У нас уже есть свои национальные идеи, и все они изложены в Конституции РФ. 11 глава




--------------------------------

<1> Текст Определения Конституционного Суда РФ от 4 ноября 1996 г. N 109-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президента Республики Татарстан о проверке конституционности статьи 13 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" официально опубликован не был.

 

В Российской Федерации земельные отношения регулируются Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ <1> и Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

<2> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

 

Конституция РФ закрепляет также право каждого на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий. Одновременно каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера. Предусматривается также право каждого на защиту от безработицы и запрет принудительного труда (ч. ч. 1, 3 ст. 37).

Как известно, в советский период понятие "свобода труда" не существовало - все конституции содержали положения об обязанности граждан трудиться. Впрочем, в условиях, когда государство исходит из всеобщности трудовой обязанности, а за ее невыполнение установлена административная и уголовная ответственность, ставить вопрос о свободе труда не приходилось. Этот подход был изменен только в начале 1990-х годов, когда положениями п. 26 разд. II Закона РФ от 21 апреля 1992 г. N 2708-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" обязанность трудиться была заменена в Конституции РСФСР правом на труд.

Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 4 февраля 1997 г. N 15-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мингалевой Людмилы Михайловны как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1>, конституционное положение, предусматривающее право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, не закрепляет право на получение конкретной работы по избранной профессии, роду деятельности и не гарантирует гражданину право на занятие той или иной должности на конкретном предприятии, в учреждении, организации.

--------------------------------

<1> Официально опубликовано не было.

 

Кроме того, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 6 июня 1995 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова" указал, что исходя из "положения Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (ч. 4 ст. 32) государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, может устанавливать в этой сфере особые правила. Это находится в полном соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит пункту 2 ст. 1 Конвенции Международной Организации Труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958 г.) относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2342.

 

Принцип, согласно которому семья, материнство и детство находятся под защитой государства, провозглашен в ст. 38 Конституции РФ. Указанное конституционное положение развивается в отраслевом законодательстве, предусматривающем выплату различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.д. Существенное влияние на социальное развитие нашей страны оказал институт материнского (семейного) капитала <1>.

--------------------------------

<1> Форма государственной поддержки семей, воспитывающих детей, введенная с 1 января 2007 г., предполагающая при определенных условиях денежные выплаты (в 2007 г. - 250000 руб., в дальнейшем размер выплаты индексировался и достиг в 2015 - 2016 гг. 453026 руб.) при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство.

 

При этом забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. И его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации") <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5878.

 

Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <1> устанавливается пособие по безработице. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 566.

 

При этом, как указал Конституционный Суд РФ, установленное федеральным законом социальное обеспечение в случае безработицы гарантируется Конституцией РФ наравне с социальным обеспечением по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Невыплата пособия по безработице в связи с временной нетрудоспособностью безработного, если безработный имеет право на его получение, должна возмещаться другой выплатой по системе социального обеспечения, которая предоставляла бы ему источник средств к существованию на этот период (Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положения абз. 6 п. 1 ст. 28 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 г.) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5878.

 

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционно закреплено право каждого на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения (ст. 41). В частности, предусмотрены обязательства государства принимать меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование; поощрять деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта. Предусмотрена ответственность по закону государственных должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Согласно положениям Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1> охране от загрязнения, порчи, истощения, разрушения в Российской Федерации подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране по действующему законодательству подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, курорты, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

 

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. N 7-П "По делу о конституционности п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова" <1> право граждан на благоприятную окружающую среду было взаимоувязано с обязанностью государства предоставить переселенным (отселенным) гражданам льготы и компенсации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 14. Ст. 1550.

 

Важнейшими параметрами социального развития государства выступают образование и культура. В настоящее время в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также закреплено право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, а также обязательность основного общего образования (ст. 43 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> субъекты Федерации могут установить общедоступность и бесплатность не только основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией РФ, но также образования более высокой ступени (в частности, среднего (полного) общего образования), поскольку такая норма в соответствии с целями социального государства дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые хотели бы продолжить свое обучение. Закрепляя в своей конституции подобную норму, субъект Федерации тем самым принимает на себя обязательства по финансовому, материально-техническому и иному обеспечению права на образование в указанном объеме и возлагает на родителей несовершеннолетних обязанность содействовать в его реализации и защите.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

 

Конституционное положение о праве на образование развивается и конкретизируется в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Официальный интернет-портал правовой информации: https://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2012 г.

 

Согласно ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Конституционное положение о свободе творчества базируется на положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах 1966 г. При этом рассматриваемые конституционные положения находят свое развитие в актах отраслевого законодательства.

В частности, право на творчество закреплено в ст. 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. N 3612-1, ред. от 28 ноября 2015 г.) <1>, в соответствии с положениями которой "каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства".

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

 

В соответствии с положениями ст. ст. 1225 и 1228 Гражданского кодекса РФ произведения науки, литературы и искусства признаются в Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и подлежат правовой охране. Гражданский закон признает автором результатов интеллектуальной деятельности гражданина, творческим трудом которого такой результат создан. При этом право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Авторство и имя автора охраняются бессрочно.

Согласно положениям ст. 15 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" органы государственной власти способствуют созданию организационных, ресурсных и иных условий для свободного творчества архитектора. Свободу творчества архитектора в пределах своей компетенции обеспечивают уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства, а также общественные профессионально-творческие организации (объединения) архитекторов <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473.

 

Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <1> гарантируют и обеспечивают субъектам научной и (или) научно-технической деятельности: свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок; финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам, и т.д.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

 

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной преподавательской деятельности. В ч. 2 ст. 47 этого Закона указывается, что педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. При этом педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ; право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

 

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ о культуре культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. При этом ст. 12 указанных Основ закрепляет право каждого на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

 

§ 5. Конституционные обязанности человека и гражданина

 

Как уже отмечалось, в Конституции РФ правовой статус личности закреплен совокупностью не только прав и свобод, но и обязанностей.

Обязанности, закрепленные в Конституции РФ, являются лишь частью обязанностей, которые закон возлагает на человека, личность. Содержание и объем этих обязанностей конкретизируются в соответствующих актах.

Конституционные обязанности требуют от государства и его органов создавать условия, предпринимать меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение предписаний. Основные обязанности закреплены в Конституции РФ в форме требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого.

Конституционные обязанности не обладают присущим правам и свободам свойствами непосредственного действия. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно либо вообще невозможно.

Важнейшей обязанностью человека и гражданина является соблюдение Конституции и законов (ст. 15 Конституции РФ).

Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всех субъектов правоотношений, требует от лица не только правомерного поведения во всех сферах жизни и деятельности, но и призывает его содействовать практической реализации принципов Конституции, положений законодательства.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков (как физических, так и юридических лиц) в качестве безусловного требования государства. Налоговые правоотношения предполагают субординацию сторон. Принцип всеобщности налогообложения распространяется только на обязательные платежи, прямо установленные в Налоговом кодексе РФ.

В ст. 58 Конституции РФ закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Важность сохранения среды обитания человека для настоящего и будущих поколений не подлежит сомнению. Поэтому обязанность охраны природы отнесена к разряду основных, конституционных. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <1> каждый должен руководствоваться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности положениями закона о приоритете обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, сочетании экологических и экономических интересов, рациональном использовании природных ресурсов, соблюдении требований природоохранного законодательства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

 

Необходимость повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями обусловила включение соответствующей главы в Уголовный кодекс РФ (гл. 26). Уголовная ответственность предусматривается за такие преступления, как нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, незаконная охота, нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, уничтожение или повреждение лесов и др.

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <1> определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

 

Конституция РФ (ч. 3 ст. 59) предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой - особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" <1> на альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принято соответствующее решение.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030.

 

§ 6. Конституционные гарантии прав человека и гражданина

 

Реализация основных прав, свобод и обязанностей граждан по существу выступает лишь частью более общей проблемы применения норм права и соблюдения законности. Правильное применение норм, неуклонное соблюдение законности включают в себя осуществление прав, свобод и обязанностей. Поэтому проблемы гарантий применения правовых норм, соблюдения законности и реализации прав, свобод и обязанностей взаимосвязаны. Это проявляется прежде всего в общности тех обстоятельств, которые обусловливают во всех указанных случаях необходимость гарантий <1>.

--------------------------------

<1> См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. С. 224.

 

Конституция РФ содержит специальные статьи (ст. ст. 45 - 54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан, которые могут быть условно разделены на две группы:

1) общие гарантии (самозащита прав и свобод; судебная защита; международная защита; возмещение вреда; неотменяемость прав и свобод) и

2) специальные гарантии правосудия (гарантии подсудности; право на юридическую помощь; презумпция невиновности; запрет повторного осуждения; недопустимость незаконного получения доказательств; право на пересмотр приговора; гарантии от самообвинения; право потерпевшего от преступлений и злоупотребления властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; запрет обратной силы закона).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: