3 вопрос. Элементами психологической структуре личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.
Согласно концепции К. К. Платонова, низшим уровнем личностиявляется биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
Третьим уровнем личности является её индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
|
Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейнразличал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Но А.Н. Леонтьев считал, что личность – это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т.е. ядра личности.
Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?» Мотив предполагает знание отех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
Мотивация – относительно устойчивая и индивидуально-неповторимая система мотивов.
Темперамент – характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.
|
Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.
Характер – совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств – отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия ипоступки.
Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
Активность – мера взаимодействия субъекта сокружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
Побуждения – мотивационный компонент характера.
Воля – потребность впреодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
Личность – это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой.
Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.
|
Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.
Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.
Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом и физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное, какова мера ее ответственности за свои поступки, решения, судьбу.
4 вопрос. В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках, во всех подходах в качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность.
Совершая действия и поступки, человек исходит из разных побуждений. В одних случаях он будет руководствоваться сознанием общественного долга, в других – интересами и склонностями, в третьих – поступает, подражая выбранному образу. Вместе с тем у каждого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности.
С. Л. Рубинштейн писал: «Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за вопросом о том, чего хочет человек, естественно встает второй; а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека, одаренности. Однако способности – это сначала только возможности: для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно еще знать, что он есть, что... закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности. Это вопрос о характере человека».
Эти три вопроса – не только программа научного изучения личности, но и ориентир для самопознания. Вглядываясь в другого человека, стараясь понять его, мы как бы спрашиваем: «Чего он хочет? что он может? и что он есть?»
В отечественной психологии в структуре личности как биологический, так и социальный фактор, рассматриваются во взаимодействии. Ведущая роль отводится социальному фактору.
Направленность личности – это система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентации человека, придающая его жизни осмысленность и избирательность.
Выделяют следующие качества направленности:
1) уровень (широту) направленности – это общественная значимость направленности человека;
2) интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности;
3) устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни;
4) действенность направленности определяет активность реализации целей в деятельности.
5 вопрос. В основе направленности личности лежат потребности – главный источник активности человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, он нуждается в пище, воде, воздухе, движении, нуждается в предметах материальной и духовной культуры, в других людях.
Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
В психологии различают нужду и потребность.
Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек может не переживать и не осознавать.
Например, организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нуждой становится только тогда, когда заболевают органы дыхания, снижается содержание кислорода в атмосфере, В этом случае человек страдает от его нехватки, предпринимает определенные действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вдохнуть полной грудью. Объективное состояние – нужда преобразовалась в психическое состояние – потребность.
Потребности бывают:
1) биологические (потребность в пище, воздухе, движении, отдыхе и др.);
2) социальные, которые исторически сложились в человеческом обществе.
Социальные потребности подразделяются на:
· материальные (одежда, жилье и т.д.);
· духовные (познавательные, эстетические, творческие, потребности в общении). Характерная особенность человеческих потребностей – их фактическая ненасыщаемость.
А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:
1 – физиологические потребности (низшие, управляемые органами тела: дыхание, пищевая, сексуальная и другие потребности);
2 – потребность в безопасности;
3 – потребность в общении, социальных контактах;
4 – потребность в признании, уважении и одобрении, осознании собственного достоинства (престиж, социальный успех);
5 – потребность в самоактуализации, осуществлении самого себя.
Возникшие потребности побуждают личность к активному поиску путей их удовлетворения и становятся внутренними побудителями ее деятельности – мотивами.
А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
1. Мотивы имеют иерархическую структуру.
2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимы существующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию.
3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются относительно неактуальными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу.
4. С ростом потребностей повышается готовность к активности, т.е. возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
Мотивы делятся на:
1) неосознаваемые – установки и влечения;
2) осознаваемые – желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения.
Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Влечение – неосознанная по содержанию и цели потребность.
Желание – мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она ещё не выступает в качестве сильного побуждения к действию.
Интерес – избирательноеотношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы человека чрезвычайно разнообразны. Одна и та же деятельность у отдельных людей может быть мотивирована разными интересами и удовлетворять различные потребности.
Например, один ученик стремится хорошо учиться, потому что у него развита жажда знаний, для другого хорошая учеба – средство завоевать уважение окружающих, третий не хочет огорчать родителей, четвертый готовится поступать в институт.
Очень важно научиться вызывать интерес у себя и у других.
Например, Ж. -Ж. Руссо в романе «Эмиль, или о воспитании» рассказывает, как воспитатель вызывает у мальчика интерес к чтению, не прибегая ни к советам, ни к принуждению. Он стремился превратить это скучное (как ребенку казалось) занятие в средство удовлетворения его потребностей.
«Эмиль часто получал письма от отца, матери, друзей, пригласительные билеты на обед, экскурсию, лодочную прогулку, посещение праздников. Эти письма и билеты написаны коротко, четко и ясно. Но Эмиль еще не умел читать и должен был найтись кто-то, способный ему их прочесть. Этот некто всегда или опаздывал, или не проявлял желания читать. Таким образом, момент упущен. Мальчик с опозданием узнавал об ожидавших его радостях. Как было бы хорошо, если бы он умел читать! Возникает желание учиться…»
В качестве еще одного примера можно привести ситуацию, описанную в книге М. Твена «Приключения Тома Сойера».
Том провинился, и тетушка Полли в наказание заставляет его белить огромный забор (общеизвестная истина: превращать труд в наказание – верный способ вызвать к нему отвращение).
Том принялся за дело безо всякого энтузиазма. Перед ним возникла проблемная ситуация – выполнить задание и при этом не прикоснуться к забору. И здесь его посещает гениальная идея. Том разыграл перед Беном Роджерсом сцену работы с увлечением. Всем своим видом он демонстрировал, что белить забор – удовольствие, что это приятное занятие и к тому же очень необычное. И вот уже Бен умоляет Тома разрешить ему побелить немножко и отдает ему за эту честь свое почти целое яблоко. С этого момента все мальчишки, которые проходили мимо, покупали у Тома право на работу, которую они в другой психологической ситуации ни за что не стали бы делать. И сам того не ведая, Том открыл закон, управляющий поступками людей: «Работа есть то, что мы обязаны делать, а игра есть то, что мы не обязаны делать».
Склонность – ярко выраженная потребность личности заниматься определенной деятельностью.
Между интересом и склонностью есть много общего, но есть и различия.
Например, можно с удовольствием посещать кинотеатр, читать книги о выдающихся актерах, коллекционировать их фотографии и т.д., но при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино.
Есть много любителей спорта, которые ходят на стадионы, активно «болеют» за любимые команды или любимых спортсменов, читают спортивные газеты и журналы, носами не делают даже утренней физзарядки. Есть интерес, но нет склонности.
На основе интересов и склонностей у человека формируются идеалы.
Идеал – важная цель личных стремлений человека, зовущий пример, эмоционально окрашенный эталон действия.
Идеалы, возникая под воздействием условий жизни и воспитания, меняются с возрастом и могут в зависимости от их содержания оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие личности.
Формирование идеала тесно связано с мировоззрением.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир. Оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действия, привычек и склонностей.
Ядро мировоззрения составляют убеждения.
Убеждения – сплав из познавательных, эмоциональных и волевых компонентов.
«Убеждение… – писал Н.А. Добролюбов, – только тогда и можно считать истинным, когда оно проникло в внутрь человека, слилось с его чувством и волею, присутствует в нем постоянно, даже бессознательно, когда он вовсе о том и не думает».
Мировоззрение может развиваться не только равномерно, постоянно, бесконфликтно, но и конфликтно, неравномерно, с задержками, кратковременными или длительными отступлениями.
Многие из мотивовсо временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.
Мотивация – более широкое понятие, чем мотив.
Мотивация – совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Вопрос о мотивации деятельности возникает всякий раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.
Проблема мотивации поведения человека привлекает внимание ученых с древних времен. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков.
Все теории имеют свои достоинства и недостатки. Основной недостаток заключается в том, что они в состоянии объяснить лишь отдельные феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих в этой области психологических исследований. Поэтому изучение мотивационной сферы человека продолжается и в наши дни.
Мотивация поведения и поступки человека тесно связаны с волевой регуляцией.
6 вопрос. В своих ранних исследованиях Айзенк обнаружил два базовых параметра личности:
1) интроверсия – экстраверсия;
2) невротизм (эмоциональная стабильность – нестабильность).
Связь этих двух базовых параметров личности с четырьмя типами темперамента, выделенными древнегреческими врачами Гиппократом и Галеном, и с более широким спектром личностных характеристик представлена на рис. 1.
Рис. 1 Соотношение двух базовых параметров личности с четырьмя типами темперамента
Уже после того, как Айзенк построил свою типологию личности только на двух базовых параметрах, он добавил еще и третий параметр, который назвал психотизм. Люди с высокими значениями по этому параметру склонны к одиночеству, бесчувственности и невниманию к другим и находятся в оппозиции к принятым нормам поведения. Айзенк и Лонг замечают, что есть много свидетельств в пользу существования этих трех параметров. Они обнаружены при изучении индивидов, принадлежащих к различным культурам, и есть доказательства, что в каждом параметре присутствует наследственный компонент.
В полной мере мы сможем оценить теоретическую систему Айзенка, если более детально рассмотрим один из трех параметров, а именно, интроверсию – экстраверсию.
По Айзенку, типичный экстраверт общителен, любит вечеринки, имеет много друзей, жаждет чего-то возбуждающего, импульсивно действует под влиянием момента. Как можно видеть, в этом параметре есть два аспекта – общительность и импульсивность, которые до определенной степени могут проявляться раздельно, но которые оказались достаточно связанными между собой, чтобы их можно было объединить понятием экстраверсии.
Интровертированный человек склонен к интроспекции, он не любит шумных сборищ, он замкнут, рефлексивен, не доверяет импульсивным решениям и предпочитает упорядоченную жизнь той, которая полна случайностей и риска.
Существуют ли другие значимые и теоретически обоснованные различия в поведении, связанные с параметром экстраверсия – интроверсия?
Интроверты более чувствительны к боли, чем экстраверты, они быстрее утомляются, возбуждение мешает их деятельности (в то время как экстравертам оно помогает), и они больше ориентированы на точность, а не на скорость в отличие от экстравертов.
Были обнаружены и другие различия:
1. Интроверты лучше успевают в школе, чем экстраверты, особенно по более сложным предметам. Кроме того, если студенты «вылетают» из колледжа из-за академической неуспеваемости, то скорее всего это будут экстраверты, а если имеются причины психологического плана, скорее всего эти студенты окажутся интровертами.
2. Экстраверты предпочитают проводить отпуск, общаясь с людьми, тогда как интроверты предпочитают более уединенное времяпрепровождение. Экстраверты любят уклоняться и отвлекаться от рабочей рутины, интроверты же гораздо меньше нуждаются в новизне и разнообразии.
3. Экстраверты наслаждаются откровенным сексуальным и агрессивным юмором, тогда как интроверты предпочитают более интеллектуальный и более тонкий юмор – такой, как каламбуры и тонкие шутки со скрытым смыслом.
4. Экстраверты более активны в сексуальной сфере, т.е. они имеют большее количество разных партнеров и чаще их меняют.
5. Экстраверты более внушаемы, чем интроверты.
Справедливость последнего утверждения была продемонстрирована при изучении в Англии эпидемии одышки и связанных с ней неприятных симптомов. Стоило лишь появиться первому сообщению некоторых девушек об обмороках и головокружении, как последовал взрыв таких же жалоб, так что 85 девушек пришлось увезти в больницу на машине «скорой помощи»: «они валились на землю, как кегли в кегельбане».
Когда сравнили девушек, охваченных этими симптомами, с теми, у кого подобные симптомы не наблюдались, то, как и ожидалось, у первых и невротизм, и экстраверсия были выше. Другими словами, те индивиды, чьи личности были наиболее предрасположены к внушению, оказались более восприимчивы к сообщению о начавшейся эпидемии.
И последний факт – исследование учебных привычек у экстравертов и интровертов, который может быть особенно интересен студентам колледжей. В исследовании ставился вопрос, связаны ли, как предсказывает теория Айзенка, эти личностные особенности студентов с их предпочтениями, где и как заниматься. В полном соответствии с теорией индивидуальных различий Айзенка были обнаружены следующие факты: 1) экстраверты чаще, чем интроверты, предпочитали заниматься в библиотеке, что давало им дополнительные внешние стимулы; 2) экстраверты чаще делали перерывы в работе, чем интроверты; 3) во время занятий экстраверты предпочитали гораздо более высокий уровень шума и общения, чем интроверты.
Экстраверты и интроверты различаются по своим физиологическим реакциям на один и тот же уровень шума (у интровертов реакция сильнее), и каждый из них успешнее всего действует при том уровне шума, который предпочитает. Из этих исследований можно сделать важный вывод, что для экстравертов и интровертов нужна по-разному организованная среда, разные требования к библиотекам и общежитиям.
7 вопрос. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В.С. Мерлину):
1) сознание отличия себя от остального мира;
2) сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
3) сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
4) социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
В онтогенезе (развитии) самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания – левым полушарием.
Критерии самосознания:
1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
2) осознание своей активности – «Я, управляю собой»;
3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.
Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
В структуре самосознания можно выделить:
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
Самосознание включает в себя:
• самопознание – интеллектуальный аспект познания себя;
• самоотношение – эмоциональное отношение к самому себе.
Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:
1) непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;
2) целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
3) рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
4) целенаправленно-деятельный уровень – своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.
Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности:
· уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация»);
· интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).
В целом можно выделить три пласта сознания человека:
1) отношение к себе;
2) отношение к другим людям;
3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
§ эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то – хорошие люди»);
§ группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он – хороший»);
§ просоциальный уровень («Другой человек – это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);
§ эстохолический уровень – уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность – главное в отношении к другому человеку»).
Нарушения самосознания. При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические расстройства самосознания:
· деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;
· расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;
· нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;
· крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.
Вопросы для контроля и самоконтроля
1. Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида, как личность, как индивидуальность: аккуратность, медлительность, общительность, сила воли, сообразительность, мечтательность, лень, самолюбие, решительность, математические способности, темперамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразительная мимика, литературная одаренность, направленность, близорукость, состояние нервной системы?
2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? индивидуальности? Если да, то при каких условиях?
3. Расскажите об основных качествах направленности личности.
4. Какова связь направленности и потребностей личности?
5. Объясните суть понятия «мотив».
6. Приведите классификацию мотивов.
7. Что вы знаете о мотивации деятельности человека?
8. Как мотивация связана с волевой регуляцией?