Глава 1. «Начало промышленного переворота, его особенности»




Министерство образования РБ

ГОУНПО Профессиональное училище №

 

Реферат

 

 

на тему: Промышленный переворот в России в 19 веке: этапы, особенности.

 

 

Выполнил:

Проверила:

 

Стерлитамак 2006

Содержание

Введение 3

Глава 1: «Начало промышленного переворота, его особенности» 5

Глава 2: «Этапы промышленного переворота» 11

Заключение 17

Список использованной литературы 19

 

Введение

Промышленность в общей системе экономики первой половины XIX в. играла подчиненную роль.Однакопо темпам роста промышленное производство существенно опережало сельскохозяйственное. В структуре промышленности России, ее размещении, организации, техническом оснащении, в составе рабочих в тот период наблюдались явления, неизвестные или почти неизвестные в предшествующем столетии.

Отличительной чертой дореформенной экономики являлось неравномерное размещение промышленного производства по территории страны. Основными промышленными губерниями были центрально-нечерноземные и северо-западные. На их долю в начале 60-х гг. XIX в. приходилось 70 % стоимости всего промышленного производства. Наиболее высоким уровнем отличались три губернии — Петербургская, Московская и Владимирская. Общий уровень промышленного развития других районов был намного ниже: Черноземный центр — 6,6 %, Украина — 5,1 %, Урал - 4,4 %.

Среди отраслей доминирующее положение занимала обрабатывающая промышленность. Внутри этой отрасли главными были текстильная (хлопчатобумажная, полотняная, шерстяная, шелковая) и винокурение. В тяжелой промышленности преобладала металлургия (черная) и металлообработка.

Характерным явлением для промышленности России того времени являлось параллельное и взаимосвязанное развитие всех трех форм организации промышленного производства: ремесла, мануфактуры и фабрики. Наряду с общим интенсивным ростом крестьянских промыслов, мелкой городской промышленности, мануфактур, усиливался процесс перерастания мелкотоварного производства в мануфактуру, переход от мануфактуры к фабричному механическому производству.

Мелкое товарное производство в сфере обрабатывающей промышленности по числу работников и по размерам выпускаемой продукции превосходило крупную промышленность. Оно производило товары для массового потребления крестьянства и низов городского населения (ткани, обувь, одежду, посуду, домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь, строительные детали и пр.). В то же время возникли новые виды промыслов, обслуживавшие интересы дворянства и городской верхушки (шелкоткачество, изготовление галунов и позументов, кружевное дело), а также художественные промыслы (изготовление ковров, лубочных картин, игрушек, икон). В первой половине XIX в. развитие мелкотоварного производства характеризуется углублением хозяйственной специализации отдельных регионов, усилением обмена между ними и возрастанием роли посредников-скупщиков готовой продукции.

Мелкое, преимущественно крестьянское, производство перерастало в мануфактуру различного типа — рассеянную, смешанную и централизованную. Наиболее массовой являлась мануфактура с раздаточной системой, светелками (особыми ткацкими избами в деревнях), скупщиком и прочими атрибутами раннекапиталистических отношений. Капиталистическая мануфактура, в том числе и выраставшая из мелкотоварных промыслов, явно вытесняла мануфактуру, основанную на принудительном труде, которая, тем не менее, продолжала существовать до самой реформы 1861 г.

 

 

Глава 1. «Начало промышленного переворота, его особенности»

Совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, происшедших в результате перехода от мануфактуры к фабричной стадии капиталистического производства, принято называть промышленным переворотом. Этот процесс имел две стороны — техническую (переход от ручного труда к машинному) и социальную (формирование промышленной буржуазии и промышленных наемных рабочих). Большинство историков и экономистов относят начало промышленного переворота в России к рубежу 30-40 гг., а его завершение к 80-90 гг. XIX в. Раньше всего этот процесс начался в текстильной промышленности (в первую очередь хлопчатобумажной), позднее — в горнодобывающей. В связи с переходом к машинной технике возрастает производительность труда (к середине века в три раза), ускоряются темпы экономического развития, постепенно меняется отраслевая структура промышленности.

С начальной стадией промышленного переворота в России связывают целый ряд изменений. К их числу относят начавшиеся систематичные технические преобразования в отдельных отраслях производства: установка паровых котлов и паровых машин, применение механических веретен в бумагопрядении, механических ткацких станков в ткачестве, цилиндренных машин и перротин в ситцепечатании, механической выделки бумаги на писчебумажных предприятиях, пудлингования в металлургии и т.д.

Металлургическая промышленность.

Главенствующее место России в поставке железа на международный рынок довольно быстро утрачивалось. Основанное на крепостном труде и отсталой технике, горнозаводское производство оказалось неконкурентоспособным, и его продукция вытеснялась английским, значительно более дешевым железом, производившимся методом пудлингования. Основную роль в горнозаводской промышленности по-прежнему играл Урал, дававший около 4/5 продукции. Продолжали действовать и отдельные сибирские заводы, и так называемые замосковные, расположенные в центральных губерниях Европейской России. Южный металлургический центр, которому принадлежало будущее, еще не сложился: казенный Луганский завод, созданный в XVIII в., оставался пока малоэффективным. Он, однако, сыграл в это время значительную роль в развитии каменноугольного промысла в Донецком бассейне.

В металлургической промышленности строительство заводов и рост выпускаемой продукции чрезвычайно замедлились. На Урале началось применение пудлингования. Застой в горнозаводской промышленности дал себя почувствовать в годы строительства первой в стране железной дороги между Петербургом и Царским Селом. Рельсы для нее в 1837—1838 гг. ввозились из-за границы: русские заводы смогли обеспечить строительство металлом менее чем на один процент.

Ведущее место по выплавке чугуна, производству железа, а также в добыче меди принадлежало частным — вотчинным и посессионным заводам.

Особое место в горной промышленности в дореформенные десятилетия заняла добыча золота на Урале, в Сибири, а также в Казахстане, куда устремились и частные капиталы. С конца 40-х гг. при промывке золотоносных песков начинают все шире применяться машины.

Обрабатывающая промышленность.

Наиболее серьезные изменения произошли в обрабатывающей промышленности. Хлопчатобумажное производство в России началось с последней стадии производственного процесса — с набойки по ввозившемуся из-за границы миткалю. Затем появилось и хлопчатобумажное ткачество из импортируемой пряжи и лишь потом собственное бумагопрядение из ввозившегося в страну хлопка. Распространение ткачества в этой отрасли шло не только и даже не столько путем основания сразу мануфактурных предприятий, сколько в форме рассеянной мануфактуры, перерастания мелкого, преимущественно домашнего крестьянского производства в мануфактурное. Что же касается бумагопрядения, то оно началось в России сразу же со стадии механизированного производства.

В первые десятилетия определились и главные центры хлопчатобумажного производства — Шуйский уезд Владимирской губернии, а особенно село Иваново, и Москва с некоторыми уездами Московской губернии. На протяжении двух первых десятилетий XIX в. растущие потребности армии в солдатских сукнах и подкладочной ткани — каразее — обеспечивали суконной промышленности постоянного заказчика — казну. Но одновременно это ограничивало возможности развития отрасли: суконные мануфактуры, в подавляющем своем большинстве посессионные, обязывались выделывать только те сукна, какие требовались армии, и в том количестве, какое им было назначено. С окончанием наполеоновских войн принудительная поставка сукна в казну была отменена и заменена системой торгов. В то же время стали распространяться и купеческие мануфактуры, работавшие на рынок и вырабатывавшие тонкие сукна.

В середине 40-х гг. на ряде предприятий устанавливали различные машины для отделочных операций, ткачество же производилось в основном на ручных станках. Паровые двигатели были большой редкостью.

Парусно-полотняная промышленность, процветавшая в XVIII в., благодаря внешнему рынку и поставкам в казну, с развитием производства более дешевой хлопчатобумажной ткани утрачивала свои позиции.

Пароходы, вытеснявшие парусный флот, более дешевое машинное производство полотна в Англии все решительней сокращали его экспорт из России. Сохранялась, однако, работа на казну. Одновременно возрос вывоз сырья, что было вызвано спросом английских льнопрядильных фабрик. Одной из причин неконкурентоспособности парусно-полотняных предприятий по сравнению с хлопчатобумажными являлась также более слабаястепень их механизации.

Но в то же время и в этой отрасли происходил неуклонный рост купеческих и крестьянских предприятий, основанных на наемном труде. В писчебумажной промышленности, действовавшей на рубеже столетий почти исключительно на основе крепостного труда со второй половины 30-х гг. стало распространяться машинное производство, и в 1850 г. уже 40 % продукции было произведено машинами.

Новые отрасли промышленности.

Из новых отраслей, получивших развитие во второй четверти XIX в., надо отметить свеклосахарную промышленность, машиностроение и добычу каменного угля. Долгое время Россия потребляла тростниковый сахар, ввозимый из-за границы. Существовавшие сахарорафинадные заводы в Петербурге и некоторых других городах использовали привозной сахарный песок. В начале XIX в. возникает собственное свеклосахарное производство, которое стало заметно расти с 30 — 40-х годов.

Производство сахара было сосредоточено в помещичьих имениях и главным образом на Украине. Помещики-предприниматели с 40-х гг. стали вводить технические усовершенствования, в частности и паровые машины, сохраняя при этом и принудительный труд.

Предшественниками отечественного машиностроения были механические мастерские при металлургических и некоторых других предприятиях, обслуживавшие нужды этих предприятий. Мастерская при казенной Александровской мануфактуре выполняла также заказы других предприятий.

В 40 — 50-х гг. возникает несколько крупных машиностроительных предприятие таких, как Сормовский завод, завод Нобеля и выросшие из небольших мастерских, будущие Невский и Балтийский заводы в Петербурге, а также казенный Александровский завод, переименованный из литейного в Главный механический завод Петербургско-Москосвской железной дороги. Петербург превращался в основной центр машиностроения. Нехватка частных капиталов способствовала распространению акционерных кампаний — более развитой формы организации капиталистических предприятий. Доминирующее место в акционерном учредительстве принадлежало производственным компаниям. Особенно значителен был рост акционерных компаний в предреформенные годы.

Добывающая промышленность.

Потребность промышленности в каменном угле покрывалась импортом, главным образом из Англии. Собственная же добыча была ничтожна. Главная роль принадлежала здесь Донецкому бассейну, но уже стал добываться подмосковный, уральский и кузнецкий уголь.

В начале 40-х гг. интерес к нефти повысился: назначается особый горный чиновник для изыскания нефтяных источников, а Черноморскому казачьему войску предписывается направлять троих воспитанников в Горный институт для специального обучения разработке нефти. Но вскоре нефтяные источники стали отдаваться с торгов на откуп. Такая система продолжалась и в 50-х гг.

Новые явления в промышленном развитии России нашли свое прямое отражение в росте численности и изменении состава рабочей силы, обслуживавшей промышленность. Это сказалось и в терминологии. В самом начале XIX в. совершенно исчез термин «работные люди», закрепились такие наименования, как «мастеровые», «рабочие», «чернорабочие». Пополнение рынка рабочей силы в XIX в. происходило, как и в предыдущем столетии, главным образом, за счет деревни — оброчных крестьян-отходников как помещичьих, так и государственных.

Транспорт.

Важные сдвиги наблюдаются в водном и сухопутном транспорте страны. Паровое судоходство появилось в 1815 г.

Несколько позднее в стране началось железнодорожное строительство. Первые опыты строительства и применения сухопутной паровой тяги в России были поставлены в промышленном производстве на Нижне-Тагильских металлургических заводах Демидовых. Здесь крепостные механики Е.А. и М.Е.Черепановы в середине 30-х гг. построили первые русские паровозы оригинальной конструкции. Однако министерство финансов, возглавляемое Е.Ф.Канкриным, долгое время энергично противилось строительству железных дорог в стране, что отразилось на масштабах и темпах начального этапа этого строительства. Ко второй половине 30-х гг. относится строительство первой государственной железной дороги между Петербургом и Царским Селом (1836 — 1837 гг.). Построенные несколько позже Петербурго-Московская (1842 — 1851 гг.), Петербурго-Варшавская (1852 — 1862 гг.) и другие железные дороги были важны как в политическом и военно-стратегическом, так и в экономическом отношениях.

В 1857 г. создается Главное общество российских железных дорог, разрабатывающее широкую программу строительства, возникают и отдельные акционерные компании Рижско-Динабургской (1858 г.), Волго-Донской (1858 г.), Московско-Ярославской (1859 г.), Московско-Саратовской (1859 г.) железных дорог.

Концентрация производства.

В 60-е и даже в 80-е гг. крупные механизированные производства в отраслях легкой промышленности были лишь островами в океане множества кустарных предприятий. К середине 1880-х гг. в хлопчатобумажной промышленности на одном полюсе находились 49 крупных фабрик с производством продукции на сумму 1 млн рублей и более, а на другом - масса мелких заведений. В 90-е гг. и в период мирового экономического кризиса (1899-1903) ситуация кардинально меняется. Во всех главных отраслях промышленности стали господствовать крупные и крупнейшие предприятия. Исчезают мелкие заведения в сахарной промышленности. Для новых отраслей тяжелой индустрии характерны крупные предприятия с тысячами рабочих.

Концентрация производства сочеталась с его комбинированием (соединением в одном предприятии разных отраслей промышленности). На крупных текстильных фабриках вырабатывались практически все известные виды тканей. Ведущие заводы транспортного машиностроения являлись в большинстве своем многопрофильными. Они выпускали разнообразные виды продукции, начиная от паровозов и судов для военно-морского флота и кончая топорами и лопатами. Как концентрация, так и в гораздо большей степени комбинирование вызывались узостью внутреннего рынка на полуфабрикаты и отдельные виды готовой продукции.

Размеры предприятий увеличивались и за счет того, что очень многие крупные предприятия имели вспомогательные производства: разнообразные мастерские, кирпичные заводы, сельскохозяйственные хутора, животноводческие фермы, мельницы, торфоразработки, а также лесные угодья большой площади. Тверская мануфактура, принадлежавшая одной из ветвей знаменитой семьи Морозовых, имела в собственности земель с лесом площадью 40 тыс. десятин. Такого рода комбинирование свидетельствует о недостатках развития рыночных отношений в стране.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: