Особенности схемы и процесса обследования




Доп материал к лекциям Е.А Логиновой

К обследованию ребенка с ринолалией

Методы выявления гнусавости

1. Определение гнусавости на слух

2. Ребенок произносит слова, логопед 2мя пальцами касается носовой кости – есть или нет вибрация. Наличие вибрации в словах с отсутствием звуков М и Н – говорит об открытой гнус-ти. Отс вибрации при произнесении слов со звуками М и Н - говорит о закрытой гнус-ти.

3. Поднести зеркало к носу. Если при произнесении слов без звуков М и Н зеркало запотевает – отк гнус-ть. При произнесении слов с этими звуками зеркало не запотевает- закр гнус-ть.

4. Ребенку с откр гнус трудно задуть свечу.

5. Отграничение пареза неба от функциональной гнусавости

а) Реб открывает рот, логопед нажимает шпателе на язык. Если небо рефлекторно поднимается к задн стеке глотки – имеет место функц гнусавость. Небо не поднимается –гнус-ть органического происхождения вследствие пареза неба.

б) Реб лежит на спине. В таком положении говорит. Если гнус-ть исчезает = имеет место парез неба (небо пассивно упало к задн стенке глотки).

6. Использование носового монометра (трубка с жидкостью к носу) – изменение уровня жидкости говорит об утечке воздуха через нос.

7. Реб произносит звукосочетание АИ. Если при зажатом пальцами носе гн-ть усиливается - откр гнус-ть (закрытый резонатор усиливает звук).

8. Держать ватку на нитке перед носом во время речи. Отклонения ватки при произнесении слов без М и Н = откр гнус-ть. Спокойное состояние ватки на словах с М и Н - закр гнус-ть.

 

Особенности обследования ребенка с ринолалией

Комплексное: логопед, стоматолог, ЛОР, хирург, невропатолог (выявление парезов), педиатр.

Схема лог обследования – обычная – обследование реб с ФФНР. Но есть оособенности -....

 

Особенности схемы и процесса обследования

1. В анамнезе – уточнить наследственность. Важно – как протекала берем-ть на ранних этапах. Особый вопрос – какие меры принимались по устранению гн-ти (оперативный, занятия). Было ли удаление полипов, аденоидов.

2. Строение органов арт аппарата

- длина и др особенности м неба

- состояние глоточной мускулатуры

- наличие послеоперационных щелей, швов, расхождений швов, свищей

- наличие расщелин, их форма, величина

3. Слуховое восприятие – особенно тщательно, т.к. часто бывает нарушено.

 

4. Состояние мимической мускулатуры и артикуляционной моторики

Состояние мимической мускулатуры в покое и динамике - наблюдается ли патологическая активность лицевых мыши, компенсаторные гримасы при фонации. Состояние лицевой мускулатуры оценивается в процессе наблюдения за речевой деятельностью и с помощью проб, позволяющих оценить работу мимических мышц. Детям предлагают сделать весе­лое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щёки, втянуть щеки и т. д.

Особое внимание подвижности м неба (подвижное, малоподвижное), состоянию небно-глоточного затвора. Для того чтобы правильно определить степень подвижности мягкого нёба, детям предлагают произнести звук [а] на твердой атаке. Ребенка просят широко открыть рот и резко и громко крикнуть [а]. В зависимости от того, насколько активно в этот момент движется нёбная занаве­ска, логопед выносит заключение о ее подвижности.

Исследуется:

- активное смыкание во время речи

- пассивное смыкание

- рефлекторное (при нажатии шпателем на язык)

Объективным врачебным методом исследования функции нёбно-глоточного кольца является фиброоптическая назофарингоскопия. Вводится прибор (трубка) и врач не только видит структуры нёбно-глоточного кольца но и определяет размеры остаточного отверстия между мягким нёбом и задней стенкой глотки непосредственно в момент смыкания.

 

При исследовании реч моторики – отмечается наиболее типичные положения языка при речи.

5. Исследование дыхания

Есть: - физиологическое дыхание; фонационное дыхание.

- тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное); Исследование производится визу­ально в положении лежа, сидя, стоя.

- частота дыхания (учащенное, норма);

- ритмичность дыхания (аритмичное, норма);

- носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);

- ротовой выдох (сформирован/не сформирован) с этой целью ребенку предлагается подуть на бумажную иг­рушку или шарик;

- направленность воздушной струи (сформирована/не сформирована);

- речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное; При определении качественных характеристик фонаци­онного (речевого) дыхания следует обратить внимание на длительность и направленность ротового выдоха при фона­ции (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. Ребенок произносит слова или предложения, а логопед оценивает ха­рактер ротового выдоха.

- глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).

Объективным методом иссл-я продолжительности выдоха и утечки воздуха через нос – явл спирометрия. Реб предлагается сделать вдох и выдох в спирометр сначала при открытых носовых ходах, затем при закрытых.

6. Исследование качеств голоса

- сила голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся)

- высота голоса (умение изменять голос по высоте, возможность голосовых модуляций): модулированный, не модулированный;

- тембр голоса (степень назализации - гиперназализация, сильная, умеренная, отсутствует; яркость, звонкость, глухость голоса, наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации).

Особенности голосовой функции выявляются в ходе обследования и беседы с детьми. Для проверки силы звучания голоса можно предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.

Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с по­тением или понижением голоса.

7. Обследование состояния звукопроизношения – как обычно

8. Обследование просодической стороны речи - – как обычно

Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок. Обращается внимание на мелодико-интонационную выразительность, соблюдение темпо-ритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом.

Обследуя ребенка, важно определить, является ли выделяемое нарушение самостоятельным дефектом или ринолалия осложняется фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией и дислексией (исследование лексико-грамм строя речи, чтения, письма)

 

 

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: