Типология – это способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Потребность в типологии возникает, когда наука имеет дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решает задачу их упорядоченного описания и объяснения.
Типология культуры – это качественно-содержательная характеристика конкретно-исторических форм бытования культуры (этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и др.). Проблема типологии культуры является одной из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной теории культуры. Определение типа культуры, определение его статуса, смыслового наполнения детерминировано основополагающим принципом, под углом зрения которого анализируется культурный контекст и выявляются наиболее общие качественные черты.
Среди основных принципов типологии культуры можно выделить следующие: формационный, цивилизационный, концептуальный, религиозный, регионально-территориальный, этнонациональный, демографический, культурно-исторический. Они выделяются по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традиции, по типу структурной сложности культуры, системности (интро или экстравертные) и т.д.
Формационный принцип в отечественной гуманитарной науке является наиболее известным. Он устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства. Каков способ производства, такова и культура первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.
Цивилизационный принцип встречается у многих авторов, но трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации. Анализируя культуру под углом зрения цивилизации, многие исследователи пришли к содержательно близким выводам об отрицательном воздействии цивилизационных процессов на культуру, так как они порождают чуждые ей явления.
|
Концептуальный принцип дает возможность осмыслить культуру через призму господствующего в обществе мировоззрения. Концептуально-мировоззренческое представление о мире, о месте и роли в нем человека, о значимости его деятельности, о взаимоотношении с другими людьми и многое другое дают обширный материал для выстраивания определенной модели мира.
Религиозный принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от характера религиозного воззрения. При этом все многообразие религиозных верований можно свести к двум: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на древнюю (языческую) и культуру, в которой господствует одна из форм мировых религий: христианская, буддистская, мусульманская и др.
Регионально-территориальный принцип позволяет производить типологический анализ культуры, характеризующейся общностью черт, присущих определенному региону. Региональная культура носит, как правило, межнациональный, межэтнический характер и складывается в результате интегративных (объединительных) культурно-исторических процессов. Кроме того, можно выделять локально-региональные культуры отдельных областей, районов страны, имеющих свои специфические особенности, отличающие данный регион от других регионов.
|
Этнонациональный принцип определяет типологический анализ культуры по общности этнонациональных характеристик. Национальные культуры существуют, как правило, на определенной территории локального расселения этноса. Подобный тип культуры тесно связан с этнонациональной ментальностью. Несмотря на то, что национальная культура внутри себя характеризуется чертами общности, в сравнении с другими в ней подчеркиваются черты отличия.
Демографический принцип типологизации культуры ориентируется на выявление, прежде всего, особенностей и общностей возрастных и половых признаков, детерминирующих качество культурных ориентаций. Наряду с этим существенное значение приобретает плотность народонаселения, его численность, состав, социальная занятость.
Культурно-исторический принцип является наиболее распространенным и устоявшимся для понимания и использования. Он акцентирует духовные доминанты исторических периодов и эпох, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культуры.
Конкретно-исторический тип культуры – это форма бытования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценностей. В современном культурологическом знании выделяются следующие исторические типы европейской культуры:
-природно-символический тип – это древнейшие, ранние формы культуры, характеризующиеся опредмеченностью культурных ценностей в природных явлениях;
-антропокосмогонический тип – это античные формы культуры, выражающие единство природокосмического и человеческого начал;
|
-христианско-религиозный тип - это культура раннего и позднего средневековья, основанная на христианской доктрине;
-универсально-гармонический тип – это культура эпохи Возрождения, утвердившая идеалы гуманизма, титанизма, человеческого духа, универсальности, индивидуальности, преобразовавшая духовные ценности античности;
-протестанско-реформистский тип – это культура, отразившая идеи протестантизма, оппозиционного религиозно-реформаторского движения против консервативно-деспотической идеологии католицизма.
-критико-просветительский тип - это культура, провозглашающая в качестве приоритетных высокие нравственно-просветительские и демократические идеал;
-романтически-утопический тип – это культура, которая основывается на мировосприятии, возникшего в результате разочарования итогами буржуазной революции в Европе, не оправдавшими просветительские идеи совершенствования человека и общества;
-индивидуально-прагматический тип – это культура, в которой господствовала система ценностей, сложившаяся в эпоху зрелых буржуазных отношений, когда доминирующими становятся институт частной собственности, прагматические интересы человека, личная инициатива, предприимчивость и целеустремленность в приумножении материальных благ;
-демократически-технотронный тип – это современная культура высокоразвитых цивилизаций, характеризующаяся двуединым влиянием техники: позитивно-демократическим и негативным.
-тоталитарно-бюрократический тип – это преимущественно официальная культура, подчиняющаяся строгим установкам господствующей идеологии.
Указанные принципы, на основе которых происходит выделение типов культур, весьма часто совпадают с принципами, лежащими в основе разделения единого культурно-исторического процесса на отдельные периоды, что весьма важно не только для науки о культуре, изучающей конкретные этапы, но и для целостного понимания социально-культурных процессов.
Историческая периодизация культуры представляет собой разделение ее на определенные временные отрезки. В этих хронологических рамках качественно-содержательная характеристика культуры остается тождественной самой себе. А смысловые изменения, которые в ней происходят, не являются тотальными, кардинально-принципиальными. На определенном временном отрезке культура накапливает некие количественные изменения, но они в определенном промежутке соответствуют данному качеству или типу культуры. Пока не нарушена мера качественно-количественного соответствия, тип культуры будет неизменен.
Следует обратить внимание и на тот случай, когда типологизация не может быть соотнесена с периодизацией. Это касается, в основном, регионально-территориального и этнонационального принципов.
Всякой культуре соответствует определенные топос (пространство) и хронос (время). Время более текуче и подвижно, пространство более постоянно, но в некоторых случаях оно также подвержено изменению. Так, еще совсем недавно мир имел дело с мощным государством – Советским Союзом, для которого была свойственна единая политика, экономика и культура. Сегодня на постсоветском пространстве существуют более десяти самостоятельных государств, в культуре которых произошли большие изменения. Активно возрождаются национальные языки, получая статус государственных, в некоторых случаях берут верх национальные и религиозные традиции, ранее предававшиеся забвению, получают второе рождение самобытные и оригинальные формы в искусства.
Можно классифицировать основные концепции, в которых рассматриваются проблемы типологии и периодизации культуры.
Универсалистский подход включает в себя концепции: Г.Гегеля, К.Маркса, К.Ясперса.
Локальный подход включает в себя концепции: Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина.