Профессии кинематографа
Руководящий состав
• Продюсер — художественный и финансовый руководитель проекта. Формирует проект, выбирая сценарий и режиссёра, и осуществляет производство и контроль.
Примечание. Различные подтипы продюсеров — «линейный продюсер», «исполнительный продюсер», «креативный продюсер» и т. п. — как правило, не являются продюсерами в общепринятом смысле этого слова, и представляют собой административных работников, которым продюсер делегирует какие-либо свои полномочия. Под креативным продюсером нередко понимают редактора, а линейный и исполнительный продюсеры в России занимают промежуточную позицию между собственно продюсером (генеральным продюсером) и директором картины. Термин «исполнительный продюсер» в России появился как неверный по смыслу перевод термина «executive producer», который в США, на самом деле, означает «генеральный продюсер».
• Режиссёр-постановщик — ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке. Руководит работой актёров и всех остальных участников съемочной группы (оператора, звукорежиссёра, художника-постановщика и др.).
Режиссёрская группа
Режиссёрская группа, как правило, возглавляется режиссёром постановщиком.
• Второй режиссёр — обрабатывает сценарий после режиссёра-постановщика. Занимается тем, что корректирует (проверяет) правильность (отсутствие ошибок в сценарии).
• Режиссёр по работе с актёрами — участвует в выборе актёров для кастинга. Знает все про актёров, обладает знанием про то, кто, с кем, как и когда может работать (на уровне подбора актёров). Он также предлагает актёров на роли. Решает вопросы взаимодействия режиссёра с актёрами.
|
• Помощник режиссёра — человек, который лично передаёт указания режиссёра-постановщика той или иной группе лиц. Ведёт учёт отобранных дублей. Пишет рабочую версию того, что пишет камера.
• Консультант — специалист в той или иной научной дисциплине, который консультирует режиссёра-постановщика и актёров по тематике сюжета фильма, историческим событиям, военной тактике и пр.
Административная группа
• Директор фильма — решает организационные вопросы во время съемочного периода: локейшн-менеджмент (подготовка мест для съемок), договоры с владельцами государственных и частных учреждений и т. п.
•Заместитель директора — выполняет распоряжения директора, замещает его, когда это необходимо.
•Администратор по площадке — обеспечение съёмки на съемочной площадке. «Тишина на площадке» и любые организационные вопросы. Руководит рабочими (переноска, установка, действие работы).
Работа над сценарием
• Автор идеи или сюжета, произведения или книги
• Сценарист — пишет сценарий фильма.
• Редактор — проверят грамматику, орфографию, пунктуацию и, на уровне литературы и на уровне текста, корректирует опечатки и ошибки. Идеологически выравнивает сценарную работу посредством ведения переговоров, применяя дипломатическое искусство в беседе.
Актёрский цех
Актёрский цех — подчиняются режиссёру-постановщику, второму режиссёру, ассистенту режиссёра-постановщика.
• Актёр и актриса — выразительное средство режиссёра. Различают актёров и актрис: первого (главная или ведущая роль) и второго плана и участников эпизодических ролей.
|
• Дублёр и/или Дублёрша — те, кто подменяет собой актёра и/или актрису при выполнении тех или иных сцен. Например, эротические сцены, трюки и прочее. Иногда может быть задействован при озвучании фильма.
• Массовка — участники массовых и/или сцен на улицах и в других общественных местах. Массовкой руководит обычно бригадир массовки.
Трюковая группа
• Режиссёр-постановщик трюков — режиссёр, на долю которого выпадает задача поставить и проработать трюк «от и до».
• Исполнители трюков — выполняют задачу режиссёра-постановщика как дублёры или в эпизодических ролях.
• В фильмах, в которых главную или эпизодическую роль играют животные (например, Полосатый рейс, Ко мне, Мухтар! и пр.), в эту группу входит также и дрессировщик.
Операторская группа
Операторская группа (вся целиком) подчиняются оператору-постановщику.
• Оператор-постановщик он же главный (или ведущий) оператор — отвечает за изобразительное решение фильма (как художественно-качественное, так и технически-качественное). Подчиняется режиссёру. Руководит операторской группой. Разрабатывает художественное, а также цветовое, световое решение фильма.
Совместно со вторым режиссёром и фотографом подыскивает подходящую съёмочную площадку (квартира, офис, бар и т п) и/или подходящий ландшафт для съёмок на открытой местности.
Составляет список техники, которая ему понадобиться совместно со 2-м оператором. Впоследствии волю оператора до операторской группы доносит второй оператор.
|
• Второй оператор — сидит непосредственно за камерой, управляет её движением в рамках установленной режиссёром и оператором-постановщиком композиции, следит за качественными параметрами.
• Ассистент оператора — выполняет функции «фокусника», то есть выполняет фокусировку объектива киносъемочного аппарата на необходимых по замыслу объектах. Измеряет заранее рулеткой дистанцию и переводит плоскость резкости объектива в процессе съёмки в случае движения камеры или смены главного объекта, который должен отображаться резко. Устраняет внезапно возникшие помехи в кадре. Также производит измерение экспозиционных параметров и отвечает за правильную экспозицию. Выполняет измерение цветовой температуры съемочного освещения и осуществляет подбор конверсионных светофильтров.
• Бригадир светотехников с бригадой — человек, отвечающий за свет (в случае необходимости вызывается машина «лихтваген» с осветительными приборами и генераторами для съёмки).
• Механик камеры или видео-инженер (если видео или телевидение) — Обеспечивает техническое обслуживание камеры и её установку. Перезаряжает плёнку, кассеты, меняет оптику и т. д.
• Дольщик — (dolly — операторская тележка) человек, который отвечает за тележку. Ставит рельсы, везёт тележку с оператором.
• Кранмейстер — человек, отвечающий за работу операторского крана. Монтирует его, помогает устанавливать камеру, отвечает за технику безопасности и осуществляет движение стрелы с камерой.
• И ряд других.
Художественный цех
• Художник-постановщик — (с группой). (подчиняется режиссёру и второму режиссёру) отвечает за художественное решение фильма, строит декорации, художественное решение интерьера.
• Декоратор — Отвечает за художественное решение фильма, за костюмы, грим и так далее.
• Технолог декораций — разрабатывает (технически) декорации. Продумывает техническую реализацию декораций.
• Бутафоры — создают предметы, необходимые для декорации.
Гримёрный цех
• Художник-гримёр (подчиняется режиссёру, второму режиссёру). Делает выписку кого, как и когда гримировать. Следит за соответствием этого процесса. Кому какой парик и т. п. Изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Решает все вопросы, связанные с цветом глаз, старением, типом кожи, ранениями.
• Ассистент художника-гримёра — занимается поправлением грима, выполняет все работы связанные с поддержанием внешнего вида. На нём — вся рутина художника-гримёра.
• Гримёр — изготовление накладных париков, усов и т. п. под соответствующий образ. Гримирует: старением, типом кожи, ранениями.
Костюмерный цех
• Костюмер — отслеживает все, вплоть до положения пятен грязи на одежде. Имеет дубль костюма.
• Художник по костюмам — подготовка костюмов к съёмкам. Знание исторической достоверности костюма. Моды, знаков различия и т. п.
• Ассистент художника по костюмам — выполняет, в основном, утилитарные функции, а также производственные и иные поручения художника по костюмам.
Реквизитный цех
•Реквизитор — выдает предметы антуража и прочий реквизит.
Музыкальный цех
• Композитор — Пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма.
• Музыкальный редактор — Знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения.
• В музыкальных фильмах, фильмах-мюзиклах (таких как, например, Пиковая дама, Принцесса цирка и пр.) к этому цеху относятся также балетмейстер и/или хореограф, постановщик танцев и др. специалисты в области музыкального искусства.
• Авторы и исполнители песен, исполняемых в фильме, дирижёр, музыкальная группа и даже симфонический оркестр, в исполнении которых звучат песни, композиции и иное музыкальное сопровождение фильма — все они также состоят в этом цехе.
Звукорежиссёрская группа
• Звукорежиссёр — Курирует все этапы звукопроизводства. Формирует концепцию звука. Создаёт художественные звуковые образы. Руководит всем департаментом.
• Микрофонщик (англ.) — заведует микрофонным парком. наводит (направляет) микрофоны на сюжетно-важные объекты. управляет их перемещеинем в соответствии с поставленой задачей.
• Звукооператор — работает со звуком, с записями, отслеживает качественные параметры фонограммы, такие как например — уровни звуковых компонент, их частотную характеристику и соотношение сигнал/шум.
• Дизайнер звука (англ.) — занимается созданием звуковых спецэффектов (англ.), а также звуков, не имеющих соответствующего аналога в природе или которые невозможно записать, например, звук, издаваемый динозаврами.
• Звукоинженер (англ.) — специалист обслуживающий комплекс звукового оборудования.
• Монтажер звука (англ.) — монтирует звуковые компоненты. Раскладывает записанные реплики синхронно изображению.
• Звукооформитель — специалист по записи синхронных шумов. Имитирует и воспроизводит синхронно изображению необходимые шумы. Например: шаги человека, пробег лошади, поцелуи и прочии шумы воспроизводимые человеком и живыми существами.
• Звукорежиссёр перезаписи (Post-production sound mixer) — важный специалист на финальном этапе формирования картины. Не стоит путать перезапись с переозвучиванием. Перезапись — это последняя стадия фильмопроизводства, во время которой происходит обработка, локализация, сведение и мастеринг всех многочисленных звуковых компонент.
Монтажная группа
• Режиссёр монтажа — человек, ответственный за основные монтажные решения. Выполняет чистовую сборку картины. Не редки случаи, когда функции режиссёра монтажа выполняет сам режиссёр-постановщик.
• Монтажер — готовит исходный материал к монтажу, синхронизирует звук и картинку, нарезает дубли и т. д.
Переходящие люди
• Фотограф — Съемка актёров во время кастинга. Составления коллажей, плакатов, буклетов. Фотосъёмка и наложение актёров на пейзажи, для изготовления фотографий фигурирующих в кадре. Документирует съемочные вопросы. Фотосъёмка места съёмки. Помогает при съёмке объектов. Съёмка костюмов, грима. Входит в состав операторской группы.
• Пиротехник и/или оружейник — это тот, кто нужен, когда в кадре необходимо создать имитацию взрыва, выстрела (или не имитацию). Он рассчитывает требуемое количество заряда, направление взрывной волны; следит за сохранностью и техникой обращения с оружием; инструктирует об особенностях оружия. Создание искусственного тумана — также дело рук пиротехника. Входит в состав операторской группы.
• Специалист по спецэффектам — занимается разработкой спецэффектов (от искусственного тумана до компьютерной графики), консультирует и продумывает реализацию. Входит в состав операторской группы.
• Рабочие — выполняют различные поручения.
• Буфетчик и его ассистенты — обслуживание питанием съёмочную группу. Помощь в подготовке продуктов питания (если необходимо) для съемочной сцены.
• Врач — в случае необходимости обеспечивает своевременное оказание своевременной медицинской помощи участникам съёмочной группы. В сценах, где по сюжету фильма совершаются те или иные медицинские манипуляции и/или нужны специальные медицинские навыки и познания (наложение повязки, инъекции и пр.) — консультирует режиссёра-постановщика и актёров по правильности их выполнению. Иногда может быть задействован режиссёром в эпизодической роли в сценах, где нужны специальные медицинские познания и/или навыки (скажем, врач «скорой», приехавший на вызов)
• Водители — подчиняются администратору по площадке и директору фильма. Также могут быть задействованы режиссёром-постановщиком в эпизодических ролях (водитель такси, например) или в качестве дублёра того или иного актёра (если он не имеет водительских прав и/или навыков вождения автомобиля (мотоцикла)).
• Art Cinema •