Теоретические основы, структура образования пожилых людей




Тема: Особенности обучения пожилых и инвалидов.

Герогогика – наука об обучении и воспитании пожилых людей.

Начало серьезного, теоретического осмысления сущности и роли обучения пожилых людей было положено в середине семидесятых годов. Это первый этап обучающей геронгологии.
Это своего рода интеллектуальное и культурное развлечение, интеллектуальная пробежка трусцой, целью которой является приведение в движение психических, культурных и общественных мышц, чтобы они не атрофировались. Это средство, помогающее удовлетворить разнообразные потребности пожилых людей. Речь идет о том, чтобы научить их помогать себе в трудных ситуациях, чтобы они почувствовали свое участие в чем-либо, свое влияние на жизнь. Другие трактовки обучения пожилых людей акцентируют внимание на стремлении к самостоятельности: обучение пожилых - процесс роста, осознания и получения опыта; деятельность, которая делает возможным для пожилых людей получение контроля над собственной жизнью; процесс эмансипации, так как пожилые люди получают возможность сами управлять собой, а не отдаваться чужой воле. В случае с пожилыми людьми это означает соприкосновение новой теории с полученным жизненным опытом.

Мотивация желания учиться у пожилых людей

Мотивы обучения обычно определяются прагматичностью, инструментальностью и экспрессией. Учение как цель сама по себе характеризуется как чисто экспрессивная деятельность. В то же самое время учение, подразумевающее позднейшее использование знаний, мотивируется инструментально. Понимание этих мотивов помогает организаторам обучения в подготовке соответствующих программ.

Например, изучение английского языка в том случае, если человек интересуется иностранными языками или хочет читать Шекспира, может быть мотивировано экспрессивно - инструментальной.

Исследования показывают, что часть пожилых людей мотивирует свое дальнейшее обучение прагматическими причинами, у других же преобладают экспрессивные факторы.
Обзор мотивов показывает, что как у взрослых, так и у пожилых учеников очень сильно различаются потребности, интересы и ожидания. Это разнообразие вытекает из общественно-экономической и образовательной ситуации; а также от институтов размещения предложенных программ и их доступности.

Теоретические основы, структура образования пожилых людей

Геронтообразование должно функционировать как часть непрерывного образования в Российской Федерации в виде многоуровневой системы, включающей в себя:

На первом уровне - подготовку всех возрастных групп к началу старости. Чем больше молодые люди узнают о старости, тем четче они будут понимать, что необходимо для активной и продуктивной старости и как возможно исключить факторы риска для достижения долголетия;

На втором уровне осуществляется подготовка людей предпенсионного возраста к выходу на пенсию, предполагается доступность для пожилых к системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, получения новой специальности в системе формального образования;

Третий уровень для пожилых людей, вышедших на пенсию, имеющих ресурсы для развития и саморазвития;

Четвертый - для людей с ограниченными возможностями, как по возрасту, так и в связи с различными заболеваниями, для которых используются различные специфические формы и методы учебы.

В качестве процессно-технологических моделей возможно использовать:

ракурсную, основанную на использовании биографического подхода;

адаптационно-компенсационную; компетентностную; коммуникативную;

эволюционную, предполагающую специализированное обучение для участия в общественно-политической деятельности, самоорганизованного обучения, интергенерационного (или межпоколенческого) обучения;

квалификационно-ролевую и другие, обеспечивающие специфические цели образования.

Образовательные учреждения геронтообразования могут быть следующих видов:

академии, народные школы, народные университеты третьего возраста, переподготовки для пожилых сотрудников дискуссионные клубы, агентства, проектные группы, "разговорные кафе", курсы, консультативные учреждения, специализированные творческие мастерские, технические, спортивные, оздоровительные, реабилитационные, компьютерные центры, лектории,

 

С целью расширения образовательного пространства для пожилых граждан требуется устранение сдерживающих факторов (блокираторов) развития образовательной активности пожилых граждан, связанных с ухудшением их здоровья, снижением двигательной активности, депрессией, негативным опытом обучения в прошлом, отсутствием уверенности продолжать обучение, непониманием цели обучения и его положительного воздействия на личность.

С этой целью необходима мягкая политика "навязывания" образовательной стратегии представителям геронтогруппы путем разъяснения смысла обучения, характера положительных изменений, происходящих с обучающимся пожилым человеком.

Возможными мероприятиями могли бы стать национальные дни, недели геронтообразования, фестивали, "Диалог поколений", конкурсы "мудрейших", слеты, форумы, конференции, летние лагеря, акции общественной экспертизы деятельности органов власти и местного управления в интересах пожилых граждан, самостоятельно издаваемые печатные и электронные издания поддержки геронтообразования и другие.

Главной целью геронтообразования является социальное воздействие на личность при подготовке ее к старости, выявление потенциальных ресурсов для развития и саморазвития, социализации, интеграции в общественную жизнь для активной, продуктивной компетентной деятельности в интересах личности, общества и государства.

Обучение инвалидов

По данным ООН 650 млн. людей на планете – это инвалиды, но согласитесь, на улице мы их встречаем нечасто. И дело не в том, что они заняты обустройством своей жизни или слишком погружены в дистанционное обучение инвалидов. Причина тому - неприспособленность окружающего социального мира к специфическим требованиям этих людей. Они сегодня учатся самостоятельно решать возникающие проблемы с помощью современных средств, таких, как например, компьютер.

В мире происходит осознание главенствующей роли информационных технологий в жизни, возможности становления высоко информационной культуры человека, пусть даже и ограниченными возможностями. Виртуальный мир открывает для них новые возможности, предоставляя опору для самореализации. И одним из самых важных компонентов системной реабилитации инвалида является обучение.

Но сегодня из 100 инвалидов только двум удается получить высшее образование, т.к. аргументом для большинства вузов является не нежелание сотрудничества со студентами-колясочниками или инвалидами по слуху и зрению, а обыкновенная неприспособленность и нежизненность учебных программ, неадаптированных к специфическим требованиям учащихся.

Решение проблемы – изучить опыт тех европейских стран, которые уже давно под процессом обучения понимают не только очное или заочное, но и дистанционное обучение, которые используют в учебном процессе компьютерные технологии, как наиболее эффективный способ разрешения вопросов, применимый как к инвалидам, так и физически здоровым людям.

Например, в Нидерландах, Финляндии и Норвегии 70% людей с ограниченными возможностями получают высшее образование с помощью современных достижений информационных технологий (ИТ).

Самой прогрессивной методикой обучения инвалидов дистанционно с помощью ИТ является именно дистанционное обучение, реализующее удаленное взаимодействие учащегося с преподавателем посредством интернета и современных достижений технологий коммуникаций.

Естественными требованиями к дистанционному обучению для человека с ограниченными возможностями являются:

· не выходя из дома, получать свежую информацию о перспективных востребованных на рынке труда тех или иных специальностей (специалистов), об условиях получения образования, о перечне преподаваемых предметов, о факультетах и программах;

· перспективы заочного зачисления в вузы на основании предыдущего обучения, опыта работы по избираемой специальности (включая перевод на дистанционное обучение с очного);

· подробности дистанционного способа зачетов и экзаменов;

· возможность получения консультаций по телефону, почте или Internet;

· реальность получения дополнительных льгот по оплате стоимости обучения;

· почтовая рассылка методической и учебной литературы, возможность получения контрольных заданий и специфика отсылки ответов по ним (в том числе посредством электронной почты);

· оплата обучения по безналичному расчету и др.

Мнение многих о том, что обучение инвалидов дистанционно может дать только виртуальные знания – в корне ошибочно, т.к. полностью сохраняется контакт обучения студента с преподавателем. Он просто приобретает иную форму.

Индивидуально учитывая особенности учащегося с ограниченными возможностями, обучение инвалидов дистанционно осуществляется с помощью принципиально новых методических возможностей:

· выстраивается индивидуальная траектория получения образования, за счет адаптации формы учебного материала, исходя из особенностей каждого обучающегося;

· выбор и организация щадящего режима обучения, нормирования времени нахождения за компьютером, возможность многократного возвращения при необходимости к изучаемому материалу;

· несмотря на географическую удаленность между преподавателем и студентом, существует реальная возможность общения в режиме чата, виртуальных семинаров и т.д.;

· стимулирование обучающегося инвалида дистанционно пользоваться электронными библиотеками и фондами, что расширяет кругозор и углубляет интеллектуальное развитие;

· ориентация на самостоятельное обучение, опирающееся на профессиональный интерес;

· увеличение скорости проверки знаний, благодаря уже созданным в информационных сетях формам.

Таким образом, современные свойства сетевых телекоммуникаций адаптированы для обучения инвалидов дистанционно в получении полноценного образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: