Тема: Теоретико-методические основы обучения технике владения мячом
Теория и методика обучения дистанционным броскам с места
Теория и методика обучения дистанционным броскам с места
Теоретические предпосылки
Броски мяча в корзину относятся к наиболее значимым приемам игры в баскетбол, т.к. являются конечной целью атакующих действий игроков и их эффективность определяет, в конечном счете, результат игры.
Точность броска в корзину обуславливается многими факторами:
- рациональной техникой;
- тонким дифференцированием мышечных усилий: правильным чередованием напряжения и расслабления мышц;
- четкой согласованностью движения рук, туловища и ног;
- силой и подвижностью кистей;
- стабильностью движений и управляемостью ими в зависимости от условий выполнения;
- психологической устойчивостью, уверенностью в себе;
- оптимальной траекторией и вращением мяча, сообщаемым ему завершающим усилием пальцев и др.
При обучении броскам необходимо учитывать, что направление вращения мяча диктуется расстоянием и расположением игрока по отношению к корзине, а также степенью противодействия со стороны защитника.
Так при бросках из трудных положений из-под щита применяется преимущественно вращение вокруг вертикальной оси, что позволяет свободнее выбирать точку отражения на щите и более полно использовать пространство за щитом для прохода и броска. Однако в подавляющем большинстве случаев бросков с близких, средних и дальних дистанций мячу придают обратное вращение: вокруг горизонтальной оси в сторону, противоположную направлению его полета. И именно такому вращению следует обучать при освоении основ техники бросков.
|
Для выбора траектории полета мяча руководствуются дистанцией, ростом игрока, активностью противодействия и ростовыми данными защитника. Установлено, что при сверхнавесной траектории в связи с удлинением пути мяча снижается точность броска. Близкая дистанция при прочих идеальных условиях стимулирует применение низкой - «скоростной» траектории. А при бросках со средней (3-6 м от кольца) и дальней (свыше 6 м) дистанций оптимальной траекторией полета мяча будет парабола, при которой высшая точка над уровнем кольца равна 1,4-2 м (средняя траектория).
Результативность броска в значительной мере определяется и умением игрока выбрать точку прицеливания, угол выпуска мяча и траекторию его полета. Доказано, что броски под углом 15°-45° от щита целесообразней выполнять с отскоком от него, а находясь спереди от корзины или в секторах от лицевой линии до угла в 15° и свыше угла 45° - непосредственно в кольцо («чистый» бросок).
Соответственно выбирают точки прицеливания. При бросках с отскоком от щита руководствуются не только своим расположением, но и применяемым способом броска. Ориентиром является маленький квадрат на щите. При «чистых» бросках – передняя по отношению к бросающему игроку дужка кольца.
Существует несколько разновидностей выполнения бросков. Их название определяется рядом критериев:
- количеством конечностей, участвующих в броске – 2-мя или 1-ой рукой;
- расположением мяча в начальный момент броскового движения – сверху, от головы, от груди, от плеча, снизу;
- отношением к опоре - с места, в прыжке;
|
- характером предшествующего броску двигательного действия - в движении (после вышагивания или после получения мяча от партнера), после ведения (проход-бросок).
У каждого игрока существует свой излюбленный («коронный») способ выполнения броска. Однако выбору этого способа обязательно должен предшествовать процесс овладения традиционной техникой всего арсенала бросков – основой баскетбольной «школы» движений.
Важной отправной точкой для организации процесса обучения является также утверждение о том, что броски вблизи корзины надо уметь уверенно выполнять как правой, так и левой рукой, а со средних и дальних дистанций - сильнейшей.
При овладении навыками игры на уроках по баскетболу целесообразно придерживаться следующей последовательности изучения бросков:
- обучение способам бросков с места;
- обучение броскам одной рукой от плеча и от головы (сверху) в движении после получения мяча от партнера и после ведения;
- обучение основным способам бросков в прыжке;
- обучение вариантам способов бросков в движении, после ведения и в прыжке.
Обучение дистанционным броскам с места
Дистанционные броски предназначены для завершения атакующих действий из статических положений.
Существует несколько способов выполнения броска с места. Они, как и передачи мяча, различаются исходным положением мяча или характером движения верхних конечностей. Теоретически возможно выполнение броска с места от груди, от плеча, от головы (сверху), одной или двумя руками. Практически броски двумя руками от груди и от головы исчезли из технического арсенала современных игроков. Однако они могут успешно применяться для расширения двигательного потенциала занимающихся баскетболом в качестве эффективного средства физического воспитания. Для каждого из них характерны свои особенности.
|
Бросок двумя руками от груди (рис. 1)в современном баскетболе применяется крайне редко и главным образом для атаки корзины с дальних дистанций. Этот способ броска занимающиеся осваивают наиболее быстро. С него и начинают обучение дистанционным броскам с места.
В исходном положении игрок удерживает мяч у груди, находясь в стойке нападающего, владеющего мячом. Так как бросок выполняется двумя руками, расположение ног может варьироваться: стопы ставятся параллельно на одном уровне или одна из них (любая) выставляется вперед. Игрок индивидуально выбирает оптимальную для себя стойку.
Рисунок 1 – Бросок двумя руками от груди
По структуре движений в подготовительной, основной и завершающей фазах бросок двумя руками от груди соответствует одноименной передаче. Начинается бросок тем же петлеобразным движением замаха, а выпуск мяча осуществляется после его проноса вдоль туловища и лица снизу вверх обеими кистями и последующего полного выпрямления рук. Для сообщения мячу необходимой траектории полета угол вылета здесь отличается большей крутизной по сравнению с передачей. Перед выпуском мяча кисти максимально разгибаются («берутся» на себя), а заканчивается движение мягким скатыванием мяча с кончиков пальцев с последующим сопровождением его кистями и полным расслаблением рук.
Бросок двумя руками от головы (сверху) полностью совпадает со структурными особенностями одноименной передачи (рис. 2).
Рисунок 2 – Бросок двумя руками от головы
Расположение ног, как и в предыдущем броске, произвольное. Для замаха мяч из стойки нападающего кратчайшим путем поднимается двумя руками к голове: локти оптимально разведены в стороны, высота поднимания мяча индивидуальна, кисти «взведены» — находятся под мячом, направлены ладонями вверх и расположены параллельно полу. Одновременное и плавное выпрямление нижних и верхних конечностей завершается мягким выпуском мяча. Направление полета задается синхронным движением указательных пальцев обеих кистей в завершающий момент основной фазы броска, т.е. после полного выпрямления всех звеньев тела. Кисти после выпуска мяча повернуты тыльными сторонами ладоней друг к другу, большие пальцы смотрят вниз.
Бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы) (рис.3) – основной бросок в баскетболе для поражения корзины с близкой, средней или дальней дистанции, а также с линии штрафного броска. Причем с места этот бросок в игре применяется в большей мере лишь для реализации штрафного. В основном он выполняется в прыжке.
Последовательность и структура движений во всех фазах броска идентичны особенностям выполнения одноименной передачи с места.
Рисунок 3 - Бросок одной рукой сверху (от плеча, от головы)
В и.п. баскетболист принимает стойку с тройной угрозой: одноименная с бьющей рукой нога находится впереди и носком направлена в сторону корзины; другая нога ставится параллельно на полстопы сзади. На этапе совершенствования приема положение стоп может трансформироваться: носки располагают на одном уровне. Необходимо, чтобы голеностопный, коленный, тазобедренный, сустав одноименной с рабочей рукой ноги находился в одной вертикальной плоскости с плечевым, локтевым и лучезапястным суставами этой руки и мячом. Мяч удерживается двумя руками у плеча бросающей руки (рабочей кистью со стороны задней поверхности мяча, а поддерживающей сбоку).
Подготовительная фаза начинается одновременным сгибанием ног в коленных и голеностопных суставах (ноги "заряжаются") и выносом мяча в положение для броска (угол сгибания в локтевом суставе стремится к 90°). Высота поднимания локтя варьируется у разных игроков и относится к индивидуальным особенностям, т.е. не влияет на точность броскового движения. Важно, чтобы указательный палец бросающей руки, локоть, одноименное колено и стопа находились в одной вертикальной плоскости с корзиной. Взгляд концентрируется на верхней, ближней к игроку точке дуги кольца при «чистом» броске или на соответствующей точке маленького квадрата разметки щита при броске с отскоком. Мяч лежит на кисти бросающей руки, максимально «взятой» на себя и поддерживается другой рукой сбоку.
Для основной фазы характерным является согласованное разгибание в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах обеих ног, плечевом и локтевом суставах бросающей руки. Мяч удерживается двумя руками до их почти полного выпрямления в локтевых суставах, после чего поддерживающая рука отводится в сторону (кисть направлена в сторону рабочей руки). Основная функция в достижении результативности броска отводится бросающей руке. Важно, чтобы разгибательное движение было мягким, плавным и совершалось для всех суставов рабочей руки в одной вертикальной плоскости, а мяч направлялся бы в корзину через указательный палец. Другая рука лишь поддерживает мяч, не принимая непосредственного участия в броске. Туловище и голова сохраняют вертикальное положение. Заканчивается бросковое движение активным сгибанием вперед в лучезапястном суставе бросающей руки – хлестом кисти. Выпуск мяча осуществляется при полном выпрямлении нижних конечностей и совершающей бросок руки. Направляющее движение мячу задается преимущественно указательным пальцем (большой и средний пальцы не дают свалиться мячу в сторону). Усилие приходится на нижнюю часть мяча, что придает ему обратное вращательное движение вокруг поперечной оси.
При выполнении штрафного броска мяч выпускается в сторону корзины под углом около 55° относительно горизонтали, что позволяет придать ему такую траекторию, чтобы он приближался к корзине под углом 45°. В других случаях угол выпуска мяча незначительно варьируется в зависимости от роста игрока, дистанции до корзины и степени противодействия.
В завершающей фазе выполнения приема бросающая рука сопровождает полет мяча к корзине: выпрямленная рука образовывает с ухом угол около 60°, рабочая кисть расслабленно «брошена вниз» – согнута в лучезапястном суставе; игрок «тянется» за мячом, поднимаясь на носки, а затем приходит в стойку готовности.
Обучение дистанционным броскам с места следует вести параллельно с совершенствованием одноименных передач, придерживаясь такой последовательности:
- двумя руками от груди;
- одной рукой от плеча;
- двумя руками от головы (сверху);
- одной рукой от головы (сверху).
Средства обучения дистанционным броскам с места:
1. Объяснение и показ.
2. Имитация изучаемого способа броска без мяча по разделениям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обратной последовательности.
3. Воспроизведение завершающего момента выпуска мяча: перекатывание мяча («щелчок») на тыльную поверхность кистей обеих рук или кисти рабочей руки.
4. Многократное выполнение выпуска мяча вверх над собой из различных и.п.: стоя в стойке нападающего, сидя на стуле или на полу, стоя на коленях, лежа на спине.
5. Выполнение передачи-броска изучаемым способом по средней и высокой траекториям на ориентир: поднятые вверх руки партнера, цель на стене, горизонтально натянутый шнур и т. п.
6. Выполнение изучаемого способа броска в корзину с близкой дистанции под углом 30 – 45° к щиту: бросок с отскоком от щита.
7. То же, но располагаясь прямо перед щитом: «чистый» бросок без использования отскока от щита.
8. То же, что в упражнениях 6 и 7, но чередуя броски под разными углами по отношению к щиту.
9. Штрафные броски изучаемым способом.
10. Чередование дистанционных бросков изучаемым способом с различного расстояния до корзины.
11. То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника.
12. Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании:
• на число попаданий в серии бросков с одной или нескольких точек;
• число двойных (два подряд) или тройных (три подряд) попаданий в серии бросков;
• наибольшее число бросков без промаха;
• быстроту достижения заданного числа попаданий;
• быстроту достижения заданного числа двойных или тройных попаданий;
• результативность бросков с «заказанных» попаданиями соперника точек: после каждого точного броска соперника необходимо повторить результативное действие с той же точки и тем же способом, невыполнение «заказа» (промах) приносит штрафное очко;
• число всех точных бросков либо двойных или тройных попаданий за определенный отрезок времени;
• лучшую разность между результативными и неточными бросками в серии или в заданный отрезок времени: за каждое попадание начисляется два очка, за каждый промах вычитается одно очко;
• выполнение модельных показателей результативности: каждому снайперу-сопернику задается индивидуальный уровень точности бросков, достижение которого приносит победу в состязании.
• То же, но в командных соревнованиях на результативность бросков.
• Выполнение разновидностей приема с места в сочетании с последующими двигательными действиями между бросками: выполнением акробатических элементов (приседаний, кувырков, переворотов в сторону и т.п.) и дальнейшим перемещением на другую точку для очередного броска; челночными рывками между указанными точками; передвижением на подбор мяча и овладением отскоком и т.п.
• То же, но в личных и командных соревнованиях на точность бросков.
• Сочетание разновидностей бросков с места с другими игровыми приемами нападения, предшествующими им: остановками, поворотами, финтами, ловлей и передачей мяча, ведением (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания:
- при обучении использовать поточный метод организации занимающихся, групповой или метод круговой тренировки с серийным выполнением однотипных или разнонаправленных заданий;
- показ способов броска осуществлять стоя лицом, боком и, при необходимости, спиной к занимающимся;
- в подводящих упражнениях в качестве ориентиров для траектории полета мяча и цели для попадания использовать натянутые шнуры или амортизаторы, поднятую руку партнера, мишени на стене и т.п.;
- выполнение приема в целом начинать с близких дистанций (2-3 м) под углом к щиту слева и справа от корзины; бросать с отскоком от щита;
- броски одной рукой в непосредственной близости от корзины (из-под щита) осуществлять справа правой, слева левой рукой; со средней и дальней дистанции - сильнейшей рукой;
- задания выполнять сериями по 4-6 повторений в каждой;
- дистанцию и направление к щиту варьировать по мере освоения техники бросковых движений с близкого расстояния;
- на этапе совершенствования использовать задания на переключение: после выпуска мяча выполнить указанное двигательное действие с последующим приходом в и.п. для очередного броска;
- в соревнованиях на результативность варьировать условия проведения и состав участников; начинать с личных состязаний, а в командных число игроков постепенно увеличивать от 2 до 5;
- при выполнении разновидностей бросков:
· принимать устойчивое и рациональное и. п.: для броска одной рукой - одноименная нога впереди (носок направлен на корзину); для броска двумя руками - параллельное расположение стоп на одном уровне или с выставлением вперед любой ноги, нацеленной на корзину;
· туловище и голову держать прямо, а плечи - на одном уровне; взгляд концентрировать на точке прицеливания;
· надежно удерживать мяч пальцами (ладонями мяча не касаться), быстро выносить его в и. п. для броска; при бросках одной рукой рабочую кисть располагать на середине мяча, а поддерживающую - на его боковой поверхности;
· при замахе «взводить» (максимально «брать» на себя) кисти обеих рук или кисть бросающей руки; оптимально разводить локти при броске двумя руками и располагать локоть бросающей руки под мячом и в одной вертикальной плоскости с одноименной ногой и корзиной при броске одной рукой;
· при броске плавно разгибать руки или бросающую руку, мягко совершать бросковое движение; согласованно с руками выпрямлять ноги;
· в момент выпуска мяча сохранять вертикальное положение головы и тела; выпускать мяч скатывающим движением через указательные пальцы обеих кистей или указательный палец бросающей кисти после полного их или ее сгибания вперед;
· исключать участие в броске поддерживающей руки; своевременно (за мгновение до выпуска мяча) отводить ее в сторону;
· после выпуска мяча сопровождать его полет расслабленными кистями или кистью рабочей руки, тянуться за мячом, поднимаясь на носки;
· после завершения броскового движения приходить в устойчивое положение и быть готовым к дальнейшим действиям (например, к подбору мяча или перемещению по площадке).
- при изучении способов броска одной рукой высоту подъема локтя бросающей руки (на одну четверть, на половину или три четверти) варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их физических кондиций.
Основные ошибки при выполнении дистанционных бросков с места:
1. В и.п.:
• неустойчивое расположение стоп (не паралллельное узкое или широкое);
• полностью выпрямленные ноги или недостаточно согнутые колени - ноги не «заряжены» на бросок;
• разноименная стойка при бросках одной рукой;
• значительное отклонение от вертикали головы или туловища, округленная спина, одно плечо выше другого;
• мяч удерживается ладонями или сомкнутыми пальцами, закрепощенными кистями, далеко или близко от туловища.
2. В подготовительной фазе (при замахе):
• взгляд отведен от точки прицеливания;
• медленное, вялое поднимание мяча в и. п. для броска;
• мяч удерживается кончиками пальцев или с участием ладоней;
• кисти обеих рук или кисть бросающей руки максимально не разгибаются назад и не располагаются параллельно полу под мячом;
• при бросках сверху - заведение мяча назад за голову;
• при бросках двумя руками - недостаточное или чрезмерное разведение локтей в стороны, поворот туловища в какую-либо сторону;
• при бросках одной рукой:
а) локоть бросающей руки отведен в сторону - не находится в одной вертикальной плоскости с указательным пальцем, одноименной ногой и корзиной;
б) локоть поддерживающей руки прижат к туловищу или чрезмерно поднят в сторону;
в) кисть поддерживающей руки располагается сверху на мяче, а не сбоку или снизу;
г) туловище повернуто в сторону бросающей руки;
• туловище или голова отклонены от вертикали назад; масса тела перенесена на заднюю часть стоп (игрок стоит на пятках);
• прямые или недостаточно согнутые ноги, стопы развернуты носками в стороны (сторону) от корзины.
3. В основной фазе (непосредственно при броске):
• изменение точки прицеливания непосредственно в момент выпуска мяча;
• отсутствие согласованности в работе нижних и верхних конечностей: поочередное, а не одновременное выпрямление;
• неполное выпрямление ног или рук в момент выпуска мяча;
• резкое, рывковое либо закрепощенное выпрямление верхних конечностей;
• отклонение локтя бросающей руки в сторону - при бросках одной рукой;
• отсутствие направляющего движения кистей или несинхронная их работа - при бросках двумя руками;
• отсутствие обратного вращения мяча - мяч не скатывается с кончиков указательных пальцев (пальца); вертикальное вращение - выпуск мяча через мизинец; поступательное вращение вокруг поперечной оси («от себя») - выпуск мяча через ладонь;
• преждевременное отведение в сторону поддерживающей руки (потеря контроля над мячом) или полное выпрямление ее в момент выпуска мяча (участие в выпуске мяча двух кистей) - при бросках одной рукой;
• недостаточное сопровождение мяча кистями или кистью после его выпуска - пальцы обеих рук при бросках двумя руками или бросающей руки при бросках одной рукой не опущены расслабленными вниз;
• отклонение туловища и головы вперед, назад или в сторону.
4. В завершающей фазе: потеря равновесия после завершения броска - игрок не готов к быстрым дальнейшим действиям (выключен из игры).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1. Какие существуют разновидности дистанционных бросков с места? Охарактеризуйте факторы, определяющие результативность (точность) дистанционных бросков с места.
2. Опишите технику выполнения дистанционного броска 2-мя руками от груди с места.
3. Что представляет собой техника дистанционного броска 2-мя руками сверху (от головы) с места?
4. Дайте описание техники дистанционного броска 1-й рукой сверху (от плеча, от головы) с места.
5. Какие средства для обучения технике дистанционных бросков с места Вы знаете?
6. Предложите упражнения (задания) для совершенствования техники дистанционных бросков с места в соревновательной форме.
7. Какими организационно-методическими указаниями следует руководствоваться в процессе обучения технике дистанционных бросков с места?
8. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения дистанционного броска 2-мя руками от груди с места.
9. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения дистанционного броска 2-мя руками сверху (от головы) с места.
10. Перечислите наиболее характерные ошибки в технике выполнения дистанционного броска 1-й рукой сверху (от плеча, от головы) с места.