Доп материал к лекциям Е.А Логиновой
К обследованию ребенка с ринолалией
Методы выявления гнусавости
1. Определение гнусавости на слух
2. Ребенок произносит слова, логопед 2мя пальцами касается носовой кости – есть или нет вибрация. Наличие вибрации в словах с отсутствием звуков М и Н – говорит об открытой гнус-ти. Отс вибрации при произнесении слов со звуками М и Н - говорит о закрытой гнус-ти.
3. Поднести зеркало к носу. Если при произнесении слов без звуков М и Н зеркало запотевает – отк гнус-ть. При произнесении слов с этими звуками зеркало не запотевает- закр гнус-ть.
4. Ребенку с откр гнус трудно задуть свечу.
5. Отграничение пареза неба от функциональной гнусавости
а) Реб открывает рот, логопед нажимает шпателе на язык. Если небо рефлекторно поднимается к задн стеке глотки – имеет место функц гнусавость. Небо не поднимается –гнус-ть органического происхождения вследствие пареза неба.
б) Реб лежит на спине. В таком положении говорит. Если гнус-ть исчезает = имеет место парез неба (небо пассивно упало к задн стенке глотки).
6. Использование носового монометра (трубка с жидкостью к носу) – изменение уровня жидкости говорит об утечке воздуха через нос.
7. Реб произносит звукосочетание АИ. Если при зажатом пальцами носе гн-ть усиливается - откр гнус-ть (закрытый резонатор усиливает звук).
8. Держать ватку на нитке перед носом во время речи. Отклонения ватки при произнесении слов без М и Н = откр гнус-ть. Спокойное состояние ватки на словах с М и Н - закр гнус-ть.
Особенности обследования ребенка с ринолалией
Комплексное: логопед, стоматолог, ЛОР, хирург, невропатолог (выявление парезов), педиатр.
Схема лог обследования – обычная – обследование реб с ФФНР. Но есть оособенности -....
Особенности схемы и процесса обследования
1. В анамнезе – уточнить наследственность. Важно – как протекала берем-ть на ранних этапах. Особый вопрос – какие меры принимались по устранению гн-ти (оперативный, занятия). Было ли удаление полипов, аденоидов.
2. Строение органов арт аппарата
- длина и др особенности м неба
- состояние глоточной мускулатуры
- наличие послеоперационных щелей, швов, расхождений швов, свищей
- наличие расщелин, их форма, величина
3. Слуховое восприятие – особенно тщательно, т.к. часто бывает нарушено.
4. Состояние мимической мускулатуры и артикуляционной моторики
Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике - наблюдается ли патологическая активность лицевых мыши, компенсаторные гримасы при фонации. Состояние лицевой мускулатуры оценивается в процессе наблюдения за речевой деятельностью и с помощью проб, позволяющих оценить работу мимических мышц. Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щёки, втянуть щеки и т. д.
Особое внимание подвижности м неба (подвижное, малоподвижное), состоянию небно-глоточного затвора. Для того чтобы правильно определить степень подвижности мягкого нёба, детям предлагают произнести звук [а] на твердой атаке. Ребенка просят широко открыть рот и резко и громко крикнуть [а]. В зависимости от того, насколько активно в этот момент движется нёбная занавеска, логопед выносит заключение о ее подвижности.
Исследуется:
- активное смыкание во время речи
- пассивное смыкание
- рефлекторное (при нажатии шпателем на язык)
Объективным врачебным методом исследования функции нёбно-глоточного кольца является фиброоптическая назофарингоскопия. Вводится прибор (трубка) и врач не только видит структуры нёбно-глоточного кольца но и определяет размеры остаточного отверстия между мягким нёбом и задней стенкой глотки непосредственно в момент смыкания.
При исследовании реч моторики – отмечается наиболее типичные положения языка при речи.
5. Исследование дыхания
Есть: - физиологическое дыхание; фонационное дыхание.
- тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное); Исследование производится визуально в положении лежа, сидя, стоя.
- частота дыхания (учащенное, норма);
- ритмичность дыхания (аритмичное, норма);
- носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);
- ротовой выдох (сформирован/не сформирован) с этой целью ребенку предлагается подуть на бумажную игрушку или шарик;
- направленность воздушной струи (сформирована/не сформирована);
- речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное; При определении качественных характеристик фонационного (речевого) дыхания следует обратить внимание на длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. Ребенок произносит слова или предложения, а логопед оценивает характер ротового выдоха.
- глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).
Объективным методом иссл-я продолжительности выдоха и утечки воздуха через нос – явл спирометрия. Реб предлагается сделать вдох и выдох в спирометр сначала при открытых носовых ходах, затем при закрытых.
6. Исследование качеств голоса
- сила голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся)
- высота голоса (умение изменять голос по высоте, возможность голосовых модуляций): модулированный, не модулированный;
- тембр голоса (степень назализации - гиперназализация, сильная, умеренная, отсутствует; яркость, звонкость, глухость голоса, наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации).
Особенности голосовой функции выявляются в ходе обследования и беседы с детьми. Для проверки силы звучания голоса можно предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.
Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с потением или понижением голоса.
7. Обследование состояния звукопроизношения – как обычно
8. Обследование просодической стороны речи - – как обычно
Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок. Обращается внимание на мелодико-интонационную выразительность, соблюдение темпо-ритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом.
Обследуя ребенка, важно определить, является ли выделяемое нарушение самостоятельным дефектом или ринолалия осложняется фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией и дислексией (исследование лексико-грамм строя речи, чтения, письма)
.