СУДОХОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕКАТОВ




Для управления судном, изучения специальной лоции и обеспечения безопасности плавания особое значение приобретает разделение перекатов по судоходному признаку и по степени трудности проводки через них судов и плотов.

На трудность проводки судов и составов через перекаты влияют следующие факторы: тип переката, вид подвалья, ширина и глубина судового хода, форма судового хода в плане и его радиусы изгиба, место расположения переката и условия видимости, положение уровня воды, особенности течения (направление и скорость свальных течений, наличие суводей и майданов и др.), сложность входа на перекат и выхода с него со стороны плесовых лощин и т. д.

Типы перекатов

А. Типы перекатов. Перекаты могут быть отнесены к одному из четырех типов.

I. Перекат без затонной части (рис. 27, а) обычно находится на пологих изгибах или прямых участках неширокого русла. Плесовые лощины переката не заходят одна за другую, поэтому затонной части он не имеет. Перекат устойчивый, долго сохраняет свою форму и расположение в русле. Судовой ход и корыто на нем плавно переваливают от одного берега к другому. Ровное течение на перекате овпадает с направлением корыта, а свальное — обычно отсутствует. В большинстве случаев такой перекат без затонной части не вызывает затруднений для движения судов.

II. Перекат с затонной частью (рис. 27, б). Плесовые лощины переката заходят одна за другую, поэтому он имеет затонную часть. Корыто расположено под большим углом к направлению
русла, судовой ход круто переваливает от одного берега к другому. Перекат неустойчивый. При низком уровне воды иногда происходит промыв корыта почти поперек русла. При дальнейших переформированиях переката корыто может получить еще большее искривление, принять вид буквы S.

Часть водного потока сливается на перекате по кратчайшему пути — из верхней плесовой лощины в нижнюю, в связи с чем свал воды направлен к затонной части. При низком уровне воды на перекате создается сильное свальное течение, направленное к нижней косе.

Перекат данного типа (особенно с развитой затонной частью) из-за узкого судового хода с крутым перевалом, небольшой глубины и сильного свального течения затруднителен для движения судов.

III. Перекат — россыпь (рис. 27, в) возникает на расширенных участках русла. В результате избыточной ширины поток здесь не может транспортировать наносы, формировать косы и плесовые лощины, поэтому русло заполняется беспорядочными мощными отложениями (заструги, осередки, шалыги), из которых формируется перекат. Перекат-россыпь не имеет определенной формы. Под воздействием течения (особенно при резких колебаниях уровня) песчаные отложения, непрерывно перемещаясь, изменяют форму переката. Корыто не имеет ясно выраженного углубления и формы. Судовой ход извилистый и мелкий. Перекат очень неустойчивый, судовой ход в период межени может сменить свое положение несколько раз. Течение на перекатах-россыпях беспорядочное и неровное. Небольшие глубины, неопределенный судовой ход, неровные течения создают большие трудности для движения судов через перекаты этого типа.

IV. Групповой перекат (рис. 27,г) представляет собой участок русла, на котором вблизи друг от друга находятся несколько перекатов различного типа. Косы у группового переката расположены так, что нижняя коса верхнего переката является верхней косой нижнего переката. Перекаты разделяются небольшими плесовыми лощинами. Иногда такая лощина настолько мала, что создается как бы двойное подвалье одного переката. Протяженность группового переката может достигать нескольких десятков километров.

Судовой ход на групповых перекатах извилистый, иногда несколько раз переваливает от одного берега к другому. Групповые перекаты обычно неустойчивы, режимы их взаимосвязаны, размыв одного переката может явиться причиной обмеления другого и наоборот. На перекате часто создаются свальные и затяжные течения.

Узкий и извилистый судовой ход, свальные и затяжные течения превращают групповой перекат в участок, трудный для плавания,

Б. Виды подвальев. Подвалье — наиболее трудное место при проводке судов через перекат. Все подвалья можно разделить на три вида, причем каждый рассмотренный тип перекатов может иметь любой вид подвалья.

1. Ровное (рис. 28, а) подвалье образовано ровным тыловым скатом седловины переката, расположенным по нормали к оси корыта. Течение на подвальеровное, совпадает с осью корыта.В некоторых случаях две крупные заструги верхней и нижней косы, сближаясь к середине корыта, создают ровное подвалье со значительным понижением гребня. Косы и заструги таких подвалий направляют воду к середине корыта, создавая сосредоточное течение.

Виды подвальев

Ровное подвалье не представляет большой трудности для движения судов.

2. Выпуклое (рис. 28, б) подвалье имеет в плане и поперечном разрезе выпуклую форму. Оно создается при большом перемещении наносов через седловину переката, очень неустойчиво и не имеет глубокого корыта. Течение на подвалье веерообразное, слабое, иногда с двусторонним сливом воды по обе стороны выпуклости. В большинстве случаев уверхней косы течение слабее, а более сильное направлено к нижней косе.

Для судоходства подвалье неблагоприятно. При движении через перекат (особенно вверх) необходимо уметь определить направление основного слива воды и свального течения.

3. Неровное (искривленное или неопределенной формы) подвалье (рис. 28, в), создается двумя застругами или ухвостьями кос, которые заходят друг за друга. Такое подвалье очень неустойчиво, течение на нем неровное. Возле каждой косы создается различное направление слива воды.

При большой подвижности наносов образуется подвалье неопределенной формы. Такое подвалье очень искривлено или не имеет ясно выраженного очертания, оно также очень неустойчиво.

Для судоходства неровные подвалья наиболее неблагоприятны.

На некоторых участках рек ведется интенсивное землечерпание. В результате плесовые лощины соединены сплошным подводным каналом-прорезью, поэтому перекаты не имеют четкого подвалья. В судоходном отношении такое подвалье по сравнению с предыдущими видами более благоприятно.

В. Группировка перекатов по трудности судовождения. Условия судоходства в основном зависят от типа переката и вида его подвалья, а также от размеров и осадки состава, направления движения судна и ряда других факторов.

Для судов малого и большого водоизмещения, толкаемых составов, буксируемых судов или плотов трудность плавания через перекат неодинакова. Если, например, для плота существенное значение имеет ширина судового хода и направление слива воды, то для крупного судна — глубина переката. Очень важно положение уровня воды. Обычно при высоком уровне условия плавания более благоприятны, чем при низком.

По степени трудности для судовождения перекаты можно разделить на две группы в зависимости от типа переката, вида его подвалья и ряда других факторов.

I. Незатруднительные перекаты — в основном перекаты без развитой затонной части, которые имеют ровное подвалье, прямой судовой ход с достаточной для больших судов глубиной и шириной. На таких перекатах течение ровное, без майданов и суводей, а свальные и затяжные течения незначительны.

Вход на такой перекат и выход с него удобны. Расхождение и обгон на незатруднительном перекате возможны только для маломерных судов, при этом должны быть приняты меры, полностью обеспечивающие безопасность плавания.

II. Затруднительные перекаты — перекаты с развитой затонной частью, перекаты-россыпи и групповые перекаты. Подвалья у таких перекатов неровные или выпуклые. Затруднительный перекат обычно имеет небольшую глубину и ширину судового хода, извилистое корыто, свальные или затяжные течения.

Вход на перекат и выход с него для судов сложны. Расхождение и обгон на таких перекатах для судов любых водоизмещении запрещены.

Для составления судоходной классификации перекатов следует использовать навигационные карты, лоцийные описания, личные наблюдения, а также паспорта перекатов.

 

Правила плавания по ВВП РФ.Средства идентификации судна.

 

. Средства идентификации судна

43. В соответствии со статьей 13 КВВТ каждое судно, подлежащее государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, должно иметь свое название или номер.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер.

Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.

Название судна, осуществляющего судоходство, связанное с пересечением Государственной границы Российской Федерации, наносится на крылья ходового мостика и корму судна буквами латинского алфавита с указанием национальной принадлежности судна - "RUS". На корме судна под его названием указывается пункт приписки судна буквами латинского алфавита.

44. Морские иностранные суда при плавании по внутренним водным путям могут сохранять свои опознавательные знаки.

45. Маломерные суда должны иметь официальные регистрационные знаки, которые содержат название или номер, наименование и местонахождение владельца судна, которые наносятся на видном месте с внутренней и наружной стороны судна.

46. На судовых шлюпках с наружной или внутренней стороны наносятся лишь название судна и их вместимость.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: