умственно отсталых младших школьников




Роль уроков ритмики в эстетическом воспитании

Проблема эстетического воспитания детей и юношества сегодня стоит крайне остро. Недооценка в социальной политике роли эстетического сознания, художественной культуры как факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности классического искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицанию; усиление разрыва между массовой и классической культурой, которая приобретает все более элитарный характер; второстепенная роль предметов культурно-эстетического цикла в общем образовании на всех ее ступенях, устойчивый подход к ним как к остаточным и факультативным, - все это приводит к обеднению эмоционального мира детей и подростков, к эстетической безвкусице, нравственной глухоте, дегуманизации поведения.

Данный спектр проблем еще более остро очерчивается в процессе воспитания умственно отсталых детей, нравственное и эстетическое развитие которых осложняется не только наличием специфических особенностей, обусловленных интеллектуальным дефектом, но и довольно часто неблагоприятной средой воспитания и развития, как в семье, так и в школе. В настоящее время в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида эстетическое воспитание довольно часто выступает как второстепенное занятие развлекательно-досугового характера, и, так же как и в массовой школе, практически вытесненное из учебного процесса (в базисном учебном плане школ VIII вида образовательная область «Искусство» занимает 6,2%). Ситуация еще более усугубляется слабой материально-технической базой и отсутствием квалифицированных кадров. В этой связи проблема эстетического воспитания умственно отсталых школьников представляется одной из актуальных проблем современной специальной педагогики.

Эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое (Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, С. Н. Миловская).

Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие чего работа по эстетическому воспитанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет определенную специфику, обусловленную особенностями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей:

1. Более элементарный уровень содержания эстетического воспитания, по сравнению с массовой школой.

2. Рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся.

3. Коррекционно направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

В процессе эстетического воспитания умственно отсталых детей решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Умственно отсталый школьник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающих представления о красоте и доброте.

Разнообразие задач содержания эстетического воспитания требует как разнообразия методов, так и форм организации эстетического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Эстетическое воспитание учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида осуществляется в процессе обучения и во внеклассное время.

Эстетическое воспитание учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида осуществляется в процессе обучения (на уроках) и во внеклассное время. Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания. При этом также необходимо помнить, что органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых учащихся с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.

Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного вида искусства. Однако нередко за формированием программных знаний, умений и навыков теряется основная цель данных уроков, их эстетическая и воспитывающая направленность. Несмотря на то, что программы по изобразительному искусству и музыке и пению составлены так, что предполагают, во-первых, коррекцию недостатков развития умственно отсталых детей, во-вторых, формирование элементарных умений и навыков по данным видам художественной деятельности (обучение элементарному рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах), и, в-третьих, формирование эмоционально-эстетического восприятия, - основной своей задачи они, как правило, не решают. Формальное обучение рисованию, пению, музыкально-ритмическим движениям без формирования у умственно отсталых учащихся основных представлений о характерных особенностях определенного вида искусства, средствах его художественной выразительности, эстетического восприятия произведений искусств делают невозможным решение задач эстетического воспитания и развития.

Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась на уроках ритмики, которая традиционно относится к специфическим коррекционным предметам, и не рассматривается в качестве предмета художественно-эстетического цикла, не смотря на то, что является синтезом двух видов искусств (музыки и танца). Существующая программа по ритмике для специальных (коррекционных) школ VIII вида не предполагает формирование эстетических представлений и понятий, художественных видов деятельности. За формированием двигательных умений и навыков, коррекции психомоторных нарушений умственно отсталых детей (что, несомненно, важно), невилируется художественная и эстетическая ценность музыки и танца как видов искусства, не используются в полной мере их воспитательные и развивающие возможности. Таким образом, ритмика не только эффективнейшее средство коррекции и развития двигательной сферы умственно отсталых детей, но и один из важнейших предметов, входящих в систему эстетического воспитания детей, позволяющий комплексно решать задачи музыкального и эстетического развития умственно отсталых детей.

Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе музыкально-ритмической деятельности формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Музыкально-ритмическая деятельность способствует развитию музыкальности, музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, формированию музыкально-культурного кругозора. Музыкально-ритмическая деятельность - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности формируются и развиваются положительные качества личности умственно отсталого ребенка: дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, вежливому обращению друг с другом, учатся проявлять активность, инициативу, решительность, находчивость. Возможность через переживание эмоционального содержания музыкального произведения в движении выразить свое настроение позволит им в дальнейшем рефлексировать свое собственное поведение и налаживать контакты с другими людьми. Невозможно переоценить значение занятий ритмикой для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения.

К сожалению, до сих пор еще продолжают встречаться ошибки в преподавании ритмики. В первую очередь, они вызваны не пониманием основной цели музыкально-ритмического воспитания, приоритетности музыкально-эстетического развития над двигательным. Ритмика, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья умственно отсталых учащихся, развития их психомоторики, до задач формирования и развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и навыков и т. д. Однако основной системообразующей целью является развитие музыкальности, становление музыкально-эстетического сознания умственно отсталого ребенка через возникновение у него способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, формирование музыкально-культурного кругозора личности.

В большинстве своем уроки ритмики похожи, в лучшем случае, на уроки хореографии, в худшем, на занятия художественной гимнастикой или аэробикой. Важно понимать, что урок ритмики – это не урок физкультуры под музыку, не фитнес, это не спортивное явление, а художественное. При таком подходе не только не реализуется основная цель уроков ритмики, но и ставится под сомнение основополагающий принцип музыкальной ритмики, заложенный еще Э. Жак-Далькрозом, об органичной связи движения и музыки, при котором музыка исполняет главную, ведущую роль, а не является фоном для движения. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движение же является своеобразным средством выражения художественных образов. Ритмика – это умение слушать и «пропевать» музыку в движении.

Музыка, являясь богатейшим и действеннейшим средством эстетического воспитания, с древних времен, в большей или меньшей степени, использовалась во всех педагогических системах. Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяет общественную значимость музыкального искусства и его место в системе духовно-культурных ценностей. На филосовско-эстетическом уровне музыка рассматривается в контексте всей культуры и оказывает влияние на все сферы развития человека. В исполнительстве человек выражает свое отношение к окружающему, у него формируется взаимосвязь интеллектуального и эстетического. Музыка является не фоном или иллюстрацией деятельности, а, напротив, источником познавательной активности.

На уроках ритмики необходима установка на глубокое восприятие музыки, умение ее пережить и прочувствовать, передавая свои ощущения так, как если бы она (музыка) была создана самим учеником. Только при соблюдении этого условия музыка надолго, а часто и навсегда остается в эмоциональной памяти ребенка, оказывая влияние на его мироощущение и поведение. При глубоком восприятии музыкального искусства через движение волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность. Эта задача может быть решена только при организации систематической работы по восприятию музыки на уроках ритмики: предварительного прослушивания и подробного анализа музыкального произведения, предлагаемого для движения. Урок ритмики должен быть наполнен лучшими образцами разнообразных по характеру, содержанию, жанру и стилю музыкальных произведений народной, классической и современной музыки. Репертуар должен способствовать формированию музыкального вкуса, расширению кругозора, пополнению «музыкального багажа» умственно отсталого ребенка, обогащению его словарного запаса, получению доступных ему знаний о музыке как виде искусства. Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на уроках ритмики (через подключение к музыкальной памяти – памяти мышечной), остаются на всю жизнь.

На уроках ритмики есть возможность познакомить умственно отсталых детей с таким древним видом искусства, как танец. И этим ни в коем случае нельзя пренебрегать. Танцевальная музыка представляет значительную часть музыкального искусства прошлого и настоящего, поэтому умственно отсталых учащихся следует знакомить и с музыкальной, и с танцевальной культурой разных стран и эпох. Умственно отсталые дети должны познакомиться в доступной них форме с историко-бытовым, бальным, народным и современным танцем, получить элементарные сведения о танцевальном искусстве.

Занятия ритмикой должны помочь умственно отсталому ребенку войти в удивительный мир музыки и танца, способствовать его всестороннему эстетическому развитию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: