Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
Колледж технологии, моделирования и управления
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению курсовой работы
По дисциплинам «Маркетинг», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
Для студентов специальности
Коммерция» (по отраслям) заочной формы обучения
Санкт-Петербург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
1. Общие требования к курсовой работе | |
1.1 Выбор темы курсовой работы | |
1.2 Порядок оформления работы | |
1.3 Критерии оценки курсовой работы | |
2. Структура и содержание работы | |
2.1 Структура работы | |
2.2 Содержание работы | |
3. Рекомендуемый список источников |
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 100701.51 "Коммерция" (по отраслям) и рабочего учебного плана № 13/38 обучающийся по заочной форме обучения специальности 100701.51 "Коммерция" (по отраслям) выполняет курсовую работу по дисциплинам "Маркетинг" и "Анализ финансово-хозяйственной деятельности".
Основные цели курсовой работы заключаются в следующем:
- углубленное изучение теоретических и практических положений маркетинга в области исследуемого товара торговой организации;
- закрепление практических методик анализа розничного товарооборота торговой организации;
- освоение навыков разработки практических рекомендаций в области повышения экономических показателей деятельности торговой организации.
Цели курсовой работы достигаются путем:
- направленного поиска и использования теоретической, методической и практической информации по теме работы;
- анализа конкретной ситуации, идентификации ее проблемных аспектов и факторов;
- разработка предложений позволяющих повысить эффективность хозяйственной деятельности торговой организации, на основе темы работы.
Работа над темой формирует аналитические навыки целенаправленного сбора, обработки и использования информации, необходимой для решения практических задач оценки маркетинговой и финансово-хозяйственной деятельности торговой организации.
Общие требования к курсовой работе
Выбор темы курсовой работы
Выбор темы зависит как от актуальности различных проблем маркетинга товаров и анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации, так и от индивидуальных предпочтений студента, от его заинтересованности в конкретных направлениях анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации. Тема может быть предложена студентом исходя из интересов его профессиональной деятельности. Формулировка темы согласовывается с руководителем курсовой работы. Если согласование не было произведено, студенту может быть отказано в приеме курсовой работы независимо от качества ее исполнения.
Тема курсовой работы: «Оценка маркетинговой деятельности и товарооборота торговой организации на примере «…». В качестве примера выступает конкретная торговая организация, по которой производится анализ маркетинговой деятельности и расчет показателей финансово-хозяйственной деятельности.
После выбора темы студент начинает работу, которая ведется по графику, установленному преподавателем.
Порядок оформления работы
Текстовая часть курсовой работы (пояснительной записки) оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и др.
Методические указания по оформлению курсовых и дипломных проектов представлены: https://ктму.рф/umdoc.html.
Текст работы иллюстрируется схемами, таблицами, графиками, рисунками. При необходимости предоставляются приложения.
Объем курсовой работы 20-25 страниц.
Критерии оценки курсовой работы
При выполнении курсовой работы необходимо руководствоваться следующими требованиями.
Курсовая работа должна быть выполнена и сдана преподавателю в установленный заданием срок. Преподавателем назначается срок защиты работы.
Работа, не допущенная к защите, возвращается студенту с замечаниями преподавателя для их исправления. Доработанный (исправленный) вариант работы сдается преподавателю на повторную проверку вместе с первоначальным вариантом и рецензией преподавателя.
При проверке курсовой работы основными критериями качества проведенной работы принимаются следующие:
· логичность и последовательность изложения материала;
· самостоятельность проведенного анализа и глубина сформулированных выводов;
· соблюдение требований по содержанию, оформлению и объему работы.
Оценка курсовой работы преподавателем и заключение о возможности допуска ее к защите отражается в письменном отзыве – рецензии, в которой отражаются достоинства проведенной работы, а также ее недостатки.
Работа не допускается к защите в следующих случаях:
· несоответствия содержания курсовой работы обозначенной теме и заданию;
· недостаточного раскрытия темы работы;
· неправильного оформления работы.
Защита курсовой работы проводится в форме презентации с использованием мультимедийных технологий.
На защите присутствует соответствующая учебная группа с преподавателем и приглашенные лица.
Итоговая оценка за курсовую работу выставляется после ее защиты на основании следующих критериев:
· оценка курсовой работы преподавателем;
· навыки презентации с использованием мультимедийных технологий;
· полноты ответа на задаваемые аудиторией вопросы.
2. Структура и содержание работы
Структура работы
Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:
· титульный лист;
· задание для курсовой работы;
· содержание;
· введение;
· основная часть (главы);
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения (при необходимости).
Содержание работы
Титульный лист является первой страницей курсовой работы.
Задание для курсовой работы выдается преподавателем на стандартном бланке. Задание содержит тему работы, пояснительную записку, дату выдачи и срок окончания выполнения работы.
Содержание отражает задание для курсовой работы в соответствии с выбранной темой.
Введение должно отражать актуальность выбранной темы, цели и задачи исследования. Цель должна отражать главный результат, который предполагается достичь при выполнении курсовой работы. Задачи – это конкретные вопросы, освещение которых будет способствовать достижению поставленной цели. Объект курсовой работы – это торговая организация, которая исследуется и преобразуется студентом в ходе выполнения работы.
Основная часть (главы) должна отражать аспекты согласно теме задания для курсовой работы.
Глава 1 Оценка маркетинговой деятельности торговой организации
1.1 Организационно-экономическая характеристика торговой организации
Данный раздел должен отражать следующие сведения о предприятии:
- история возникновения организации;
- организационно-правовая форма организации;
- размер уставного капитала;
- структура управления;
- численность персонала;
- особенности устройства;
- стоимость основных фондов;
- месторасположение организации.
1.2 Оценка товара торговой организации
Данный раздел должен отражать следующие сведения:
- ассортимент товаров (предлагаемый данной торговой организацией);
- рыночная атрибутика исследуемого товара (товаров) (марка, товарный знак, упаковка);
1.3 Оценка ценовой политики торговой организации
Данный раздел должен отражать следующие сведения:
- ценовая стратегия торговой организации в отношении исследуемого товара;
- анализ цен конкурентов;
1.4 Политика продвижения
Данный раздел должен отражать следующие сведения:
- комплекс средств продвижения, используемых торговой организацией (реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, личная продажа, прямой маркетинг).
Глава 2 Анализ розничного товарооборота
Данная глава должна содержать разделы, относящиеся к анализу финансово-хозяйственной деятельности торговой организации.
2.1 Информационное обеспечение анализа розничного товарооборота
Розничный товарооборот является одним из основных показателей деятельности предприятия торговли.
В процессе анализа розничного товарооборота используются данные планов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, норм, нормативов, тактических и стратегических прогнозов экономического и социального развития, внеучетные источники информации, материалы личных наблюдений.
Информацию о розничном товарообороте за месяц можно взять из регистров бухгалтерского учета по счету 90 «Продажи», данных статистического и оперативного учетов развития товарооборота и движения товаров.
2.2 Определение общего объема товарооборота и анализ его динамики
Анализ розничного товарооборота производится за определенный период.
Периодом может являться: год, квартал.
Таблица 1 - Макет аналитической таблицы общего объема товарооборота (при анализе данных отчетного и прошлого года (периода))
Показатели | Прошлый год (период) | Отчетный год (период) | Отклонение (+,-) | Темп отклонения, % |
2.3 Анализ товарно-групповой структуры товарооборота
Таблица 2 - Макет аналитической таблицы структуры товарооборота по товарным группам
Товарные группы | Период | Период | Темп отклонения, % | Изменения в динамике структуры товарооборота, % | ||
Сумма, руб. | Удельный вес, % | Сумма, руб. | Удельный вес, % | |||
Таблица 3 - Макет аналитической таблицы структуры товарооборота по отделам
Отделы | Период | Период | Темп отклонения, % | Изменения в динамике структуры товарооборота, % | ||
Сумма, руб. | Удельный вес, % | Сумма, руб. | Удельный вес, % | |||
2.3 Анализ ритмичности товарооборота
Квартал (месяц) | Период | Период | Отклонение, (+,-) | Темп отклонения, % | ||
Сумма, руб. | Удельный вес, % | Сумма, руб. | Удельный вес, % | |||
2.4 Факторный анализ товарооборота
На розничный товарооборот влияет множество факторов, которые принято подразделять на три основные группы, связанные:
- с товарными ресурсами;
- численностью работников, организацией и производительностью их труда (трудовыми ресурсами)
- состоянием и использованием материально-технической базы.
2.4.1. Анализ товарных ресурсов
Товарные ресурсы организации формируются за счет поступления товаров и товарных запасов. Анализ товарных ресурсов начинается с изучения товарного баланса.
Формула товарного баланса:
Зн+П=РО+В+Зк (1),
где Зн – запасы товаров на начало отчетного периода;
П – поступление товаров;
РО – розничный товарооборот;
В – прочее выбытие товаров;
Зк – запасы товаров на конец отчетного периода.
Таблица 5 - Макет аналитической таблицы товарного баланса (при анализе данных отчетного и прошлого года (периода))
Показатели | Прошлый год (период) | Отчетный год (период) | Отклонение (+,-) | Влияние на изменение товарооборота (+,-) |
Запасы товаров на начало года | ||||
Поступление товаров | ||||
Прочее выбытие товаров | ||||
Запасы товаров на конец года | ||||
Розничный товарооборот |
Величина товарных запасов определяется рядом факторов, среди которых основными являются объем товарооборота, его структура, скорость обращения товаров (товарооборачиваемость).
Товарооборачиваемость – время, необходимое для полного обновления запаса, или количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас. Измеряется данный показатель количеством оборотов, совершенных товарными запасами за исследуемый период и продолжительностью одного оборота.
Скорость оборота (С) или время обращения товаров в количестве оборотов определяется по формуле:
С (2)
или С (3), где Зср – средние товарные запасы;
Д – число дней в периоде (30,90,360)
Время обращения товаров в днях (В) определяется по формуле:
В (4)
или В (5), где РО одн – однодневный товарооборот.
Чаще средние товарные запасы исчисляют по формуле средней хронологической:
Зср (6),
где ,
, …
, - запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;
n – число дат, за которые взяты данные.
Таблица 6 - Макет аналитической таблицы товарных запасов и товарооборачиваемости (при анализе данных отчетного и прошлого года (периода))
Показатели | Прошлый год (период) | Отчетный год (период) | Отклонение (+,-) | Темп отклонения, % |
Розничный товарооборот, руб. | ||||
Средние запасы товаров, руб. | ||||
Скорость обращения товаров, в оборотах | ||||
Время обращения товаров, дни |
На основе данных таблицы 6 также рассчитывается экономический эффект от ускорения (замедления) товорооборачиваемости.
2.4.2 Анализ трудовых ресурсов
Процесс продажи товаров связан с затратами также с затратами живого труда. Рациональное использование товарных ресурсов является одной из важных задач, связанной с переходом на интенсивный путь развития организации.
Оценивается структура кадров. Рост удельного веса продавцов в численности оперативных работников, а последних – в общей численности работающих считается положительным, т.к. от них в основном зависит рост объема продажи товаров.
Эффективность работы предприятия зависит от рациональной организации труда и повышения его производительности. Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника, а также по отдельным категориям. Этот показатель определяется по формуле:
П (2), где П – производительность труда (средний оборот на одного работника);
Ч – среднесписочная численность работников.
Таблица 7 - Макет аналитической таблицы показателей по труду (при анализе данных отчетного и прошлого года (периода))
Показатели | Прошлый год (период) | Отчетный год (период) | Отклонение (+,-) | Темп отклонения, % |
Розничный товарооборот, руб. | ||||
Среднесписочная численность торговых работников – всего, чел. | ||||
В том числе продавцов | ||||
Удельный вес продавцов в общей численности работников, % | ||||
Среднегодовая выработка на одного торгового работника, руб. | ||||
Среднегодовая выработка на одного продавца, руб. |
На основании приведенных данных необходимо также определить влияние на отклонение товарооборота изменений среднесписочной численности продавцов и производительности их труда. Для этого используются следующие методы:
1. Метод цепной подстановки
2. Метод абсолютных разниц
3. Метод относительных разниц
4. Интергальный метод
Расчет оформить в следующей таблице:
Таблица 8 - Макет аналитической таблицы расчета влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота (при анализе данных отчетного и прошлого года (периода))
Наименование факторов | Влияние на динамику товарооборота | |
расчет | Сумма, руб. | |
Изменение численности продавцов | ||
Изменение среднегодовой выработки продавцов | ||
Баланс |
2.4.3 Анализ материально-технической базы
Основные средства – часть имущества предприятия, которая многократно используется в торговом процессе в качестве средств труда.
К обобщающим показателям эффективности использования основных средств можно отнести показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондооснащенности.
Фо (7), где Фо – фондоотдача;
Ф – Среднегодовая стоимость основных средств.
Фондоотдача показывает, сколько на каждый рубль основных средств приходится рублей товарооборота.
Фе (8), где Фе – фондоемкость.
Фондоемкость показывает, сколько на каждый рубль товарооборота приходится стоимость основных средств.
Фо (9), где Фосн – фондооснащенность.
Таблица 9 - Макет аналитической таблицы использования основных средств (при анализе данных отчетного и прошлого года (периода))
Показатели | Прошлый год (период) | Отчетный год (период) | Отклонение (+,-) | Темп отклонения, % |
Розничный товарооборот, руб. | ||||
Среднегодовая стоимость основных средств, руб. | ||||
Среднесписочная численность работников, чел. | ||||
Фондоотдача, руб. | ||||
Фондоемкость, руб. | ||||
Фондооснощенность, руб. |
Глава 3 Практические рекомендации по повышению эффективности маркетинговой и финансово-хозяйственной хозяйственной деятельности торговой организации.
Данная глава должна содержать разделы, непосредственно относящиеся к выявленным автором проблем в области эффективности маркетинговой и финансово-хозяйственной деятельности торговой организации.
Рекомендации должны сопровождаться экономическими расчетами и связаны с предыдущими главами (разделами).
Заключение отражает основные итоги работы в целом, формулируются основные выводы по расчетам, отражающие степень достижения поставленных целей. Содержание заключения последовательно и логически стройно представляет результаты всей курсовой работы.
Список используемых источников должен отражать весь перечень ресурсов, используемых при выполнении работы.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст). Дата введения 1 января 2000 г.
2. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Издательство «Дело и сервис» 2009. – 512 с.
3. Алешина И.В. Поведение потребителей: учебник-М.: Экономистъ, 2007-525 с.
4. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. – 400 с.
5. Березин И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Вершина, 2007. – 480 с.
6. Васильев Г.А., Поведение потребителей: учеб.пособие.-М.: Вузовский учебник, 2008. – 143 с.
7. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга. М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 944 с.
8. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок – М.:АСТ, 2009. – 272 с.
9. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. – 4-е европейское изд. – СПб.:Вильямс, 2009. – 1200с.
10. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник-М.: Новое знание, 2003. – 526 с.
11. Любушкин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с.
12. Ресурсы сети Интернет.