МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра «Экономики и кооперации»
Кафедра организации сельскохозяйственного производства
Программа
Производственной практики
по направлению 080200 «Менеджмент»
профиля 1 «Производственный менеджмент»
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Тюмень – 2015
Программа производственной практики для студентов направления 080200 «Менеджмент» профиля 1 «Производственный менеджмент» подготовлена заведующим кафедрой «Экономики и кооперации профессором, к.э.н. Пахомчиком С. А., заведующей кафедрой «Организации сельскохозяйственного производства» к. э. н. Чекмаревой Л.М.
Рецензенты: к.э.н., доцент Кирилова О.В.
Работа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Экономики и кооперации» протокол № от 15. 06 2015 г.
Программа рассмотрена и одобрена методической комиссией института экономики и финансов ГАУ Северного Зауралья протокол № ___ от 27 июня 2015 г.
Оглавление
Введение | ||
1. | Общие положения | |
2. | Содержание производственной практики | |
3. | План написания отчета по практике | |
4. | Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики | |
Приложения |
Введение
Важной частью учебного процесса подготовки высококвалифицированных бакалавров менеджеров является производственная практика.
Особенность производственной практики – ее ориентация на будущую профессиональную деятельность обучающихся и приобретения общекультурных и профессиональных компетенций на основе выполнения профессиональных обязанностей менеджера в условиях реальной практической деятельности.
|
Программа производственной практики основывается на теоретических знаниях и практических навыках, приобретенных студентами в ходе освоения образовательной программы направления 080200 «Менеджмент».
Цель практики – закрепление, расширение, углубление, систематизация и обобщение знаний и умений в области производственного менеджмента, полученных при изучении общепрофессиональных, специальных дисциплин и учебных практик; приобретение необходимых умений, навыков и компетенций, а также подготовка к самостоятельной управленческой, аналитической и исследовательской деятельности.
Задачи практики:
– ознакомиться с особенностями функционирования конкретного предприятия;
– ознакомиться с организационно-экономическими условиями производства и изучить основные показатели хозяйствования;
– изучить технологию и организацию производства отраслей растениеводства и животноводства;
– ознакомиться с организацией работы обслуживающих и вспомогательных подразделений;
– изучить документацию по использованию трудовых ресурсов; Положение по оплате труда предприятия. Ознакомиться с нормами выработки и расценками;
– определить специализацию предприятия;
– изучить каналы реализации и коммерческие издержки;
– осуществить подбор необходимой исходной информации для выполнения курсовых работ и для выполнения научно-исследовательской работы;
|
– собрать информацию по заданию руководителя в рамках обозначенной темы будущей выпускной квалификационной работы.
Общие положения
1.1. Прохождение практики предусмотрено учебным планом на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 «Менеджмент», профилю 1 «Производственный менеджмент» после окончания теоретического обучения в 6 семестре (июль месяц) продолжительностью 4 недели.
Общая трудоемкость практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
1.2. Студенты проходят производственную практику в предприятиях всех сфер агропромышленного комплекса: в сельскохозяйственных производственных кооперативах, обществах, товариществах, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, сельскохозяйственных потребительских кооперативах и их объединениях, фермерских хозяйствах (с площадью посевов более тысячи гектаров и поголовьем не менее двухсот условных голов скота).
1.3. Оформление студента на практику происходит на основе следующих документов:
– приказа о направлении на практику;
– договора о прохождении практики или письма с предприятия, подтверждающего согласие руководства принять студента на практику и обеспечить условия для ее прохождения.
1.4. Практика проходит под руководством преподавателей кафедр «Экономики и кооперации», «Организация сельскохозяйственного производства» и руководителей – представителей предприятий (организаций) по месту её прохождения.
1.5. Кафедры, ответственные за организацию практики согласовывают программу практики с предприятиями, назначают руководителей практики из числа профессорско-преподавательского состава;
|
– совместно с дирекцией института готовят приказ о распределении студентов на практику;
– обеспечивают предприятия (организации) и самих студентов программами практики;
– непосредственно перед началом практики заведующие кафедрами проводят организационное собрание студентов-практикантов и руководителей практики по разъяснению целей, содержания, порядка и контроля прохождения практики и формы отчета.
1.6. Руководитель практики от вуза обязан:
– оказать помощь студенту в составлении календарного плана и программы прохождения практики с последующим согласованием их с руководителем практики от предприятия (план составляется по форме, приведенный в Приложении 1);
– обеспечить прохождение практики и руководство работой студентов, предусмотренной программой практики;
– проводить индивидуальные консультации, рекомендовать основную и дополнительную литературу;
– рассматривать отчеты студентов по практике, давать отзывы и заключения о прохождении практики;
– участвовать в работе комиссии по приему отчета по производственной практике.
1.7. Руководитель практики – представитель предприятия (организации) распределяет студентов по рабочим местам, контролирует соблюдение трудовой и производственной дисциплины практикантами, знакомит с организацией работ на конкретном рабочем месте, контролирует ведение дневников, подготовку отчетов, составление студентами отчетов по практике, подписывает итоговый отчет.
По итогам практики руководитель – представитель предприятия готовит производственную характеристику – отзыв от предприятия (организации) студенту-практиканту (заверенный подписью и печатью предприятия). Данный отзыв прилагается к отчету по практике или заносится в соответствующий раздел дневника практики.
1.8. Студент-практикант имеет право:
– получить рабочее место;
– обратиться по всем возникающим проблемам и вопросам к руководителю практики – представителю предприятия и представителю вуза;
– получить разрешение на доступ к информации, необходимой для выполнения программы практики.
1.9. Студент-практикант обязан:
– вести дневник практики, в рамках намеченной программы и календарного плана.
Отмечая в дневнике содержание работы, студент должен отразить конкретные виды деятельности, затрагивающие организационные, экономические и управленческие аспекты.
– представлять дневник на проверку и подпись руководителю практики с предприятия не реже одного раза в неделю, а после завершения практики заверить подписью руководителя и печатью предприятия;
– подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующим на предприятии (организации);
– соблюдать правила техники безопасности и производственной санитарии;
– представлять в установленном порядке руководителю практики от вуза обязательные документы о прохождении практики.
1.10 Порядок защиты отчета
Аттестация каждого студента по итогам производственной практики осуществляется на основе защиты отчета на заседании кафедры и оформляется в виде протокола, подписанного членами комиссии.
По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка (Приложение 2).
1.11. В случае несвоевременного прохождения практики и срыва плана сдачи отчета на кафедру, директорат запрашивает руководство предприятия о сроках её прохождения и отношении студента к своей работе.
В исключительных случаях ректорат командирует преподавателя кафедры в предприятие, где студент проходил практику, для выяснения обстоятельств, связанных с прохождением практики конкретного студента.
Если студент не выполнил программу практики и не представил отчета об её прохождении, то он приказом ректора отчисляется из числа студентов вуза как не справившийся с учебным планом подготовки.
Содержание производственной практики
Организационно-технологический аспект
В этом подразделе необходимо изучить следующие вопросы:
2.1.1. Наличие производственной базы для использования мобильных и стационарных основных средств (гаражи, машинные дворы, ремонтные мастерские, кузницы, столярные цеха, пилорамы и др.) с указанием места размещения, возможностей ремонта, объема выпуска продукции и других сведений.
2.1.2. Познакомиться с системой машин в зерновом производстве, картофелеводстве, кормопроизводстве, овощеводстве и других отраслях растениеводства в соответствии со специализацией, с подробной записью информации о тракторах, комбайнах, сельскохозяйственных машинах с описью данных по их количеству, срокам службы, выработке, возможностью выполнить плановый объем работ в оптимальные сроки, нормах выработки и количестве обслуживающего персонала.
2.1.3. Ознакомиться с организационно-экономическими основами ведения животноводства (организация содержания животных и птицы в скотоводстве, свиноводстве, овцеводстве, птицеводстве); с организацией воспроизводства стада, структурой стада и его обороте; дать оценку применяемых технологий в животноводстве.
2.1.4. Изучить формы организации труда в растениеводческих и животноводческих отраслях, организацию трудовых процессов в растениеводстве и животноводстве, организацию оплаты труда и стимулирование работников.
2.1.5. Ознакомиться с организацией внутрихозяйственных отношений (система внутрихозяйственных отношений, формы внутрихозяйственного расчета, формы хозяйствования на предприятиях).
2.1.6. Ознакомиться с технологическими основами производства в основных отраслях растениеводства (зерновое производство, картофелеводство, кормопроизводство) и животноводства (скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство) с подробным описанием технологических операций.
2.2. Экономический аспект
2.2.1. Земельные ресурсы и эффективность их использования. Изучить показатели экономической эффективности использования земельных угодий.
Натуральные. Производство зерна, картофеля, овощей, свинины в расчете на 100 гектаров пашни; производство молока, шерсти и мяса на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий; производство яиц и мяса птицы на 100 гектаров посевов зерновых культур; производство продукции животноводства на 100 гектаров кормовых культур.
Стоимостные. Производство валовой продукции растениеводства в оценке по сопоставимым ценам в расчете на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий; на одного среднесписочного работника, на рубль затрат, тыс. руб.
Факториальные. Удельный вес пашни в сельскохозяйственных угодьях, структура посевных площадей; количество применяемых органических (т) и минеральных (кг д. в.) удобрений на гектар пашни, удельный вес мелиорируемых земель
2.2.2. Основные средства. Рассчитать структуру основных средств (здания, сооружения, переданные устройства, машины и оборудование, из них комбайны и сельскохозяйственные машины), транспортные средства (из них грузовые автомобили), производственные инструменты и хозяйственный инвентарь, рабочий скот, продуктивный скот, многолетние насаждения, капитальные затраты на улучшение земель, прочие основные средства.
Рассмотреть наличие основных средств в разрезе отдельных их групп, в том числе основные средства в растениеводстве и животноводстве.
Производственные средства других отраслей. Непроизводственные основные средства.
2.2.3. Определить состав, размер и структуру энергетических мощностей (механические двигатели: тракторы, из них гусеничные и колесные, на которых смонтированы машины, автомобили, комбайны, стационарные двигатели; электродвигатели и электроустановка, рабочий скот.
Всего энергетических мощностей л.с. и квт.
2.2.4. Определить стоимость основных средств, тыс. руб. (на начало года, на конец года, стоимость вновь поступивших основных средств, стоимость выбывших основных средств, коэффициент (К) прироста, коэффициент обновления, коэффициент выбытия, коэффициент износа.
2.2.5. Рассчитать экономическую эффективность основных средств. Общую стоимость основных средств (тыс. руб.), в т. ч. растениеводства и животноводства; фондообеспеченность, фондовооруженность, фондоотдачу в целом по предприятию, руб., в т. ч. в растениеводстве, животноводстве;
2.2.6. Оборотные средства. Рассчитать размер и структуру оборотных средств (по балансу на конец года) – производственные запасы, всего, тыс. руб.; незавершенное производство, расходы будущих периодов. Стоимость производственных оборотных фондов (ПОФ); готовой продукции, денежных средств, средства в расчетах, всего оборотных средств.
2.2.7. Рассчитать показатели оборачиваемости оборотных средств (выручка от реализации, тыс. руб., средний годовой остаток оборотных средств, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэффициент закрепления оборотных средств, продолжительность одного оборота дней).
2.2.8. Рассчитать размер и структуру трудовых ресурсов предприятия по категориям работников: постоянные, в т.ч. работники животноводства, трактористы-машинисты, шофёры, работники производственной сферы технического обслуживания, всего занятых в сфере производства. Управленческий персонал: из них руководители, специалисты, служащие; работники подсобных промышленных предприятий, работники строительных организаций; работники торговли и общественного питания, работники детских учреждений, сезонные и временные работники.
2.2.9. Определить уровень использования годового фонда рабочего времени. Среднюю продолжительность рабочего дня, среднее число часов работы одного работника.
2.2.10. Рассчитать показатели движения рабочей силы (среднесписочное количество работников, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент оборота по приему, коэффициент замещения, коэффициент текучести, коэффициент постоянства кадров.
2.2.11. Определить уровень производительности труда по предприятию и основным отраслям.
2.2.12. Ознакомиться и выписать из годовых отчетов и аналитических материалов к ним затраты по статьям:
– в растениеводстве – затраты на оплату труда, семена и посадочный материал, удобрения, средства защиты растений, работы и услуги, затраты на содержание основных средств, затраты по организации производства и управлению, прочие затраты;
– в животноводстве – затраты на оплату труда, средства защиты животных, корма, работы и услуги, содержание основных средств, организацию производства и управления, оплату по кредитам, потери от падения животных, прочие расходы.
2.2.13. Определить размер и структуру издержек в отраслях растениеводства и животноводства.
Растениеводство: зерно, картофель, кормовые культуры.
Животноводство: молоко, мясо, шерсть, яйцо.
2.2.14. Рассчитать размер и структуру себестоимости производства зерна, картофеля, овощей, кормов, молока, мяса (по видам), шерсти, яиц.
2.3. Управленческий аспект
2.3.1. Ознакомиться с управлением производством (система управления, её штатный состав (управленческого аппарата); схемы структуры управления отраслями).
2.3.2. Ознакомиться с правами, обязанностями и ответственностью руководителей и специалистов.
2.3.2. Ознакомиться с документами и документооборотом, первичной информацией в учете, движением информации от её зарождения до её обработки и разноске по отчетам.
2.3.3. Ознакомиться с оперативным управлением производством на уровне бригад, цехов, отделений, ферм и на уровне предприятия.
2.3.4. Ознакомиться со сбором оперативной и базовой информации, объемом, источниками и получателями, её обработкой и использованием в управленческом процессе.
2.3.5. Ознакомиться с управлением качеством выпускаемой продукции в растениеводстве и животноводстве.
2.3.6. Ознакомиться с маркетингом на предприятии (каналы реализации продукции отраслей растениеводства и животноводства, условия, которые определяют реализацию продукции), качественной характеристикой зерна, картофеля, овощей, молока, мяса, яиц, шерсти и их влиянием на реализацию, с системой рынков реализации продукции.
2.3.7. Изучить затраты, связанные с реализацией продукции, их содержание и рассмотреть резервы по их снижению.
2.3.8. Управление природопользованием: контроль за использованием удобрений, средств защиты растений, использованием побочной продукции в растениеводстве и животноводстве, утилизацией промышленных отходов.
План написания отчета по практике
Введение
Раздел 1. Местоположение предприятия и его природные условия
1.1. Удаленность от пунктов реализации, баз снабжения, районного центра, областного центра. Характеристика транспортных коммуникаций
1.2. Природные условия (климат, почвы, рельеф)
Раздел 2. Экономические условия и основные показатели хозяйствования
2.1. Место хозяйства в системе районной специализации и кооперации сельскохозяйственного и промышленного производства
2.2. Организационная структура хозяйства (количество отделений, участков, цехов, бригад, ферм)
2.3. Размер, состав и количество сельскохозяйственных угодий.
2.4. Состав и структура посевных площадей. Урожайность сельскохозяйственных культур.
2.5. Состав и структура стада животных, его продуктивность
2.6. Состав и размер сельскохозяйственных отраслей (по стоимости валовой и товарной продукции)
2.7. Специализация хозяйства (по структуре денежной выручки от реализации продукции)
2.8. Состав и структура производственных фондов
2.9. Обеспеченность рабочей силой и состав работников (по категориям).
При этом основные показатели хозяйственной деятельности предприятия должны быть взяты за 5 лет, урожайность культур и продуктивность животных за 5-10 лет.
Раздел 3. Техника, технология и организация производства.
3.1. Технология производства основных видов растениеводческой сельскохозяйственной продукции (с приложением технологических карт).
3.2. Основных видов животноводческой сельскохозяйственной продукции.
Раздел 4. Оплата труда в основных отраслях сельскохозяйственного производства.
4.1. Оплата труда в растениеводстве.
4.2. Оплата труда в животноводстве.
Раздел 5. Планирование производства на предприятии.
5.1. Бакалавр должен изучить и дать оценку уровню организации планово-экономической работы в хозяйстве по следующей схеме:
1) организация планово - экономического или единого планово учетного отдела хозяйства (количество работников, выполняемые ими функции, образование, квалификация и стаж работы общий и в специальности в данном хозяйстве и т.д.); работа бюро экономического анализа, балансовых комиссий (их функций, планы работы, фактического выполнение планов).
Таблица - Характеристика планово – экономического отдела
(или единого планово – учетного отдела)
Состав отдела | Количество работников | Образование | Стаж по специальности | Выполняемые функции |
Гл. экономист | ….. (высшее) | … лет | ||
Экономист по плате труда | 2, в т.ч. | … (Среднее специальное) | … лет … года |
Вывод: необходимо отразить обеспеченность предприятия специалистами, соответствие образования занимаемой должности.
5.2. Организация и качество работы по планированию (системы внутрихозяйственного планирования; нормативная и справочная база использование в планировании результатов экономического анализа опыта передовых хозяйств; организация составления перспективных текущих и оперативных планов; участие в составлении планов и заданий технологов производства, руководителей внутрихозяйственных подразделений, членов трудовых коллективов; применение нормативно балансового и других методов планирования и т.д.)
Таблица - Система планов предприятия
Виды планов | Сроки планирования | Цель разработки плана |
Долгосрочные: - | ||
Среднесрочные: - |
Отразить какие виды планов разрабатываются на предприятии, и с какой целью.
5.3. организация и эффективность анализа производственно - финансовой деятельности (кто и в каком объеме осуществляет аналитическую работу, сроки и порядок рассмотрения результатов анализа); наличие планов, тематика, последовательность и полнота проводимых аналитических работ по различным направлениям деятельности (финансовое состояние, оценка технологий и т.д.); порядок оформления и гласность результатов анализа; (кто отвечает за внедрение рекомендаций по итогам анализа).
Таблица - Аналитическая работа предприятия
Виды планов | Контрольные показатели |
Анализ оперативных планов: - план надоя молока (за месяц) - план заготовки кормов | - продуктивность животных; - качественные показатели молока (жирность, содержание белка) - объем кормов; - качественные показатели (ц. к. ед., переваримый протеин) |
Анализ финансового плана: | -источники поступления денежных средств, расходование денежных средств. |
Раздел 6. Рыночные каналы реализации продукции.
6.1. Валовая продукция сельского хозяйства.
6.1.1. Тенденции изменения валовой и товарной продукции в отраслях предприятия.
6.1.2. Товарная продукция: её измерение в натуральным и стоимостном выражении.
6.1.3. Уровень товарности, методика расчета и факторы, влияющие на товарность.
6.1.4. Основные каналы реализации продукции предприятия и их совершенствование.
Раздел 7. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства.
7.1. Уровень интенсивности сельскохозяйственного производства и экономическая эффективность интенсификации.
7.2. Экономическая эффективность использование основных и оборотных средств.
7.3. Производительность труда в отраслях предприятия и производстве основных видов продукции.
7.4. Себестоимость важнейших видов продукции и возможные пути её снижения.
7.5. Уровень рентабельности основных видов продукции и общая рентабельность предприятия.
Выводы.
Они должны подвести итог по всем разделам отчета.