Мусоргский сочинял камерную вокальную музыку на протяжении всей жизни. Им было создано около 70 произведений.Это очень значительная часть его творчества, поскольку связана со словом. Раскрываются очень яркие характеры. Глубоко проникает в психологию разных личностей: крестьянка, юродивый, ребёнок.Развивая традиции Даргомыжского, композитор использует жанры романса-сценки («Озорник», «Козел»), монолога-рассказа («Каллистрат»), баллады («Забытый), драматические и сатирические песни. Также у него есть много циклов (Раек, Без солнца, Детская (игры, ссоры и т.д.), Песни и пляски смерти). Социально-обличительная тема определила главное направление вокального творчества Мусоргского. В некоторых произведениях обличительного содержания композитор достигает поистине трагедийной силы. В других он под видом шутки или невинной бытовой зарисовки поднимает жгучие вопросы современной жизни. Круг поэтов, к которым обращался Мусоргский, весьма широк: это стихи современных русских авторов — А. Кольцова, Н. Некрасова, А. Плещеева, Л. Мея, А. Толстого, В. Курочкина,а также поэзия И. В. Гёте и Г. Гейне; нередко композитор сам писал тексты для своих произведений. Песни и романсы Мусоргского поражают яркостью и новизной музыкального языка. В вокальных партиях певучие интонации крестьянских песен — лирических, колыбельных, плачей и причитаний — гармонично сочетаются с декламационностью (человеческая речь).
Песни и пляски смерти. Тема плясок смерти имеет западно-европейское происхождение. Сначала был ритуал во время эпидемии, все были в разных костюмах, во главе костюм, связанный со смертью. Этот жанр перешел в изобразительное искусство: Ботичелли, Гальбейн. В музыке эта тема начинает интересовать композиторов в 19 веке. Романтики увлекаются средневековыми мотивами. Вариант пляски смерти возникает у Берлиоза в Фантастической. Сам жанр возникает в творчестве Листа (вариации для ф-но с оркестром DiesIre), Пляска смерти у Сен-Санса – но это французский, ироничный вариант), для Мусоргского эта тема любимая, у него умер друг Гартман (архитектор и дизайнер, проектировал павильоны и предметы быта, остались эскизы и были показаны на выставке после его смерти). Мусоргский сначала посвятил ему «Картинки с выставки». Был друг аристократ – поэт Кутузов, Мусоргский решил написать цикл, показав как много людей умирает. Сначала в его воображении цикл был длинный (около 10 песен), в процессе развития сократился до 4х песен. Когда первый вариант текста писал Кутузов – он относился к смерти позитивно, рассматривал смерть, как силу, избавляющую от страдания. Мусоргский заставил переделать стихи. Смерть здесь – сила, которая обманом уничтожает человека, полное исчезновение существа. 77 год.
Песни этого цикла. 1я песня – Колыбельная. На руках у матери умирает ночью маленький ребенок. Начинает с самой ужасной ситуации. 2я – Серенада. Умирает молодая девушка от чахотки, а смерть является к ней в виде рыцаря и поет серенаду. 3я – Трепак. Умирает в поле, возвращающийся из кабака пьяный мужичок. 4я – Полководец. Вся планета воюет и все умирают. Остается смерть и она победила.
1я песня. Колыбельная – в ней определяется образно-структурные закономерности остальных песен. Очень большое вступление. Смерть приходит в определенную обстановку: ночь, неясное мерцание свечи. Начало песни в фа диез миноре. Главное выразительное средство – фортепианная фигурация, звучит зловеще, октавными унисонами, контуры изломанные, насыщенные хроматическими интонациями. Когда движется наверх впечатление, что выползает темная масса. Сам речитатив на этих фигурациях – первая октава, много репетиций. Moderatotranquillo «ранымранехонько» появляется смерть и вступление заканчивается. Звучит фигура tmesis фигура шагов смерти (через паузу).
Основной раздел строится в форме рондо. В качестве рефрена – реплики смерти, у смерти есть законченная тема «полно пугаться, мой друг»; «ну, да со мно. Он скоро уймется» (в общем триоли все время там). В конце тоже самое только ля мажор меняется на ля минор. Тема смерти – зловещий характер, есть танцевальность. В этой теме характерна ладовая неустойчивость – фа диез минор, переходит в ля мажор в большинстве рефренов (через минорную субдоминанту). В самой вокальной мелодии лейтмотива смерти есть скрытое двухголосие, выделяется повторяющийся звук ля. И есть нисходящее движение по хроматическим полутонам. (всё это фигуры смерти), используется вторая низкая ступень. Фактура не танцевальная, а хоральная, устойчивая. Смерть – неотвратимая сила. В эпизодах мать сопротивляется, не тематизированы, каждый раз разные слова, очень взволнованные реплики, страстная декламация на фоне тремоло. Постоянно обновляется мелодия и в процессе развития мелодия становится все менее певучей и менее вокальной. В ф-ной партии сначала тремоло и мелодия с секстовыми ходами. Затем тремоло в правой руке, мелодия в левой, не соотносимая с человеческой вокализацией. Пока мать спорила смерть тихо умертвила ее ребенка.
|
|
2я песня. Серенада. – героиня молодая красивая девушка. В песне сначала большое вступление, рисует обстановку: весна, все возрождается, ночь. Музыка – вариант романтического ноктюрна. В ф-ной партии колышатся фигурации, охватывающие большой диапазон. Основа фигураций- Д нонаккорд, создает ощущение томного состояния и к нему в гармонии присоединяется ум вводный септаккорд. Получается хроматизированный мажор. Мелодия, описывающая эту ситуацию, основана на звуках этого Д нонаккорда, девушка словно ждет волшебной сказки. Тон- движение в ми мажор.
Основной раздел – «В мраке…», ми бемоль минор. Появляется рыцарь (смерть) и поет серенаду. Серенада – всегда более оживленная всегда, чем ноктюрн. Здесь тема серенады тяжелая. Однообразная мелодия, повторяющая один и тот же оборот (все вокруг звука си бемоль). Тяжелая фактура, громоздкое сопровождение. Выразительный гарм. План – начинается с автентических оборотов, а в конце плагальный оборот уже в конце первой строчки и совсем в конце натуральная доминанта. «Рыцарь неведомый…» - идут плагальные обороты, более тяжелые и вязкие. Эта громоздкая тема чередуется с более динамичной музыкой. 1й раз возникает динамичная в середине простой 3х частной формы этого основного раздела (pococapriccioso) «пристальных глаз…». Тесситура повышается, музыка более легкая в мелодии широкие скачки, обыгрывается нисходящее хроматическое движение со скрытой полифонией. Есть скрытая педаль соль бемоль и к ней подходит нисходящее движение. Скрытое двухголосие еще более откровенно проявляется в ф-ной партии. 2й раз – конец репризы. Реприза «слух твой пленился моей серенадой». Продолжение новое «нежен твой стан…». Фактура более прозрачная, устанавливается органный пункт на ми бемоле, зловещее остинато, нисходящие хоральные последования в ф-ной партии. Фразы становятся у смерти более отрывистыми и декламационными, в конце душит девушку. «молчи» - фигура обрубцио. В конце торжествует.
|
3я песня. Трепак. – умирает пьяный мужик. Заблудился, не найдя путь из трактира. Название обыгрывает эту тему. Трепак – русский танец. А тут и метель треплет этого человека, уводя его в сторону от дома. Песня строится: большое вступление рисует картину зимней ночи. Сначала звучат пустые созвучия, основанные на квинтах. Аккорды соотносятся фа мажор – ля мажор – фа диез минор. Терцовые тона только в вокальной партии дают заполнение этих аккордов. В басу появляется выразительный мотив – секунда и терция (Берлиоз «фантастическая симфония» diesire) – в зловещем регистре. 2я строчка- устанавливается ре минор (основная тональность) и эти мотивы даются в более быстром ритмическом варианте. В ф-ной партии намечаются контуры будущей основной темы этой песни. Pocoapocopiumosso – устанавливается танцевальный ритм в сопровождении, секундовые мотивы тоже вызывают ассоциации с песней французской революции «Да будет так». Появляется вариант будущей основной темы – риторический – отчетливо проявляется нисходящее хроматическое движение. В разных голосах фактуры – те или иные нисходящие мотивы, пляшущая смерть. Основной раздел – Allegrettomoderatoepesante – вариации на тему. Основная тема- «ой, мужичок, старичок». Она выдержана в народном стиле. В этой теме подчеркиваются связи, с вариантом, который образовывался во вступлении. Ре минор, есть элементы сходства с секвенцией диез ире. В первом изложении тема энергичная, упругая, танцевальный ритм (синкопы). Сама тема развивается драматически нарастающе – запев «ой, мужичок». А где 3/2 – музыка уже становится почти экспрессионистическая, тритоновые созвучия в гармонизации, в каденции вторая низкая ступень, которая подчеркивает драматизм ситуации. Вариации – где то сохраняется структура темы, а где то нет. Метель надевает маски. 1я вариация – сочуственная, возвышенная. Pocomenomosso музыка сдержанная, тихая «горем, тоской» - структура темы меняется, не танцевальная, а более распевная. В конце просто в высоком регистре хорал на pianissimo в сопровождении «я тебя, голубчик мой». 2 вариация «взбей ка постель ты, метель лебедка» - структура сохраняется (запев, припев). В запеве мелодия изменяется, появляются широкие энергичные скачки, выделяется первый звук, динамичный характер. Хроматические гаммы изображают завывания метели. Идут в правой руке. В припеве «сказку да такую» - сосредотачиваются в нижнем регистре хроматизмы. 3 вариация – pocoapocoatempo. Музыка более сдержанная, но драматичная. В сопровождении – триоли, напоминают мотивы судьбы. «ой вы, леса, небеса да тучи». В музыке появляется связь со вступлением (1 аккорд в правой руке – ре минорное, пустые созвучия). 4я вариация – свободная, нарушается структура, нет запева и припева. «спи мой дружок, мужичок счастливый». Новая мелодия. В ре миноре секстаккорд шестой ступени создает мажорный колорит и долго выдерживается. Романсовая фактура, колыбельная, в музыке что то элегическое. Навевает сны (светлые). Фрагменты чередуются через такт – ноктюрно-колыбельные, преобладают мажорные гармонии. Но между кантиленными тактами есть вставки- звучит тема метели-смерти из вступления только с хроматическими нисходящими интонациями. Структура разработочная. Вставки раскрывают, что происходит трагическое событие. Заканчивается все пустыми созвучиями (каденция atempo) – третья, пятая ступени без терции. Лес остался без людей, пустота.
4я песня. Полководец. – Нет конкретного умирающего героя, умирают все. Полководец – смерть, побеждает все человечество.Смерть здесь приобретает особую значительность. (2 раза была женским персонажем, когда к девушке- рыцарь, а тут полководец на коне). Тут очень большое вступление, состоящее из нескольких разделов. 1 – пока смерть не появилась, 2 – «и пала ночь на поле брани», приход смерти. 3 раздел – AndantinoallaMarcia. Смерть уже готовится к разговору. А в основном разделе - сама смерть поет, как в серенаде.
1 раздел вступления – битва. Ф-но изображает шум. esmoll. Музыка решительная, сохраняется напряженная пульсация, в основе музыки – героический марш. Он есть и в вокальной партии и часть дублируется в ф-но. В вокальной партии маршевый ритм, скачки на кварту, пунктирный ритм. Гармонии суровые, хорального плана, придает траурный оттенок. В процессе развития марш разрушается – его разрушают напряженные секундовые интонации в ф-ной партии и в условии хроматической гаммы тоже. (когда в вок. партии «пылает полдень»)
2 раздел вступления – Modertoassai. «и пала ночь». Внутренне контрастный. Начало спокойное – тишина, после окончания битвы. Музыка становится сдержанной, возвышенной, хоральная основа обнаруживает себя гораздо более отчетливо. В хорале этом подчеркивается значение мажорных аккордов (ля бемоль, фа мажор, си бемоль мажор). Минор приобретает просветленный характер. Когда появляется смерть – фигуры с обратным пунктирным ритмом. Ре бемоль мажор - фа мажор – аккорды чередуются в терцовом отношении.
3 раздел – смерть готовится говорить. Появляется риторическая фигура смерти. В вокальной партии одна нота ля «и в тишине, внимая», а в ф-ной партии нисходящее хроматическое движение в аккордовой фактуре. Risoluto – предвосхищается основная тема «как полководец». Риторическая фигура шагов смерти, изображается восхождение смерти. Подчеркивается аккордом увеличенного трезвучия.
Основной раздел – построен, как и в трепаке – тема и вариации. В качестве основной темы – цитата польской народной песни 60х годов 19 века «в дыме пожарище». Вариации структурно более свободны, тема изменяется сильнее в процессе варьирования. В теме есть запев и припев. Запев – связан с нисходящим движением, преобладают тонические гармонии. Припев – с восходящим движением, акцент на доминанте. Общий Гарм. План – акцент на T, потом на D. «Дружно вставайте на смотр мертвецы».
1 вариация. В характере торжественного марша «маршем торжественным мимо пройдите». Музыка размашистая, полнозвучная, насыщенная. Многозвучные аккорды в тесном расположении. Сама фактура стилистически восходит к Листу (у него есть этюд «Мазепа» в честь гетмана). Припев – маршевое начало ослабляется, не выдерживается единый тип фактуры в вариациях.
2 вариация – «годы незримо пройдут.» измененная. Тема в ф-ной партии, в вокальной – контрапункт. А в сопровождении с широкими скачками – гармонический бас в фигуративном виде, как шаги. Эта же фраза повторяется «я не забуду» восстанавливается фактура торжественного марша (из 1 вариации). Menomosso – 3й запев. Фактура напоминает трепак. В припеве «Чтобы сень гробовую» сохраняется эта же фактура. Завершается все победными аккордами. Отрицается вечная жизнь.
В этом цикле песня «Полководец» - функция финала. В ней есть черты, объединяющие ее с другими песнями. Есть мотивы танцевальные, мотивы, объединяющие с трепаком и тональность ре минор, как и в трепаке. А вступление в полководце – ми минор, тональность серенады. Воинственный характер – общий смысловой момент с серенадой. Тональный план объединяет 4 песни – 1я- ля (Д к ре), 2я – ми бемоль (как вторая низкая к ре), 3я- ре, 4я – ми бемоль и ре. Напряженные тяготения. В песнях большую роль играет театральный план, каждая песня – сцена со смертью. И фортепианный план –играет особую роль, не просто сопровождение голосу, а самостоятельный участник драматургического процесса, развивает традиции романтического пианизма (Листа).