Мотивы выбора дополнительных занятий по информатике




Важное значение для реализации системного подхода к проектированию и построению дополнительного образования в области информатики имеет всесторонний учет мотивов учащихся, в соответствии с которыми они осуществили свой выбор, и отношение респондентов к различным формам организации дополнительных занятий. Проводя анкетирование школьников, выбравших дополнительное образование в области информатики, мы предложили им выбрать из предложенного перечня один или несколько мотивов, которые на их взгляд значительным образом повлияли на их выбор.

Мы предполагали, что главным мотивом является интерес к информатике. Ведь сегодня не проходит и дня, чтобы в средствах массовой информации не говорили о компьютерах, глобальных телекоммуникационных сетях и других средствах информации. Многие родители, адекватно оценивая всевозрастающую роль ЭВМ, нередко покупают компьютер для домашнего пользования.

Проанализировав результаты анкетных данных, мы не нашли подтверждения нашему предположению (табл. 4). Наиболее важным мотивом оказалось стремление повысить уровень знаний по информатике (65,2%), а интерес к информатике занимает второе место в рейтинге мотивов (47%) (табл. 4).

Таблица 4

№ п/п Мотив Всего, % Физико - математическая специализация, % Иная специализация, %
1. Повышение уровня знаний по информатике 65,2 73,2  
2. Интерес к информатике   46,3  
3. Привязанность к коллективу 34,8 34,1  
4. Интерес к компьютерным играм 27,3 34,1  
5. Подготовка к поступлению в вуз 25,8 31,7  
6. Настоятельные рекомендации родителей 6,1 4,9  
7. "За компанию" с друзьями   2,4  
8. Приглашение преподавателя   2,4  
9. Стремление с пользой проводить свободное время 1,5 2,4  

Анализируя данные, мы обратили внимание на то, что некоторые мотивы указываются респондентами достаточно часто (более 60% респондентов указывают этот мотив). Ряд мотивов упоминается в анкетах не очень часто (от 20% до 45%). Есть мотивы, которыми при выборе дополнительного образования в области информатики школьники руководствуются редко (до 10%). В соответствии с этим условно все мотивы были разделены на три группы. Неожиданным для нас явился тот факт, что для учащихся физико-математической специализации в одну группу попали такие мотивы, как "интерес к информатике", "привязанность к коллективу", "интерес к компьютерным играм" и "подготовка к поступлению в вуз" (вторая группа мотивов). А для учащихся иной специализации такой мотив, как "интерес к информатике" можно отнести в ту же группу, что и "повышение уровня знаний по информатике". Такие результаты убедительно свидетельствуют о том, что в рамках дополнительного образования по информатике необходимо больше внимания уделять формированию и развитию познавательного интереса школьников к информатике и новым информационным технологиям.

Определяя отношение анкетируемых к различным формам организации дополнительных занятий, мы сочли необходимым рассмотреть мнение тех респондентов, которые сдавали вступительный экзамен в вуз по информатике. Такую выборку сделали в связи с тем, что многие из них реально прошли через различные формы ДО в области информатики. Анкетируемым было предложено оценить по 10-балльной шкале вклад в подготовку к вступительным экзаменам по информатике как основной, так и разнообразных форм дополнительного образования.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что респонденты высоко оценивают роль кружков и факультативов в подготовке к вступительным экзаменам. Вместе с тем наши наблюдения и анализ содержания, которое осваивают школьники в рамках этих форм, показывают, что чаще всего на кружках и факультативах изучается какой-либо язык программирования. Это, безусловно, помогает на вступительном экзамене, но только при решении задач (составлении алгоритмов на каком-либо языке программирования). По-видимому, именно это высоко оценили наши респонденты (табл. 5).

Таблица 5

№ п/п Формы Средний балл
1. Индивидуальные занятия (репетиторство) 8,1
2. Факультет довузовской подготовки (раб. фак.) 7,0
3. Кружки, факультативы 6,6
4. УПК 6,5
5. Очные подготовительные курсы 6,0
6. Заочные подготовительные курсы 5,0
7. Школьный предмет ОИВТ 4,6

Подводя итог по вопросу мотивации учащихся при выборе дополнительного образования в области информатики, считаем необходимым отметить, что проектирование и построение полноценной системы ДО в этой области позволит более целенаправленно влиять на формирование и развитие мотивов молодежи и адекватно реагировать на уже сформированные мотивы и потребности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: