Мусоргский «Песни и пляски смерти»




Мусоргский сочинял камерную вокальную музыку на протяжении всей жизни. Им было создано около 70 произведений.Это очень значительная часть его творчества, поскольку связана со словом. Раскрываются очень яркие характеры. Глубоко проникает в психологию разных личностей: крестьянка, юродивый, ребёнок.Развивая традиции Даргомыжского, композитор использует жанры романса-сценки («Озорник», «Козел»), монолога-рассказа («Каллистрат»), баллады («Забытый), драматические и сатирические песни. Также у него есть много циклов (Раек, Без солнца, Детская (игры, ссоры и т.д.), Песни и пляски смерти). Социально-обличительная тема определила главное направление вокального творчества Мусоргского. В некоторых произведениях обличительного содержания композитор достигает поистине трагедийной силы. В других он под видом шутки или невинной бытовой зарисовки поднимает жгучие вопросы современной жизни. Круг поэтов, к которым обращался Мусоргский, весьма широк: это стихи современных русских авторов — А. Кольцова, Н. Некрасова, А. Плещеева, Л. Мея, А. Толстого, В. Курочкина,а также поэзия И. В. Гёте и Г. Гейне; нередко композитор сам писал тексты для своих произведений. Песни и романсы Мусоргского поражают яркостью и новизной музыкального языка. В вокальных партиях певучие интонации крестьянских песен — лирических, колыбельных, плачей и причитаний — гармонично сочетаются с декламационностью (человеческая речь).

Песни и пляски смерти. Тема плясок смерти имеет западно-европейское происхождение. Сначала был ритуал во время эпидемии, все были в разных костюмах, во главе костюм, связанный со смертью. Этот жанр перешел в изобразительное искусство: Ботичелли, Гальбейн. В музыке эта тема начинает интересовать композиторов в 19 веке. Романтики увлекаются средневековыми мотивами. Вариант пляски смерти возникает у Берлиоза в Фантастической. Сам жанр возникает в творчестве Листа (вариации для ф-но с оркестром DiesIre), Пляска смерти у Сен-Санса – но это французский, ироничный вариант), для Мусоргского эта тема любимая, у него умер друг Гартман (архитектор и дизайнер, проектировал павильоны и предметы быта, остались эскизы и были показаны на выставке после его смерти). Мусоргский сначала посвятил ему «Картинки с выставки». Был друг аристократ – поэт Кутузов, Мусоргский решил написать цикл, показав как много людей умирает. Сначала в его воображении цикл был длинный (около 10 песен), в процессе развития сократился до 4х песен. Когда первый вариант текста писал Кутузов – он относился к смерти позитивно, рассматривал смерть, как силу, избавляющую от страдания. Мусоргский заставил переделать стихи. Смерть здесь – сила, которая обманом уничтожает человека, полное исчезновение существа. 77 год.
Песни этого цикла. 1я песня – Колыбельная. На руках у матери умирает ночью маленький ребенок. Начинает с самой ужасной ситуации. 2я – Серенада. Умирает молодая девушка от чахотки, а смерть является к ней в виде рыцаря и поет серенаду. 3я – Трепак. Умирает в поле, возвращающийся из кабака пьяный мужичок. 4я – Полководец. Вся планета воюет и все умирают. Остается смерть и она победила.
1я песня. Колыбельная – в ней определяется образно-структурные закономерности остальных песен. Очень большое вступление. Смерть приходит в определенную обстановку: ночь, неясное мерцание свечи. Начало песни в фа диез миноре. Главное выразительное средство – фортепианная фигурация, звучит зловеще, октавными унисонами, контуры изломанные, насыщенные хроматическими интонациями. Когда движется наверх впечатление, что выползает темная масса. Сам речитатив на этих фигурациях – первая октава, много репетиций. Moderatotranquillo «ранымранехонько» появляется смерть и вступление заканчивается. Звучит фигура tmesis фигура шагов смерти (через паузу).
Основной раздел строится в форме рондо. В качестве рефрена – реплики смерти, у смерти есть законченная тема «полно пугаться, мой друг»; «ну, да со мно. Он скоро уймется» (в общем триоли все время там). В конце тоже самое только ля мажор меняется на ля минор. Тема смерти – зловещий характер, есть танцевальность. В этой теме характерна ладовая неустойчивость – фа диез минор, переходит в ля мажор в большинстве рефренов (через минорную субдоминанту). В самой вокальной мелодии лейтмотива смерти есть скрытое двухголосие, выделяется повторяющийся звук ля. И есть нисходящее движение по хроматическим полутонам. (всё это фигуры смерти), используется вторая низкая ступень. Фактура не танцевальная, а хоральная, устойчивая. Смерть – неотвратимая сила. В эпизодах мать сопротивляется, не тематизированы, каждый раз разные слова, очень взволнованные реплики, страстная декламация на фоне тремоло. Постоянно обновляется мелодия и в процессе развития мелодия становится все менее певучей и менее вокальной. В ф-ной партии сначала тремоло и мелодия с секстовыми ходами. Затем тремоло в правой руке, мелодия в левой, не соотносимая с человеческой вокализацией. Пока мать спорила смерть тихо умертвила ее ребенка.

2я песня. Серенада. – героиня молодая красивая девушка. В песне сначала большое вступление, рисует обстановку: весна, все возрождается, ночь. Музыка – вариант романтического ноктюрна. В ф-ной партии колышатся фигурации, охватывающие большой диапазон. Основа фигураций- Д нонаккорд, создает ощущение томного состояния и к нему в гармонии присоединяется ум вводный септаккорд. Получается хроматизированный мажор. Мелодия, описывающая эту ситуацию, основана на звуках этого Д нонаккорда, девушка словно ждет волшебной сказки. Тон- движение в ми мажор.
Основной раздел – «В мраке…», ми бемоль минор. Появляется рыцарь (смерть) и поет серенаду. Серенада – всегда более оживленная всегда, чем ноктюрн. Здесь тема серенады тяжелая. Однообразная мелодия, повторяющая один и тот же оборот (все вокруг звука си бемоль). Тяжелая фактура, громоздкое сопровождение. Выразительный гарм. План – начинается с автентических оборотов, а в конце плагальный оборот уже в конце первой строчки и совсем в конце натуральная доминанта. «Рыцарь неведомый…» - идут плагальные обороты, более тяжелые и вязкие. Эта громоздкая тема чередуется с более динамичной музыкой. 1й раз возникает динамичная в середине простой 3х частной формы этого основного раздела (pococapriccioso) «пристальных глаз…». Тесситура повышается, музыка более легкая в мелодии широкие скачки, обыгрывается нисходящее хроматическое движение со скрытой полифонией. Есть скрытая педаль соль бемоль и к ней подходит нисходящее движение. Скрытое двухголосие еще более откровенно проявляется в ф-ной партии. 2й раз – конец репризы. Реприза «слух твой пленился моей серенадой». Продолжение новое «нежен твой стан…». Фактура более прозрачная, устанавливается органный пункт на ми бемоле, зловещее остинато, нисходящие хоральные последования в ф-ной партии. Фразы становятся у смерти более отрывистыми и декламационными, в конце душит девушку. «молчи» - фигура обрубцио. В конце торжествует.

3я песня. Трепак. – умирает пьяный мужик. Заблудился, не найдя путь из трактира. Название обыгрывает эту тему. Трепак – русский танец. А тут и метель треплет этого человека, уводя его в сторону от дома. Песня строится: большое вступление рисует картину зимней ночи. Сначала звучат пустые созвучия, основанные на квинтах. Аккорды соотносятся фа мажор – ля мажор – фа диез минор. Терцовые тона только в вокальной партии дают заполнение этих аккордов. В басу появляется выразительный мотив – секунда и терция (Берлиоз «фантастическая симфония» diesire) – в зловещем регистре. 2я строчка- устанавливается ре минор (основная тональность) и эти мотивы даются в более быстром ритмическом варианте. В ф-ной партии намечаются контуры будущей основной темы этой песни. Pocoapocopiumosso – устанавливается танцевальный ритм в сопровождении, секундовые мотивы тоже вызывают ассоциации с песней французской революции «Да будет так». Появляется вариант будущей основной темы – риторический – отчетливо проявляется нисходящее хроматическое движение. В разных голосах фактуры – те или иные нисходящие мотивы, пляшущая смерть. Основной раздел – Allegrettomoderatoepesante – вариации на тему. Основная тема- «ой, мужичок, старичок». Она выдержана в народном стиле. В этой теме подчеркиваются связи, с вариантом, который образовывался во вступлении. Ре минор, есть элементы сходства с секвенцией диез ире. В первом изложении тема энергичная, упругая, танцевальный ритм (синкопы). Сама тема развивается драматически нарастающе – запев «ой, мужичок». А где 3/2 – музыка уже становится почти экспрессионистическая, тритоновые созвучия в гармонизации, в каденции вторая низкая ступень, которая подчеркивает драматизм ситуации. Вариации – где то сохраняется структура темы, а где то нет. Метель надевает маски. 1я вариация – сочуственная, возвышенная. Pocomenomosso музыка сдержанная, тихая «горем, тоской» - структура темы меняется, не танцевальная, а более распевная. В конце просто в высоком регистре хорал на pianissimo в сопровождении «я тебя, голубчик мой». 2 вариация «взбей ка постель ты, метель лебедка» - структура сохраняется (запев, припев). В запеве мелодия изменяется, появляются широкие энергичные скачки, выделяется первый звук, динамичный характер. Хроматические гаммы изображают завывания метели. Идут в правой руке. В припеве «сказку да такую» - сосредотачиваются в нижнем регистре хроматизмы. 3 вариация – pocoapocoatempo. Музыка более сдержанная, но драматичная. В сопровождении – триоли, напоминают мотивы судьбы. «ой вы, леса, небеса да тучи». В музыке появляется связь со вступлением (1 аккорд в правой руке – ре минорное, пустые созвучия). 4я вариация – свободная, нарушается структура, нет запева и припева. «спи мой дружок, мужичок счастливый». Новая мелодия. В ре миноре секстаккорд шестой ступени создает мажорный колорит и долго выдерживается. Романсовая фактура, колыбельная, в музыке что то элегическое. Навевает сны (светлые). Фрагменты чередуются через такт – ноктюрно-колыбельные, преобладают мажорные гармонии. Но между кантиленными тактами есть вставки- звучит тема метели-смерти из вступления только с хроматическими нисходящими интонациями. Структура разработочная. Вставки раскрывают, что происходит трагическое событие. Заканчивается все пустыми созвучиями (каденция atempo) – третья, пятая ступени без терции. Лес остался без людей, пустота.

 

4я песня. Полководец. – Нет конкретного умирающего героя, умирают все. Полководец – смерть, побеждает все человечество.Смерть здесь приобретает особую значительность. (2 раза была женским персонажем, когда к девушке- рыцарь, а тут полководец на коне). Тут очень большое вступление, состоящее из нескольких разделов. 1 – пока смерть не появилась, 2 – «и пала ночь на поле брани», приход смерти. 3 раздел – AndantinoallaMarcia. Смерть уже готовится к разговору. А в основном разделе - сама смерть поет, как в серенаде.
1 раздел вступления – битва. Ф-но изображает шум. esmoll. Музыка решительная, сохраняется напряженная пульсация, в основе музыки – героический марш. Он есть и в вокальной партии и часть дублируется в ф-но. В вокальной партии маршевый ритм, скачки на кварту, пунктирный ритм. Гармонии суровые, хорального плана, придает траурный оттенок. В процессе развития марш разрушается – его разрушают напряженные секундовые интонации в ф-ной партии и в условии хроматической гаммы тоже. (когда в вок. партии «пылает полдень»)

2 раздел вступления – Modertoassai. «и пала ночь». Внутренне контрастный. Начало спокойное – тишина, после окончания битвы. Музыка становится сдержанной, возвышенной, хоральная основа обнаруживает себя гораздо более отчетливо. В хорале этом подчеркивается значение мажорных аккордов (ля бемоль, фа мажор, си бемоль мажор). Минор приобретает просветленный характер. Когда появляется смерть – фигуры с обратным пунктирным ритмом. Ре бемоль мажор - фа мажор – аккорды чередуются в терцовом отношении.

3 раздел – смерть готовится говорить. Появляется риторическая фигура смерти. В вокальной партии одна нота ля «и в тишине, внимая», а в ф-ной партии нисходящее хроматическое движение в аккордовой фактуре. Risoluto – предвосхищается основная тема «как полководец». Риторическая фигура шагов смерти, изображается восхождение смерти. Подчеркивается аккордом увеличенного трезвучия.

Основной раздел – построен, как и в трепаке – тема и вариации. В качестве основной темы – цитата польской народной песни 60х годов 19 века «в дыме пожарище». Вариации структурно более свободны, тема изменяется сильнее в процессе варьирования. В теме есть запев и припев. Запев – связан с нисходящим движением, преобладают тонические гармонии. Припев – с восходящим движением, акцент на доминанте. Общий Гарм. План – акцент на T, потом на D. «Дружно вставайте на смотр мертвецы».

1 вариация. В характере торжественного марша «маршем торжественным мимо пройдите». Музыка размашистая, полнозвучная, насыщенная. Многозвучные аккорды в тесном расположении. Сама фактура стилистически восходит к Листу (у него есть этюд «Мазепа» в честь гетмана). Припев – маршевое начало ослабляется, не выдерживается единый тип фактуры в вариациях.

2 вариация – «годы незримо пройдут.» измененная. Тема в ф-ной партии, в вокальной – контрапункт. А в сопровождении с широкими скачками – гармонический бас в фигуративном виде, как шаги. Эта же фраза повторяется «я не забуду» восстанавливается фактура торжественного марша (из 1 вариации). Menomosso – 3й запев. Фактура напоминает трепак. В припеве «Чтобы сень гробовую» сохраняется эта же фактура. Завершается все победными аккордами. Отрицается вечная жизнь.

 

В этом цикле песня «Полководец» - функция финала. В ней есть черты, объединяющие ее с другими песнями. Есть мотивы танцевальные, мотивы, объединяющие с трепаком и тональность ре минор, как и в трепаке. А вступление в полководце – ми минор, тональность серенады. Воинственный характер – общий смысловой момент с серенадой. Тональный план объединяет 4 песни – 1я- ля (Д к ре), 2я – ми бемоль (как вторая низкая к ре), 3я- ре, 4я – ми бемоль и ре. Напряженные тяготения. В песнях большую роль играет театральный план, каждая песня – сцена со смертью. И фортепианный план –играет особую роль, не просто сопровождение голосу, а самостоятельный участник драматургического процесса, развивает традиции романтического пианизма (Листа).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: