗО, поэтому они являются основами глубокого и четкого познания.
Педагогу по изобразительному искусству необходимо постоянно демонстрировать и применять наглядный материал, наглядные пособия на занятиях и кружковых занятиях, во внеурочной деятельности. Каким по виду не было бы учебное занятие- декоративно – прикладное, натурное рисование или рисование на заданную ему, тематические беседы по искусству, педагогу по рисованию всегда требуется наглядный материал. Рисование с натуры – можно считать одним из методов наглядного обучения, имеющий огромное значение в обучении слабослышащих детей. Оно начинается с зрительного восприятия предмета рисование, с чувственного, эмоционального, живого наблюдения. Перед педагогом ИЗО стоит задача добиться привлечение внимания учащихся к главному в натурной постановке. В соответствии с принципом наглядности, педагогу необходимо преподнести учащимся учебный материал так, чтобы понятия и представления детей стали наиболее образными, конкретными, ясными. Учитель при обучении рисованию с натуры должен обратить первостепенное внимание на конструкции предмета, особенности светотени, на верную передачу перспективных заданий, на точное изображение натуры. Основным приёмом работы для достижения вышеизложенных задач в коррекционной школе 2 вида является установка проволочной или картонной модели рядом с натурой. Это поможет детям с ОВЗ хорошо понять и изучить конструкцию формы предмета и его отличительные особенности. Приведу пример: рисование с натуры геометрических тел, или натюрморта из геометрических тел. Ежедневно приходится использовать наглядные пособия при объяснении основных видов художественного искусства: живописи,рисунку, декоративно – прикладному искусству.
Основными средствами наглядности являются:
-таблицы и рисунки в виде схем;
-образцы скульптур, их слепки и проволочные модели;
-иллюстрированные таблицы технологии работы над изображением;
-демонстрационные модели и приборы для показа перспективы и светотени;
-таблицы поэтапного методического выполнения работы с выполнением задания, рисунки;
-иллюстрации произведений мастеров живописи и графики, ДПИ;
-репродуктивные копии картин, рисунки мастеров;
-видеоматериалы, интернет -ресурсы показывающие технику выполнения графическими материалами и кистью;
Наглядные пособия «Цветовой круг» и «Круг тонов " для знакомства и ознакомления учащихся, необходимые для обучения и развития у детей с ОВЗ и развития у них цветовой грамотности.
2. Педагогический рисунок – как основной вид наглядного изображения на уроках рисования.
Практика доказала, что одним из эффективных и наилучших средств обучения с помощью наглядности является рисунок учителя на доске, в альбомах учеников, а также на листе бумаге,демонстрирующим всем выполнение задания.
1 вид - Рисунок на учебной доске - это основной демонстрационный метод обучения учителя ИЗО с использованием наглядности. Этот способ наглядного обучения оказывает огромное влияние на развитие слабослышащего ребенка, его пространственное мышление, восприятие, развитие умственных способностей, логичность и правильность суждений и, конечно же способствует развитию речи. Приоритетным качеством педагогического рисунка можно назвать предельную простоту, лаконичность и ясность. Благодаря педагогическому рисунку преподаватель реализует возможность дать ученикам ясно понять и воспринять сказанное, уяснить методику выполняемого задания. Педагогический рисунок выполненный учителем на классной доске передает главную мысль задания урока и должен опустить все второстепенное и случайное.
2 вид - это зарисовка учителя на учебном рисунке ученика (на полях рисунка) Данные зарисовки, наброски используются в том случае, когда замечена одинаковая ошибка у нескольких учеников в классе и не стоит отвлекать весь класс от выполнения задания, так как внимание учащихся, сконцентрированное на выполнении рисунка является гарантией качественного выполнения задания.
3 вид- коррекция учителем - художником допущенных ошибок в работах учеников. Огромное образовательное значение имеет личное исправление и коррекция педагогом - художником рисунка ученик. Корректируя рисунок учитель показывает ученику, как можно исправить допущенные ошибки и не выполнять их будущем, ученик имеет возможность видеть как именного его рисунок исправляют. Ученик запоминает все особенности исправления ошибок, изучает технику выполнения, что немаловажно для детей с ОВЗ,и в дальнейшем сможет выполнить рисунок так, как объяснял ему учитель_ используя поэтапность выполнения работы. Огромное воспитательное и образовательное значение качественно имеет показ репродукций картин знаменитых и известных художников. Рассматривая картину знаменитого мастера ученик должен увидеть,как с помощью обыкновенного карандаша можно добиться выдающиеся выразительности. Конечно этот рисунок не может быть идеальным образцом, который выполнил ученик, но ознакомление с высоким уровнем профессионализма сыграет огромную роль.