Урок 77. М. М. Зощенко «Елка». Организационная структура урока




Урок 77. М. М. Зощенко «Елка»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для понимания прочитанного произведения; формировать умение анализировать и оценивать поступки героев; развивать внимание на основе выборочного чтения, умения выделять главное в тексте, озаглавливать части текста
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением М. М. Зощенко «Елка»; научатся формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке Метапредметные: Познавательные: сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке. Коммуникативные: находить информацию о произведениях и творчестве В. Ю. Драгунского через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ Личностные: осмыслить урок, преподнесенный родителями Лели и Миньки; воспроизводить наизусть заповедь, которой придерживался писатель М. Зощенко, высказывать стремление пользоваться ею в своей жизни

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Какие чувства вызывала рождавшаяся музыка у тех, кто ее слышал? – А что чувствовали вы? – Как изменилось бы произведение, если бы писатель не использовал данные приемы? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся читают используемые К. Г. Паустовским в рассказе «Корзина с еловыми шишками» сравнения, олицетворения. Читают выбранный ими отрывок, объяснив свой выбор. Из рисунков учащихся организуется выставка. Учащиеся рассказывают о том, что хотели передать своей работой. Затем ученики читают прочитанные ими дома части рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока – Сегодня на уроке мы вновь встретимся с хорошо знакомыми нам мальчиком Минькой и девочкой Лёлей. – Помните, как однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой? а еще эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами. – Я думаю, что вы помните также, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко, а события и приключения, которые случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлек урок. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня мы познакомимся еще с одним эпизодом из жизни Лёли и Миньки. рассказ, который мы прочитаем, поведает нам о том, как дети ждали веселый новогодний праздник, гостей и, конечно, подарки Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.     – Сегодня на уроке нам предстоит: • Вспомнить биографию и творчество М. Зо- щенко. • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией М. М. Зо- щенко Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом его портрета. Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет Первая мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т. д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и тот высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность М. Зощенко. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в Первой мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке. – Когда родился? Где? Что запомнили о семье писателя? – Что вы можете сказать о нем как о гражданине? – Какие качества характера можете еще перечислить? Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет М. Зощенко. Задают вопросы о его творчестве. Отвечают на вопросы учителя Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.     Первичное чтение произ-ведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.     Читает рассказ М. М. Зощенко «Елка» (некоторые отрывки из рассказа могут читать учащиеся). – Понравился рассказ? – Кто главные герои рассказа? – От чьего лица ведется рассказ? – Какими вам показались дети? – Почему долгожданный праздник был испорчен? – Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными, самыми важными? Прочитайте их. – Как вы думаете, почему писатель запомнил эту елку на всю жизнь? – Чему учит этот рассказ? – Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили? – Чем наряжали елку в то время?   – Как вы думаете, ребята, праздник получился веселым? – А рассказ получился веселым? – Почему веселый и смешной рассказ создает немного грустное настроение? Работают с толковым словарем. Золотушный ребенок – больной ребенок. Длинновязая – высокая. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара. Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение. Крымские яблоки – яблоки, привезенные с Крыма… Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины. Не ручаюсь – не уверена. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Лёля и Минька, и их родители.   – Елку наряжали бусами, флагами, фонариками, золотыми орехами, пастилками, яблоками... – Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёля и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Выслушивает мнения, подводит итог. – Сколько лет было автору, когда произошел этот случай? – Как отмечали Новый год в их семье?   – Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?   – Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому?     – Какой сюрприз приготовили родители для гостей?   – Обиженная тетя предсказала Миньке будущее, что он будет… – Как хотела наказать мама Лёлю? – Какую пословицу использует одна из приглашенных мам? – Что произошло с фарфоровой куклой? – Что хотела мама подарить Миньке? – Чему удивилась мама? – В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?   – Чему учит этот рассказ? – Обратите внимание на слова «тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых? – Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких? – Прочитайте и объясните пословицы: • На что и клад, если в семье лад. • Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. • Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. – Почему не нужен клад, если в семье дружно? – Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. – Сравните двух главных героев – Лёлю и Миньку. Заполните таблицу Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Автору было 5 лет.   – Наряжали елку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник. – Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям. – Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть. – Каждому ребенку хотели преподнести подарок и угощение. – Он будет разбойником.   – Хотела поставить в угол носом. – C вами водиться, что в крапиву садиться!   – У куклы отломили ручку. – Мама хотела подарить паровозик. – Мама удивилась тому, что дети остались одни. Читают слова: «И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный». Заполняют таблицу. У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Лёле, а мальчики Миньке.
Герой Лёля Минька
Возраст Было 7 лет Ударило 5 лет
Рост Высокая, длинновязая Удивительно маленького роста
Характер Исключительно бойкая Тихий
Что могут достать? Могла высоко достать Ничего нельзя достать
Как ест? Моментально съедает Откусывает
Поведение Не церемонится Чуть не заревел
Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию
VI. Домашнее задание Объясняетдомашнее задание. Подготовить чтение по ролям (выборочное) или инсценировку рассказа (части рассказа); подготовиться к обобщающему уроку по разделу «Страна детства» Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать, сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу. – Наш урок мне хочется закончить словами М. М. Зощенко: «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился». – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? – Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый. Пожалуйста, покажите свой выбор. – Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.   Продолжают предложения: Урок интересный, потому что… взволновал… заставил задуматься… дал понять… навел меня на мысль Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: