Дыхательная гимнастика Стрельниковой
1) Встаем прямо, руки на уровне плеч, ноги на ширине плеч. Вдох носом, выдох ртом. Слегка приседаем, руки сводим как на зарядке. 8 раз.
2)Поворачиваемся вправо, ноги на месте. Повторяем 8 раз. Затем то же самое, но влево. То же самое, но назад с небольшим прогибом 8 раз.
3) Наклоняемся, руки изначально широко разведены. В момент наклона-подъема как будто хватает невидимую подушку и прижимаем к груди во время подъема, затем руки в изначальную позицию. 8 раз
4) «Замок». Наклоняемся, руки складываем в замок, заводим над головой, делаем 8 резких вдохов.
Если увеличивать кол-во повторений, то на 8. Т.е. сперва 8, потом 16 и тд. 1 раз в день с утра.
Примерный урок
1) Пловец – хадукен. Становимся прямо, ноги на ширине плеч. Делаем вдох носом, в этот же момент делаем рукой движение как пловцы, которые плавают на спине. Затем выдох ртом и толкаем от своей груди воображемый шарик (как хадукен). 10 раз.
2) Славянские потягушки. Ноги на ширине плеч. Не отрывая ступни от пола, тянемся руками снизу вверх, фиксируемся наверху, слега задерживаем дыхание, выдыхаем. Вдох так же носом, выдох ртом. Можно 5-10 раз.
3) Далее ходьба с определенным кол-вом вдохов. На 2 шага вдох, 2 шага выдох. Затем на 3 шага. 1 шаг. 5 шагов. При этом скорость ходьбы не менять.
4) Греем замерзшего воробушка. Вдыхаем (как обычно носом), а затем греем воображаемого воробушка у вас в ладони с таким вот звуком типа «хааа». Вот как у вас руки замерзли, так и делаем. 10 раз.
5) «Змея». Берем звук «а», начинаем его тянуть. Затем резко бросаем его вперед как будто змея атакует и звучи это примирно как «аааааааааааУааааа». Т.е. сперва ровно ааа, а затем резко бросаем на звуке «у» и обратно. 10 раз
6) Плавно опускаемся с верхнего регистра вниз. Берем комфортную для себя высокую ноту и пытаемся плавно ее опустить вниз. (словами трудно передать, это надо показыть:D). 10-15 раз
7) На 1 ноте опускаем «теннисный шарик» вниз. Рот держать открытым, гортань открыта, звук вперед.10-15 раз
8) Звуки «кс-кс», «кх-кх», прокачиваем диафрагму. А затем с голосом «ха-ха». По 3 раза, 5 циклов. Кладем руки на нижние ребрами делаем эти звуки, чувствуем как активно работает диафрагма.
|
Упражнения на увеличение продолжительности вдоха.
1) 33 Егорки. Делаем вдох, начинаем говорить: «Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка….» и так стараемся на одном вдохе дойти до 33 Егорок. Добили своего максимум – повторили 3 раза. На следующий день пытаемся добавить по 1-2 Егорки.
2) Гекзаметр. Берем условную Иллиаду Гомера, делаем вдох, читаем строчку. Остался воздух? Выдыхаем. Вдыхаем снова, теперь 2 строчки. Остался воздух? Выдохнули. И так далее. Дошли до предела? Начинайте идти обратно.
Напоминаю, что во время дыхания плечи и грудь должны быть недвижны, движется только живот и диафрагма, надо внимательно за этим следить.
Очень полезно для дыхания просто зевать, ибо в этот момент все расслабляется, гортань полностью раскрывается и опускается (если вы парень, следите за своим кадыком, он должен опускать).
Также для управления дыханием делаю такую вещь как «чижик-пыжик» (ее так кто-то назвал в инете). Вдыхаем, начинаем делать губами «пбрббрбрбрбрбр» как вертолет. Звук должен быть ровным, без рывков. В момент этого чижика можно двигаться вверх-вниз по диапазону.
|
Развитие головного резонатора
1) «Малый рупор» - делам рупор вокруг рта, продолжаем мычать. Должна чувствоваться вибрация в «рупоре».
2) «Большой рупор» - делаем треугольник руками от носа и под целюсть.
Чтобы активировать резонатор переключаемся между ними.
Начинаем проговаривать слова на «мм» с большим рупором. Ацентируем на «м».
3) «Микрофон» - учимся говорить тихо, но не теряя силы. Подносим к губам воображаемый микрофон и начинаем произносить текст, прислушиваясь к каждому слову. Говорим тихо, но четко, взрывая каждое слово. Текст должен идти ровно.
Дальше советую вам интересно стихотворение, на котором можно фиксировать свои результаты, иногда записывая себя на диктофон. Плюс, читая его,можно четко отлеживать каждую мелочь своего произношения: дыхание, артикуляция и тд.
Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,
Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.
И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком —
Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.
Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность —
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.
|
Далее идут упражнения на артикуляцию. Что такое артикуляционный аппарат? Это система органов, отвечающая за звукоизвлечение. Губы, язык, гортань, челюсть, различные пазухи… Все это входит сюда. Следовательно, для красивого звукоизвлечения нужно разрабатывать эти органы.
1) Язык вниз 10 раз, в конце расслабить мышцы.
2) Язык вверх 10 раз к носу.
3) Чистка во рту при помощи языка. 10 раз
4) «Красить нёбо». Как будто кисточкой красим при помощи языка верхнее небо. 10 раз
5) 10 кругов во рту, касаясь вверх, вниз, лево, право, диагонали.
6) «Считаем зубы». Проводим языком по каждому зубу. 10 раз
7) Чередуем улыбку и трубочку. Сперва широко улыбаемся, не раскрывая рта, затем делаем губы «пю», как некоторые дамы любят фотографировать себя. 10 раз
8) «бабушкина губа» - зубы прячем за губой, а потом выкатываем губу как можно дальше. 10 раз.
9) Поднимать резко вверх верхнюю губу будто она на ниточке. 10 раз
10) Пародируем жвачных животных по часовой и против часовой стрелки, рот открыт. 10 раз
11) Челюсть вперед, вниз, к себе, закрыли. По 10 раз
12) Челюсть к себе, вниз, вперед, закрыли. 10 раз
Артикуляция. Взрываем, четко, работает диафрагма.
А вот тут сами упражнения:
Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:
п! пь! п! пь! п! пь! п! пь!...
т! ть! т! ть! т! ть! т! ть!...
к! кь! к! кь! к! кь! к! кь! …
Данные согласные подготавливают правильное звучание следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки.
Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:
пу! по! па! пэ! пи! пы! пя! пе! пё! пю!
ту! то! та! тэ! ти! ты! тя! те! тё! тю!
ку! ко! ка! кэ! ки! кы! кя! ке! кё! кю!
Далее включайте звонкие согласные:
бу! бо! ба! бэ! би! бы! бя! бе! бё! бю!
ду! до! да! дэ! ди! ды! дя! де! дё! дю!
гу! го! га! гэ! ги! гы! гя! ге! гё! гю!
ру! ро! ра! рэ! ри! ры! ря! ре! рё! рю!
ву! во! ва! вэ! ви! вы! вя! ве! вё! вю!
фу! фо! фа! фэ! фи! фы! фя! фе! фё! фю!
цу! цо! ца! цэ! ци! цы! ця! це! цё! цю!
чу! чо! ча! че! чи!
Далее я перехожу к проработке звукосочетаний, они представлены на скринах.
Далее я прорабатываю звук «с», ибо он у меня хромал сильно.
Разрабатываем звук «с»
Кончик языка слегка положить на нижние зубы. Зубочистку прикладываем к языку, чтобы получился желобок. Пробуем подуть на руку, почувствовать холоджное дыхание. Теперь слегка прикусываем ее. Язык упирается в нижние резццы. Должен получиться свистящий звук.
Скороговорки для этого
Шла Саша по Шоссе и сосала сушку
Даже шею, даже уши ты испачкал чёрной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше
Шею суше, суши уши, и не пачкай больше уши.
Высшие эшелоны шествовали подшофе
Тянем «ссссс» четкой струей воздуха будто сдуваем мяч. Потмо надуваем его. С-с-с-с.
Естественно ко всему этому я добавлю 15 минут скороговорок в день. Начинать надо медленно, выговаривать каждый слог, торопиться не надо. Затем 15-20 минут спокойного чтения вслух для фиксация наработанного материала.
Также есть упражнения для фиксации голосовых регистров, есть упражнения для развития звуковысотного диапазона, но до них я сам еще толком не дошел, ибо очень много работы было. Если надо, могу поделиться и ими.
Также перед каждый началом работы я делаю вибрационный массаж. Очень крутая штука, которая будит голос, а также прочищает все пустоты внутри головы и груди от слизи, что накопилась до этого. После правильно выполненного вибрационного массажа вы резко начинаете звучать иначе, глубже, чище. Как его делать?
1) Сперва нужно сделать «купол». Опускаем низ языка и гортань и начинаем мычать. Губы должны начать хорошо вибрировать. В этот момент начинаем постукивать себя по лицу (область под глазами, над глазами, нужно все пазухи очистить). Мычим пока не закончится воздух в легких. Так делаем 3 вдоха.
2) Затем начинаем тянуть звук «В» и постукивать верхнюю губу. Также 3 вдоха.
3) Затем тянуть звук «З», постукивать теперь нижнюю губу. 3 вдоха.
4) Тянуть звук «р» постукивать слегка кулачками верх груди и легкие. 3 вдоха.
5) Тянуть звук «ру» и постукивать уже низ ребер. 3 вдоха
6) Слегка наклониться, начать постукивать от колен до пояса туда-обратно со звуками «к-к-к-к-к-к». 3 вдоха
Также если с утра заложен нос, то я делаю следующее.
Левым пальцем зажимаем левую ноздрю. Правая рука вытянута вправо. Снова хватаем 1 рукой подушечку воображаемую, после чего закрываем «рабочую ноздрю» а другой со звуком начинаем выпускать воздух+ тыкаем в нее слегка. По 2 раза. Затем то же самое, но массируя а не тыкая ноздрю. Теперь двумя руками вдыхаем через наклон и тыкаем сразу в 2 ноздри, так 1 раз. В некст раз массируем.
5-7 повторов на каждую ноздрю.
На этом вроде все.