- «Учительская газета». Информационный сайт: www.ug.ru
- «Вопросы образования». Электронная версия журнала: vo.hse.ru
- Всероссийский интернет-педсовет: www.pedsovet.org
- Министерство образования и науки: www.mon.gov.ru
- Общероссийское общественное движение «Всероссийское родительское собрание»: www.oodvrs.ru
____________________________________________________________________________
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности. Критерии здоровья и безопасности сегодня выдвигаются на первое место как в государственной политике, так и в системе образования. Это связано с тем, что наряду со снижением рождаемости происходит ухудшение здоровья детей, увеличивается уровень социальной дезадаптации и различных вариантов девиантного поведения детей и подростков. Уровень жизни тесно связан с качеством жизни, а качество жизни в мировых аналогах — это оптимальная реализация психофизиологических, социально-общественных дарований каждойличности. Поэтому в стратегических программах социально-экономического развития общества каждое вложение в производство, природу, социальную среду должно сочетаться с качеством жизни. Главное богатство общества — человек, а конечным критерием экономического и социального прогресса выступает мера развития человека и удовлетворения его потребностей, развития его творческого потенциала.
Становится очевидным, что человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Такая поддержка может носить личностную ориентацию, а может относиться и к условиям, в которых осуществляется жизнедеятельность, и прежде всего к совершенствованию той общности, в которой осуществляется непосредственное взаимодействие субъектов. Усиление психологических ресурсов и определение психологических «вложений» здесь имеют не меньшую значимость, чем социальные и экономические составляющие. Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются предметом однозначно осуждаемым и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы.
|
Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием является обеспечение психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.
|
Необходимо смоделировать и спроектировать образовательную среду, где бы личность востребовалась и свободно функционировала, где бы все ее участники чувствовали защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. Психически здоровой личность может быть только в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды.
Таким образом, в современном обществе существует четко определенная потребность социальных групп, государства, всего мирового сообщества в системе безопасности как для собственного сохранения и развития, так и для сохранения жизненно важных объектов и ценностей. В контексте психологической науки, которая начинает исследовать проблему безопасности не только в отношениях с предметной средой, но и применительно к социальному окружению, это означает поиск путей снижения уровня психологического насилия во взаимодействии людей. Концепцию безопасности сегодня государство строит, опираясь на защиту национальных интересов страны, защиту прав ее граждан. Конкретное наполнение концепции национальной безопасности возможно через микроуровни, в частности, через создание психологической безопасности образовательной среды, которая является важнейшим условием социализации подрастающего поколения. В педагогической психологии крайне важны исследования по диагностике и созданию условий для позитивного развития субъектов учебно-воспитательного процесса. Проблема психологической безопасности и концепция ее создания в образовательной среде являются черезвычайно актуальными. Служба сопровождения должна быть оснащена технологиями по созданию психологической безопасности образовательной среды, как одного из важнейших условий, обеспечивающих психическое здоровье ее участников. Соответственно данный курс имеет выраженную практическую направленность.
|
В первой теме рассматриваются общетеоретические вопросы, связанные с проблемой взаимосвязи человека с окружающей природной и социальной средой. Приводятся подходы к раскрытию понятия образовательной среды как части социокультурной среды, дается психологический анализ основных параметров образовательной среды, опирающийся на теорию отношений, систему представлений экологической психологии и антропологический принцип в психологии развития. В теме представлено определение психологической безопасности и предложена модель психологической безопасности образовательной среды, описаны механизмы и принципы ее создания.
Во второй теме производится обзор современных моделей деятельности службы сопровождения в образовании, рассматривается идеология психологического сопровождения и обосновываются технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы. Особо выделяются критерии психологического здоровья участников образовательной среды как показатели эффективности деятельности службы сопровождения, с одной стороны, и показатели, в которых отражается качество образовательной среды, — с другой.
В третьей теме делается обзор моделей и методов измерения психического выгорания, моделей профилактических программ профессионального выгорания педагогов и моделей тренингов антивыгорания. Рассматриваются действия, позволяющие справиться с синдромом выгорания, в том числе социальная поддержка и социальная интеграция как защита от выгорания.
В четвертой теме рассматривается экспериментальное доказательство действенности модели психологической безопасности образовательной среды, детально разбирается методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы», направленная на изучение качества социальных условий, в которых осуществляется обучение, воспитание и развитие всех участников учебно-воспитательного процесса. Здесь же приводятся данные психометрической характеристики предложенного психодиагностического инструментария.
Разработчики:
ФБГОУ ВО КГУ им. К.Э. Циолковского доцент Е.Б. Козлова___
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)