Общая характеристика Реформации:




ГУМАНИСТЫ

Идеологической основой культуры возрождения стал гуманизм.

Гуманистами в эпоху Возрождения называли по принципу образования:

1. Гуманист – тот, кто изучает и преподает не теологические науки, а общественные: риторика, философия…

2. гуманист – знаток классической литературы.

 

Главное содержание гуманизма - культ человека, поставленного в центр мироздания, признание его творческого гения. "Обожествление" человека = новые формы самосознания и индивидуализм.

Гуманисты способствовали выработке идеала "совершенной", всесторонне развитой, гармоничной личности, добродетели которой определяются не по рождению, а по поступкам.

Гуманисты черпали политический опыт античной культуры. Чувство патриотизма и гражданственности. Восхищение красотой человека, его талантами.

Новая система образования. Главная цель нового образования – развитие личности человека и вера в собственные силы. Развитие талантов. Опора на гуманитарные науки. Христианство не отвергалось, но совмещалось с античными идеями.

Во Флоренции гуманисты собирались на вилле Марселио Феччини, переводчика Платона. Этот кружок назвали «Академией ». Покровительствовал им Медичи.

К сер. 15 в. была сформирована такая черта как антропоцентризм – человек есть венец творения, свободная личность, сформировано учение о благородстве и достоинстве человека.

Идейными корнями Возрождение уходило в античность, но также и в светские традиции СВ культуры.

«ДЕКАМЕРОН»- собрание ста новелл итальянского писателя Джованни Боккаччо, одна из самых знаменитых книг Раннего итальянского Ренессанса, написанная приблизительно в 1352—1354 годы. Большинство новелл этой книги посвящено теме любви, начиная от её эротического и заканчивая трагическим аспектами.

VIRTU - Добродетель (итал. virtú, лат. virtus) - главная определяющая категория гуманистического идеала личности. Это понятие охватывало целый круг нравственных норм и представлений. В отличие от христианства, для которого добродетели были теологическими (вера, надежда, милосердие), гуманисты исходили из положений античной этики. Главный признак добродетели – разум.

Другие признаки virtú: благоразумие, умеренность, мужество, стойкость, терпение, гуманность, щедрость, великодушие, скромность, стыдливость, сострадание. Кроме того, идеальный человек — не только мудрый и счастливый, но и деятельный.

Для всех гуманистов 1-й пол. XV века virtú являлась универсальной категорией, которая определяла важнейшие свойства человеческой личности, характер и образ жизни.

 

HOMO UNIVERSALE - "совершенный, универсальный человек"- определение эпохи гуманизма. Человек в гуманистическом мировоззрении ставится во главу угла. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности.

Homo Universale - идеал человека в гуманизме, гармоническая, сильная, духовно богатая, всесторонне развитая личность. Такими универсальными людьми итальянского Возрождения были Леоне-Баттиста Альберти (Санта-Мария-Новелла) и особенно гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи, проложивший новые пути буквально во всех областях науки и художественной культуры.

НЕПОТИЗМ - раздача римскими папами ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам. Был широко распространён в XV—XVI веках.

Непотизм появился в Средние века, когда папы римские, заботясь об укреплении своей власти, стали раздавать высшие церковные должности, в первую очередь кардинальские шапки, своим родственникам. Ими были сначала племянники, отсюда и название «непотизм». Позже, особенно в XV—XVI веках, ими были незаконнорождённые дети.

Например, Александр VI сделал кардиналом своего сына Чезаре, а папа Павел III — своих внуков. Непотизм начинает изживать себя к XVIII веку. По распоряжению папы Иннокентия XII, в кардинальской коллегии мог быть только один непот. К XIX веку непотизм в церковной иерархии постепенно сходит на нет.

Наивысшего размаха непотизм достиг в эпоху Возрождения, когда папы римские превратились в итальянских князей и стремились приобрести для своего многочисленного потомства княжества и герцогства. Появились целые «папские» династии, такие как семьи Медичи, Борджиа, Савелли.

«СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в германоязычных странах, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий. Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология и искусствоведение разделяют немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и другие.

Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.

В Германии: Альбрехт Дюрер, Творчество Лукаса Кранаха Старшего.

ПАПСКИЙ МЕРИДИАН - после первой экспедиции Х. Колумба в 1492 г. Португалия встревожена — открытие Колумбом новых земель лишало её территориальных прав. Испания отказывалась признавать притязания, ссылаясь на право первого открытия. Разрешить конфликт миром мог лишь глава католической церкви.

3 мая 1493 года папа Александр VI Борджиа издал буллу "Inter caetera" ("между прочим"), в которой объявил, что все земли, которые Кастилия открыла или откроет западнее меридиана, проходящего в 100 лигах западнее островов Зелёного Мыса, должны принадлежать ей, а новые земли восточнее этой линии — Португалии. Отсюда определение - папский меридиан.

Через год, в 1494 г. был заключен Тордесильясский договор, который уточнял линию раздела, по настоянию португальской стороны она была перенесена несколько западнее. После кругосветного плавания Магеллана договор потерял свое значение, т.к. Земля оказалась круглой.

КОНКИСТА – испанская и португальская колонизация Америки. Началась после с открытия испанским мореплавателем Колумбом первых островов Карибского моря в 1492 году, которые испанцы посчитали частью Азии.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА - согласно К. Марксу это исторический процесс, в ходе которого создавались условия для капиталистического производства. Это процесс превращения общественных средств производства и жизненных средств в капитал, а непосредственных производителей – в наемных рабочих.

Понятие впервые введено в трудах Адама Смита и развито Марксом в виде теории первоначального накопления.


Внешние источники ПНК:

Колониальная система

Методы:

o Неэквивалентная торговля

o Колониальные войны

o Работорговля

o Морская торговля

Внутренние источники ПНК:

o Налоговая система

o Система гос. займов

o Система протекционизма

o Аграрный сектор

Методы:

o Налоги

o Откупы

o Кредиты и займы

o Таможенные пошлины и торговые барьеры

o Экспроприация крестьян

o Огораживание


ДУХ КАПИТАЛИЗМА - Определение, введенное М. Вебером в его работе «протестантская этика и дух капитализма». Это систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии, представление о профессиональном долге. Это такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью, "призванием".

Такое отношение к труду не может возникнуть как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.

РЕФОРМАЦИЯ - одно из крупнейших и важнейших событий всемирной истории, оказавшее исключительное влияние на конфессиональную ситуацию в Европе, расстановку политических сил, социальные процессы и культуру.

Реформация, как широкое и сложное по своему социальному и этническому составу социально-политическое и идеологическое движение, имело форму борьбы против католической церкви и основ феодального общества. Оно охватило в 16 - середине 17 вв. большинство стран Западной и Центральной Европы.

Причины, породившие Реформацию, сложны и многогранны. Реформация была не только причиной новых, но и следствием прежних событий и процессов. Произошел целый ряд изменений в жизни европейского общества.

Общие причины и предпосылки Реформации:

1. Политические:

· В эпоху РНВ стали складываться территориальные национальные государства. Некоторые из правителей этих государств активно поддержат Реформацию. Q: Почему? А: Папа и католическая церковь претендовали на гегемонию власти. Брачно-семейное право, уголовная юрисдикция, ереси – все под контролем церковного права. Это препятствовало росту суверенитета (= независимость и верховенство) данных государей. Национальные правители находились в противоречиях с интернациональной католической церковью. Пример: Генрих 8 Тюдор. От первого брака с испанской королевой детей не было, а папа разрешения на второй брак не дал, т.к. ему выгоден союз Испании и Англии. Генрих психанул и разорвал отношения с папой.

2. Социально-Экономические:

· Великие географические открытия возвестили эру океанической цивилизации, в которой главными путями стали океанские дороги. Латинская культура в католическом и протестантском вариантах стала распространяться по всему земному шару

· Формирование новой экономической ситуации в Европе. Широкое развитие городов, открытие новых рынков, бурное развитие торговли, которая все больше становится интернациональной, хозяйственная специализация отдельных европейских территорий, начало складывания колониальной системы, развитие книгопечатания.

· Начинают развиваться новые социальные слои и ведущую роль в новом обществе играют предприниматели, купцы, фермеры. Именно эти представители так называемого среднего класса в основном и поддержали изменения, совершавшиеся Реформацией в Европе. Экономическое и техническое развитие, появление опытных наук и усложнение социальной жизни разрушало систему католических идей.

3. Влияние гуманизма и Возрождения.

Неоднозначно. С одной стороны, и ндивидуализм  спасение души индивидуально, без посредничества церкви (храм внутри человека, к Богу через покаяние). Гуманисты призывали вернуться к ранней церкви без внутренней иерархии и пр. ерунды. С другой стороны, обмирщение папства и католичества  отрицательная религиозная реакция Реформации на светскую культуру Гуманизма (вспомните Кальвина и его жесткие порядочки: кто пляшет - того сжечь).

4. Кризис католической церкви. Ведущие мыслители того времени попадали в лоно церкви (тот же Лютер или Пражский универ), и давай себе думать на разные темы = отсутствие единства. Кроме того, обмирщение церкви и потеря папством авторитета (какой тут авторитет, если папа на охоте каждый день и детей у него больше, чем у дедушки).

Общая характеристика Реформации:

Реформационное движение отличалось большой сложностью. В нем так или иначе приняли участие различные классы и социальные группы, которые вкладывали в критику католической церкви различное содержание и преследовали разные цели. Существовали и серьезные различия между реформационными настроениями, ходом реформации и ее итогами в отдельных странах. В ряде стран реформационное движение было использовано феодалами в интересах либо укрепления королевской власти (скандинавские страны, Англия), либо даже сепаратизма (немецкие князья, французские феодалы).

Итоги: В целом реформационное движение было важным историческим этапом. В ряде стран Реформация оказалась связанной с буржуазными революциями (Нидерланды, Англия) или повлияла на них (Франция).

В "Германской Европе": католическая церковь утратила свое господствующее положение. Распространились протестантские церкви, которые так или иначе были связаны с государством. В результате секуляризации церковных земель экономическое могущество католической церкви было коренным образом подорвано. На "латинском" юге Европы: позиции католической церкви тоже оказались потеснены. Новые формы морали и нравственные принципы получили свое идеологическое обоснование. Получили теоретическую базу идеи демократии, республиканизма, индивидуализма, энергичности и предприимчивости.

ИНДЕКС ЗАПРЕЩЕННЫХ КНИГ - список публикаций, которые были запрещены к чтению Римско-Католической Церковью под угрозой отлучения. Впервые появился в 1559 году по приказу папы Павла IV в рамках Контрреформации и просуществовал до 1966 года. Внесенные в индекс книги должны были уничтожаться каждым благоверным католиком (умеющим читать). Индекс играл важную роль в фальсификации истории католической церковью, имевшей монополию в области культуры и науки в Западной Европе в Средневековье.

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР— Вселенский собор, собранный по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию. Считается отправной точкой Контрреформации:

Хронологические рамки: 1545-1563 гг., с перерывами.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ:

o Запрет плюрализма (сосредоточение нескольких церковных бенефицией в одних руках),

o Запрет абсентеизма (получение доходов с церковных должностей лицами, не выполнявшими связанные с ними функции);

o Запрещена торговля церковными бенефициями,

o Сокращен аппарат папской курии,

o Уничтожена плата за утверждение лиц в сане архиепископа.

На последних заседаниях собора взяли верх «ультрамонтане» - наиболее реакционные прелаты и иезуиты, выступавшие против любых изменений. Под их влиянием собор подтвердил все догматы католицизма. Однако, попытки вернуть прежнее господство встретили сопротивление ряда католических государей и закончились провалом.

ИТОГ: Используя решение собора и опираясь на иезуитов, папство смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где ранее имела успех Реформация.

ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ УНИЯ - Союз протестантских князей Германии, заключенный в 1608 г., получал поддержку от французского короля Генриха IV. возглавлена кальвинистом курфюрстом Пфальца Фридрихом IV. Первоначально замечалось стремление к образованию двух особых союзов, лютеранского и кальвинистического, однако усиление католической реакции привело к заключению Е.У. Образование Евангелической унии вызвало создание католиками в 1609 году своей «Католической лиги ». Чтобы обеспечить себя на случай войны, Евангелическая уния заключила в 1612 году союз с Англией, затем с Нидерландами. На съезде в Ротенбурге члены унии формулировали ряд требований, предъявленных затем на Регенсбургском сейме 1613 г. Император был против этих требований; примирительный попытки потерпели неудачу. Известие о Белогорской битве 1620 г. повело к упадку Унии: имперские города стали выходить из неё. Вскоре Уния совсем распалась.

РЕСТИТУЦИОННЫЙ ЭДИКТ - Принятый в 1629 г. (по окончании датского периода 30-лет. войны) документ, восстанавливающий католическую церковь в правах на те земли, которые были отняты у нее в ходе секуляризации протестантами. На этих землях в Германии были восстановлены 2 архиепископства, 12 епископств. Но некоторые католические князья взбунтовались, что подорвало влияние Фердинанда II. А ннулирован Пражским миром 1635 г.

 

 

МИЛИТАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – переворот в военном деле, практике ведения войны, изменение отношения к войне. Изменился характер войн.

Начало: Итальянские войны. Длился С 20-х г. 16 в до 70 г. 17 в.

Признаки – широкое распространение огнестрельного оружия, возросло искусство фортификации, пехота стала вытеснять кавалерию, армия стала наемной, возросла ее численность. Меркантилизация войн, увеличение расходов на ведение войны. Яркий пример – Тридцатилетняя война.

 

«95 ТЕЗИСОВ ПРОТИВ ИНДУЛЬГЕНЦИЙ» - документ на латинском языке, написанный Мартином Лютером и вывешенный 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге (административный центр княжества Саксония). От этого документа отсчитывается начало Реформации и история протестантизма.

СОДЕРЖАНИЕ:

o Покаяние, совершается не в акте таинства, но длится всю жизнь христианина и заканчивается оно только с вхождением в Царствие Небесное.

o Истинное Отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог (6 тезис). У римского папы нет никаких особых прав отпускать грехи. Иначе, почему бы не отпустить грехи всем?

o Критика католического догмата о Чистилище, который как бы стирает значение смерти

o Недействительность индульгенций

o Утверждение Священного Писания как единственного авторитета.

ПОСЛЕДСТВИЯ:

Публикация 95 тезисов вызвала резкую реакцию. Религиозный раскол Европы. Начало Реформации, религиозных войн, а затем и Контрреформации.

«ЖАЛОБЫКРЕСТЬЯН С 12 ПРОСЬБАМИ» Швабскими крестьянами в марте 1524 г. были составлены "ЖКс12П".

В феврале 1525 года Ульрих Шмид, деревенский кузнец из Зульмингена, возглавивший Бальтрингенский отряд, обратился к городскому совету Меммингена с просьбой найти среди горожан людей, которые были бы способны свести воедино более трёхсот жалоб местных крестьянских общин. За эту работу взялись меммингенский проповедник Христофор Шаппелер и скорняк-подмастерье Себастьян Лотцер, которые составили документ, получивший широкую известность под названием "Двенадцать статей".

6-7 марта 1525 года в Меммингене состоялся съезд представителей крестьянских отрядов Верхней Швабии, на котором после острой дискуссии программа "Двенадцать статей" была принята в её наиболее умеренной редакции.

Ссылались на книгу Лютера «О крестьянской свободе». Написали письмо Лютеру с просьбой быть их защитником. Но Лютер не согласился. Писал письма государям, пытался усмирить крестьян и предупредить господ. Господам: «нож к горлу приставлен, а вы все еще думаете, что сила за вами». Крестьянам: «терпеть – наш крест».

Содержание статей:

1. общины должны сами избирать своих пастырей;

2. ликвидировать личную зависимость;

3. уменьшение податей и барщины;

4. дозволения рубить лес и охотиться в господских угодьях.

Все основывали на священном писании.

"ЖК" не принесли результата. В ноябре 1524 г вспыхнуло восстание в Швабии, которые вскоре охватило всю Германию. Началась Крестьянская война.

 

АУГСБУРГСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ - основное лютеранское исповедание веры, документ, формулирующий, что есть истинная вера.

Дата создания: 1530г. Рейхстаг в Аугсбурге.

Автор: Филипп Меланхтон, ученик Лютера, представивший основные его положения.

История: В 1530 г. Карл V пригласил на рейхстаг князей СРИ. Император желал видеть империю католической. Князей, которые придерживались различных религиозных убеждений, император обязал представить ему изложения их веры.

Лютер не мог присутствовать на рейхстаге, т.к. был объявлен вне закона еще в 1521 г.

Император решительно отказался признать «Аугсбургское вероисповедание». Католической церковью было составлено опровержение.

 

Состав: Не считая предисловия и краткого заключения, Аугсбургское исповедание состоит из 28 статей. 21 статья излагает лютеранское вероучение и опровергает все прочие. Остальные семь посвящены нарушениям христианской жизни. Провозглашалось, что главой церкви является не папа, а светский владетель (князь). Упразднялись пышная католическая обрядность, почитание икон и мощей; вместо торжественной мессы вводилась простая литургия с проповедью пастыря.

 

ГЕЙЛЬБРОННСКАЯ ПРОГРАММА - условное название проекта политического переустройства Германии, выдвинутого бюргерством (май 1525) во время Крестьянской воины. (Гейльбронн - город во Франконии).

Автор - К. Гиплер

Положения:

· все власти должны быть подчинены императору,

· князья - превращены в должностных лиц империи,

· духовенство - лишено светской власти.

· общеимперское законодательство,

· равный суд

· единство монеты, мер и веса,

· отмена внутр. таможенных пошлин,

· конфискация церковных имений и др.

Осталась преимущественно утопией.

 

ЦВИНГЛИАНТСВО

Ульрих Цвингли, начал свою проповедь одновременно с Лютером и независимо от него. Лютер получил воспитание и образование совершенно в духе средних веков; Цвингли, наоборот, был видным гуманистом, поклонником Платона. Лютеру разрыв с церковью стоил больших душевных мук; Цвингли разошелся с нею незаметно для самого себя, и в нем вообще было меньше мистицизма. Проповедовать Цвингли начал в 1516 г., а в 1519 сделался каноником в Цюрихе, где сразу получил известность. Свое учение он изложил в тезисах, по которым цюрихский городской совет устроил диспут (1523). Учение это сводилось к следующему: Единственный источник веры – Евангелие. Папство, монашество, безбрачие духовенства, учение о чистилище и т. п. не имеют основания в священном писании. Духовная власть тоже не имеет никаких оснований в учении Христа, и церковь есть совокупность всех лиц общины, а не одно только духовенство. Таинства у Цвингли получили значение простых благочестивых обрядов. Городской совет стал на сторону Цвингли, и в Цюрихе было совершено преобразование богослужения, принятое вскоре и некоторыми другими кантонами.

И Лютер, и Цвингли, оба переводившие Библию на немецкий язык, ввели этот язык и в богослужение, но Цвингли пошел дальше Лютера в упрощении богослужения, совершенно устранив из храмов священные изображения (кроме распятия) и органы. Лютер не одобрял многих взглядов Цвингли, вследствие чего между ними возгорелся спор. Главным его предметом было различное понимание евхаристии. Хотя Лютер и отвергал учение о пресуществлении, но признавал, что причащение есть таинство, в котором действительно присутствует сам Христос, и чрез которое верующему сообщается благодать. Цвингли учил, наоборот, что причащение есть только воспоминание о тайной вечере Спасителя, не имеющее никакого таинственного значения. Приверженцы реформации устроили диспут между Лютером и Цвингли (в Марбурге в 1529 году), где первый доказывал, что слово «есть» в евангельском тексте, устанавливающем евхаристию, нужно понимать буквально, а Цвингли настаивал, что в данном случае «есть» стоит вместо «знаменует». Соглашения между ними не состоялось, но Цвингли со слезами умолял Лютера о союзе обоих исповеданий, признающих оправдание посредством веры; Лютер не принял, однако, протянутой им руки и резко отказался от союза. В нем было больше нетерпимости, унаследованной им от католицизма; Цвингли был мягче и терпимее под влиянием гуманистического образования. Лютер порицал рационализм Цвингли и даже отчаивался в его спасении. Впоследствии Лютер прямо осудил разум, как «блудницу дьявола».

ТЕОРИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ - ключевая черта кальвинизма. Бог каждого определяет либо на спасение, либо на падение. Никакими личными усилиями, ни с помощью церкви верующий не в состоянии изменить приговор неба. Основания этого «избрания» неизвестны, как и неизвестна загробная судьба каждого верующего в отдельности. Полагать, что поступки людей оказывают влияние на их судьбы, было бы равносильно тому, что решения Бога можно подчинить человеческому влиянию.

Главный вопрос кальвинизма: как удостовериться в собственной избранности. Кальвин указал, что доказательством избранности служит устойчивость веры, возникающая как следствие благодати.

Два пути:

1. Верующему вменяется в прямую обязанность считать себя избранником Божьим и прогонять сомнения как дьявольское искушение, ибо недостаточная уверенность свидетельствует о неполноте веры.

2. В качестве доказательства рассматривается неутомимая деятельность в рамках своей профессии. Успех = признак избранности.

 

ТЕОРИЯ МИРСКОГО ПРИЗВАНИЯ. Одно из понятий кальвинизма, вытекающее из теории божественного предопределения. Провидение Господне дало каждому профессию. Профессиональное призвание здесь не судьба, с которой надо примириться и покорно следовать (как в лютеранстве), а требование Бога к каждому человеку трудиться к славе Его. Как это ни парадоксально, но догмат о предопределении не по­рождал отчаяния, а, наоборот, вызвал невиданный при­лив энергии, стремление всей жизнью засвидетельствовать свою принадлежность к «избранным». Отсюда материальное благополучие стало рассмат­риваться как признак избрания и, наоборот, бедность стала клеймом божьего проклятия.

 

МЕСТА - В Испании – союз дворян-овцеводов, имевший значительные привилегии. Привилегия перегона своих стад по территории страны осенью с севера на юг, а весной обратно. При этом земледельцам было запрещено возводить изгороди, и овцы уничтожали посевы. Был освобожден от алькабалы. Пользовался королевским покровительством.

МОРИСКИ - В Испании – крестившиеся мусульмане, оставшиеся на территории Испании после завершения Реконкисты. Мориски вместе с марранами (крещёными евреями) причислялись к низкостатусному сословию новых христиан. Мориски подвергались постоянной слежке по подозрению в тайном исповедании ислама. Согласно понятиям «чистоты крови» и «прирожденного христианства» их потомки не имели преимущества на назначение на государственные должности. Филипп II принял ряд законов, ущемляющих их права, что привело к их восстанию в 1568 г., разгромленному в 1572 г.

АЛЬКАБАЛА - 10% налог в казну с торговых сделок в Испании и испанских колониях. Налог приносил наибольший доход королевской казне. Стал одной из причин революции в Нидерландах. В своё время алькабала подвергалась сильной критике со стороны налогоплательщиков, политиков и экономистов, из-за его регрессивного характера и препятствования экономической активности. Алькабала была непрямым налогом, который взимался с актов купли-продажи и всех видов обмена, дарения, наследования. Администрирование этого налога было очень сложным и запутанным.

НЕПОБЕДИМАЯ АРМАДА ­- крупный военный флот (около 130 кораблей), собранный Испанией в 1586−1588 годах для вторжения в Англию во время англо-испанской войны (1587−1604). Поход Армады состоялся в мае-сентябре 1588 г. На пути следования к берегам Англии армада подверглась нападениям англо-голландского флотом из лёгких и манёвренных кораблей. В них отличились «пираты Елизаветы», самый известный из которых — Фрэнсис Дрейк. Армада разбита. Возвращение в Испанию было трудным. В результате сильных штормов многие суда были разбиты.

«ПЛАКАТЫ » - Во времена царствования Карла V, к которому отошли Нидерланды, вследствие бесконечных финансовых вымогательств и разорительных войн в стране стало назревать недовольство. Выражалось это как в увеличении количества восстаний, так и в распространении различных протестантских вероучений — лютеранства, кальвинизма, анабаптизма и др. Для борьбы с ересями правительство уже с 1525 г. начало издавать жестокие законы против еретиков, так называемые плакаты. При Филиппе 2 законодательство против еретиков значительно ужесточилось, "плакаты" получили повсеместное распространение. Во время Нидерландской Революции неоднократно выдвигалось требование отмены "плакатов". В итоге они были отменены Гентским умиротворением 1576 г.

ГЁЗЫ - во время Нидерландской революции 16 века прозвище борцов против испанского владычества. В начале гезами называли членов Союза дворян, образованного оппозиционной знатью в 1565 году с целью защиты привилегий нидерландского дворянства от деспотизма испанского короля. Позднее гезами стали называли участников вооруженной борьбы с испанцами, которые действовали партизанскими методами на суше (лесные гезы) и на море (морские гезы). Взятие морскими гезами Брила 1 апреля 1572 года послужило сигналом к всеобщему восстанию в Северных Нидерландах.

ОРАНЖИЗМ. В о время Нидерландской революции главой восставших провинций был провозглашен принц Оранский. Его поддержала правящая купеческая олигархия, которая действовала в городских советах и Генеральных штатах, контролировала финансы и надежно держала в руках своего ставленника. Оранжисты - численно сравнительно небольшая группа, состоявшая гл. обр. из кальвинистских дворян, консервативных бюргеров, представителей интеллигенции; в Республике Соединенных провинций конца 16-18 вв. - политич. группировка сторонников статхаудеров (штатгальтеров) Голландии и Зеландии из Оранского дома.

«ГЕНТСКОЕ УМИРОТВОРЕНИЕ» - соглашение, заключенное в 1576 г. в г. Генте между северными и южными провинциями Нидерландов в ходе Нидерландской революции 16 в.

Третий этап революции, восстание, вспыхнув в 1572 году на севере Нидерландов, в сентябре 1576 года распространилось на южные провинции страны. Заключенное в Генте соглашение предусматривало совместную борьбу против испанских войск в Нидерландах, амнистию участникам восстания, сохранения католицизма на юге и кальвинизма на севере страны. Владения католической церкви и верховная власть короля Филиппа II признавались неприкосновенными. Гентское умиротворение представляло собой попытку сохранить единство Нидерландов на основе сохранения испанской королевской власти, но при некоторых уступках с ее стороны. С созданием в 1579 году Утрехтской унии Гентское умиротворение фактически утратило свою силу.

ГОМАРИСТЫ - религиозно-политическое течение в Нидерландах 17 в, последователи богослова Франциска Гомара.

В 1610 году арминиане — последователи критика кальвинизма Якоба Арминия — подали в Генеральные штаты Нидерландов ремонстрацию (протест, возвражение), в которой подвергли критике кальвинистский догмат о предопределении, выступили за политику веротерпимости, что открывало путь к соглашению с нидерландскими католиками. Защитники догматов ортодоксального кальвинизма получили название гомаристов по фамилии их идейного вождя — богослова Франциска Гомара. В 1611 году гомаристы подали в Генеральные штаты критикующую арминиан ремонстрацию (контрремонстрацию). В общественно-политическом плане за гомаристами шли представители мелкой буржуазии и городских низов, тогда как арминиане отражали интересы олигархической купеческой верхушки Нидерландов. Гомаристы оказали поддержку статхаудеру Морицу Оранскому. В 1619 году на кальвинистском генеральном синоде в Дордрехте гомаристы добились осуждения арминианства как ереси.

 

ОГОРАЖИВАНИЯ - ликвидация общинного землепользования, переход земли в частное пользование. Начались в конце 15 в. активный характер этот процесс приобрел в 16 в. 1501-1510 гг. – самая сильная волна. Правление Генриха VII. Отголоски продолжались до 1530 (затронуто правление Генриха VIII). Современники считали огораживание главной причиной пауперизации населения. То же самое Маркс. Потом обратились к статистике. Э.Ф. Гэй подсчитал, что в 16 в огорожено было всего 2,76 % всей земли. Преувеличение историками и современниками. Ограничение в эпоху Тюдоров (комиссии Уолси). Почему сведения современников и статистика не совпали? Дискуссия. Объяснить поможет теория общего блага, осуждающая алчность и использование собственного богатства в ущерб другим представителям общества. отсюда и недовольство современников. Огораживание выгодно не только лендлордам, но и многим крестьянам. Тяжелые глинистые земли, воловьи упряжки, ссоры с соседями из-за порчи границ = выгодно проводить огораживания, укрупняя собственные наделы.

Если посмотреть на восстания против огораживаний, то можно прийти к интересным выводам. Меннинг рассмотрел 75 восстаний с 1509-1553 и обнаружил, что в большинстве случаев разрушителям изгородей покровительствовали лендлорды, в 4 случаях разрушителей изгородей поддерживали чиновники, в 14 случаях разрушители изгородей действовали в соответствии с приказом короны, в 4 случаях – мелкий джентри или священник, и только в 12 случаях восставали сами крестьяне.

Современная английская и-графия считает, что огораживание и демографический рост играли примерно одинаковую роль в процессе пауперизации населения.

 

ФРИГОЛЬДЕРЫ – лично свободные держатели земель в Англии.

· Лендлорды:

1. Лорды маноров – крупное земледельческое дворянство. Стабильное число.

2. Джентри –мелкое и среднее дворянство. Постоянно возрастало, особенно в периоды секуляризации монастырских земель.

· Йомены - верхушка крестьянства. Перегородка между йоменом и джентри прозрачна.

è Лендлорды + йомены = фригольдеры. Полная свобода распоряжения землей, некоторые платежи короне за фригольдерство.

Q: кто является джентльменом?

А: Тот, кто выглядит и живет как джентльмен.

èПонятие размыто, нет особой касты, как в СВ.

 

АНГЛИКАНИЗМ - Английская национальная церковь, сформированная в ходе королевской Реформации. Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле Генриха VIII, который таким образом пытался порвать с Папой Римским, а также укрепить свою абсолютную власть.

· 1534 г – провозглашение независимости английской церкви от римской курии.

· При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры –«39 статей ». Признавались протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный куль

· Церковь стала национальной, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата. Богослужение совершалось на английском языке.

"ЗАКОН О БЕДНЫХ " - Принятый в 1601 г. закон, ставший основой социального обеспечения в Англии

В 16 в. в Англии остро стояла проблема пауперизации населения.

Три фактора пауперизации:

1. Демографический рост

2. Огораживание

3. Революция цен.

В отличие от континентальной Европы, в период правления Тюдоров сложилась национальная политика в отношении бедных. В течение 16 в было принято несколько законодательных актов в отношении бедных.

· 1547 - Статут о бродяжничестве. 1 раз ловили - бичевали, 2 – клеймили, 3 – рабство или смертная казнь.

· 1547 – дворец Брайдвелл превращают в дом коррекции, куда заключали бедняков. Суровые, дисциплинированные учреждения с принуждением к труду – первые работные дома. Во многих странах Европы.

· 1572 - акт, по которому бродяги, менестрели, жонглеры, странствующие театральные группы и т.п. попадают в категорию преступников. Период, когда против Елизаветы вспыхивали восстания, заговоры в пользу Марии Стюарт, бродяги = иезуиты. <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: