Кто является надлежащим истцом по делу о защите прав потребителей?




 

Надлежащими истцами по делам о защите прав потребителей являются граждане, приобретающие или использующие товары, работы или услуги для личных нужд, последующие приобретатели товаров, работ или услуг, использующие их на законном основании, прокуроры, органы Роспотребнадзора и иные уполномоченные органы.

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в частности, из договоров купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг, кредитных договоров (договоров займа) и др. (ст. ст. 454, 702, 779, 807, 819 ГК РФ; преамбула Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются специальными законами (например, возникающие из договоров участия в долевом строительстве, страхования, банковского вклада, перевозки, электроснабжения), то законодательство о защите прав потребителей применяется к таким отношениям в части, не урегулированной специальными законами (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

Защита прав потребителей осуществляется в судебном порядке (п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1).

Обратиться в суд с иском, связанным с нарушением прав потребителей, вправе (ст. 45, ч. 2 ст. 244.22 ГПК РФ; пп. "а" п. 3, п. п. 16, 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17; п. 8 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017; Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2017 по делу N 33-49220/2017):

1) потребитель - гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, права которых нарушены.

 

Справка. Потребитель Потребителем является гражданин, намеревающийся заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абз. 3 преамбулы Закона N 2300-1).

 

При этом истец не признается потребителем, если очевидно, что предмет сделки не предназначен для использования исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.07.2016 N 117-КГ16-3);

2) гражданин, зарегистрированный в качестве ИП, при нарушении прав по сделкам, заключенным им с продавцом (исполнителем) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности;

3) гражданин, который использует приобретенные (заказанные) товары (работы, услуги) на законном основании (например, наследник или иное лицо, которое впоследствии приобрело вещь на законных основаниях);

4) один из являющихся стороной обязательства супругов, действующий в интересах общего имущества супругов;

5) прокурор;

6) Роспотребнадзор и его территориальные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, а также иные органы в случаях, установленных законом.

Лица, указанные в п. п. 5, 6, вправе обратиться в суд для защиты прав и законных интересов конкретного потребителя или группы потребителей только при наличии их соответствующей просьбы, выраженной в письменной жалобе (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).

При этом требования о признании действий ответчика противоправными или о прекращении его противоправных действий могут быть заявлены в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей (ст. 1065 ГК РФ; ст. ст. 45, 46 Закона N 2300-1; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).

По общему правилу гражданин не признается надлежащим истцом по искам о защите прав потребителей, если он не является стороной договора выполнения работ или оказания услуг либо если из договора не следует, что заключившее договор лицо действовало по его поручению (Апелляционные определения Московского городского суда от 30.10.2015 по делу N 33-33308/2015, от 14.08.2018 по делу N 33-35833/2018).

Исключением может являться, в частности, адресат утерянного (поврежденного) почтового отправления. Однако, если такое отправление является международным, вопросы ответственности регулируются в том числе международными договорами РФ (ст. 34 Закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ; Апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2019 N 33-8499/2019).

 

 

См. также: · Как составить и подать исковое заявление о защите прав потребителей? · Каковы особенности обращения гражданина с иском к ИП? · Что делать, если посылка утеряна или повреждена?

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: